Рассылка «Как читать Библию». Письмо пятое
Друзья! Снова приветствую вас. Напоминаю, вы можете делиться впечатлениями о серии и оставлять свои комментарии.
Только один смысл?
В прошлый раз мы говорили о простых и доступных инструментах для углубления в священный текст. Сегодня мы поговорим о результате – тех смыслах, которые рождаются при вдумчивом чтении.
Но подождите, — скажет мне внимательный читатель, — разве у текста Библии может быть несколько смыслов? А как же истина? Разве может быть две, три, пять истин?
Самый лучший ответ, который мне приходилось слышать, дал катехизатор А.И. Черняк, напомнив, что Истина – это Христос, Он – Воплощенная Истина, а все остальное – лишь приближение к этой истине.
На истину можно смотреть с разных сторон. Вспомним анекдот про слона, которого осматривали слепые, и спорили, слон похож на столб или на веревку, — и не будем уподобляться этим слепцам.
Такие разные толкования
Идея о единственном верном толковании чужда святоотеческой традиции толкования, и вы можете в этом легко убедиться. Рассмотрим для примера поучение ап. Павла в Рим. 12:19-21:
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Это поучение можно понять в буквальном смысле, в свете Псалмов: если передашь суд над грешником Богу, Он Сам воздаст ему, прольет на него уголь и серу (Пс. 10:6, Пс. 139:11). Это также можно понять в переносном смысле: если передашь его Богу и будешь делать добро, грешника обличит горящая совесть (преп. Иоанн Кассиан), выжжет в нем холодность и зло (блаж. Иероним).
А что значит «побеждай зло добром»? Побеждай зло в обидчике, делая ему добро, как думает большинство? Свт. И.Златоуст предлагает более изящное толкование, и оно не требует даже отходить от первого, буквального смысла. Желая мщения, передай обидчика Богу и сделай ему добро, чтобы уж Бог отомстил ему в полноте. Но когда ты будешь делать добро, ты сам не заметишь, как изменишься, и победишь зло в самом себе.
В данном примере одно толкование не противоречит, а дополняет другое, от буквального смысла происходит переход к духовному.
И таких случаев с разными толкованиями довольно много.
Например, почему Иисус запрещает рассказывать о чудесах, в частности, исцеленному прокаженному (Мк. 1:44)?
Мы можем насчитать как минимум семь вариантов объяснений:
- Иисусу будет невозможно и передохнуть из-за толпы желающих увидеть чудеса.
- В Его служении проповедь важнее чудес; если будут искать чудес, Он не сможет проповедовать.
- У людей сложится неправильное представление о том, Кто такой Мессия: Он не столько чудотворец и проповедник, сколько Искупитель.
- Христос так учит нас смирению.
- Просто не настало время.
- Он поступает так ради учеников. В качестве учеников Ему нужны не желающие видеть чудо, а готовые к истинному ученичеству, служению другим.
- Этот акцент есть у Марка, а вот у Луки в других чудесах его нет. Возможно, некоторым людям лучше помолчать о вере, чудесах, и больше старания приложить к тому, чтобы исправить жизнь и не быть наказанными снова.
И каждое мнение отражает одну из граней истины. Какое из них больше относится к вашей ситуации?
4 смысла Писания
В древности выработалась система толкований, т.н. «квадрига» смыслов:
Буквальное толкование. Это тот смысл, который отражает буквальный смысл текста. Например, восстановление стен Иерусалима – это просто строительная операция. Переход через Чермное море – чудо Божие. Манна – пища, которую ели иудеи в пустыне.
Прообразовательное толкование (теория). Здесь реальность древняя служит прообразом новой. Иерусалим как град Божий, место обитания Бога – это прообраз Церкви, и тогда восстановление его стен – это восстановление Церкви после гонений, упадка. Переход через Чермное море – прообраз Крещения (прохождение через смерть к жизни), а манна – прообраз Евхаристии.
Аллегорическое (моральное) толкование. Здесь значения довольно произвольно приписываются тексту, чтобы дать какое-то нравственное поучение. Иерусалим – это образ души человека, и тогда восстановление Иерусалимских стен – это покаяние, возвращение Духа. Чермное море может выступать как образ всей жизни человека, или отдельный эпизод ее, и тогда можно говорить о смелости и терпении – чтобы отважиться на переход, и чтобы идти всю жизнь. Манну можно видеть во всем, в чем мы нуждаемся: Слово Божье, тепло человеческих отношений, смысл жизни.
Пророческое толкование. Все, сказанное о прошлом, осуществится в Царстве Божием. Восстановление Иерусалимских стен – это Новый Иерусалим, сходящий с неба, или восстановленный человек, во всей полноте, без недостатков. Чермное море – это нынешний век, после которого наступит Царство Божие. А манна – это удивительная сладость, которая ждет всех, оказавшихся с Богом в Его Царстве.
Практика: 99 Псалом
Попробуйте таким образом прочесть 99 Псалом.
1 Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
- Сначала попробуете разобраться с буквальным смыслом. Обратите внимание на 1 стих. Кто мог быть автором этого псалма? К кому обращается псалмопевец? Какую ситуацию в историческом смысле описывает этот псалом (вы определите это, разобравшись, что означают «врата» и «дворы»)?
- Постарайтесь увидеть в псалме небуквальные смыслы, означенные выше.
- Если бы вам пришлось проповедовать об этом псалме, какие смыслы вы бы предложили слушателям?
- Сравните ваше понимание с некоторыми примерами, представленными в обзорной статье Т.Миллер.
- Если этот псалом оказался для вас в чем-то важным, не забудьте поблагодарить.
Буквальный или переносный смысл?
Нередко толкования с привлечением духовного, более полного смысла (2,3,4) оказываются весьма продуктивными – например, в случае 136 Псалма, «На реках Вавилонских». Буквальное чтение говорит о следующем. Иудеев переселили с Обетованной Земли, и заставляют тешить слух завоевателей. Иудеи скорбят и вопиют к Богу об отмщении – пусть с завоевателями поступят также жестоко, как они поступили с народом Божиим. Но в монашеской традиции этот псалом был переосмыслен. Основная брань монаха – не с людьми, а тем злом, которое он открывает внутри себя, это борьба за очищение души. И вот под Вавилоном понимается грех, младенцы Вавилона – это зародыши греха, помыслы, которые нельзя подкармливать, нянчить. Но вместе с тем, не нужно с ними бороться своими силами, вести с ними холодную войну. Их нужно разбивать о камень – камень веры, Христа, т.е. исповедовать их Богу, чтобы Он с ними справился. И ведь это работает![1]
Но все же начинать нужно с уяснения буквального смысла текста. «Не прыгай через десять ступенек, шею сломаешь», — говорит И.Я. Гриц тем, кто сразу пытается вычитывать духовные смыслы. И это вдвойне верно, поскольку аллегориями в прошлом злоупотребляли именно тогда, когда не знали, что сказать.
Когда Аврааму для заключения завета Бог повелевает взять трехлетних коров, коз, овец и птиц и рассечь их, и потом пройти посередине (Быт. 15:7-21) – это должно прообразовать нам Троицу и учить непорочности, скромности, любви к Богу и ближнему? Или все-таки указать на важность Завета, обычай заключать договор, который наглядно свидетельствовал, что будет с тем, кто уклонится от него? Когда Иисус въезжает на молодом осле, которого ведут вместе с его матерью – верно ли, что ослица символизирует Ветхий, а осленок – Новый Заветы? Или все же это свидетельство того, что Его мессианство – иное, чем представлялось большинству, Он не сторонник насилия (и это образ восстановления справедливости для нас, Его учеников)?
Чтобы уяснить буквальный смысл, важно представлять себе исторический контекст, образ мысли древних, систему их символов. Что сказанное значило для слушателей тогда, когда это прозвучало впервые? Огромная заслуга современной библеистики в том, что она дает нам возможность это лучше понять. Но, как и в случае с переводами, хорошо бы понимать, как работает современный исследователь, знать ограничения критических методов, чтобы не принимать все написанное на веру.
[1] Вы можете также специально посмотреть красивое аллегорическое толкование свт. Григория Нисского «О жизни Моисея законодателя» (в современном переводе А.Десницкого), его же или Оригена «Толкование на Песнь Песней».
Множество смыслов и лучший способ толкования
Сколько оттенков смысла может содержать один отрывок? Бесконечно много. Иудеи считали, что на один отрывок можно дать 70 толкований, по числу народов земли (и я подозреваю, что семьдесят здесь – число символическое, образ полноты, толкований может быть и больше). Мы не раз убеждались в том, насколько по-разному может быть понят отрывок, когда его читают и обсуждают в группе, как он может по-разному звучать у разных проповедников, когда даже мы сами индивидуально размышляем над ним с некоторым промежутком во времени.
А лучший способ толкования – жить по-Евангельски, опытно проживать истины Слова Божия.
Однажды к группе молодежи, читающей Евангелие, пришел монах из бедного монастыря. Ведущий был хорошо подготовлен по толкованиям, а монах – случайный гость. Но все признали, что слово этого монаха было из опыта, и действовало гораздо лучше книжных знаний. На этом пути «толкования жизнью» нет предела совершенству. А вот толкования «от головы» (даже если они основаны на авторитетных источниках), но без опытного проживания, немногого стоят.
И все же у некоторых иногда присутствует страх: вдруг все-таки я что-то не так пойму?
Дух Святой научит вас всему
Когда Иисус оставлял Своих учеников, Он несколько раз подчеркнул, что не оставляет их одинокими, сиротами. С учениками будет Дух Святой, который и подается Церкви в Пятидесятницу.
Мы – члены той же Церкви, сказанное им относится и к нам.
Богу все известно о нас. Он знает все, в чем мы имеем нужду. Он хочет нашего спасения и устраивает его. Все важное для спасения Он, без сомнения, откроет через Своего Духа:
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Ин.16:7-14)
Верим ли мы в эти слова Божьи?
Буду рад вашим откликам, вопросам, комментариям.
PS. Небольшое замечание о роли технических навыков
Читая сегодняшнее письмо, у кого-то может возникнуть ощущение, будто вас учат «жонглировать» со смыслом Писания. А вот те толкования, которые нас действительно трогают, написаны будто совершенно не технично. Да и в принципе у вас были моменты, когда вы, читая Писание, самостоятельно вдруг видели, как это касается вашей души, или Церкви, — не зная о четырех смыслах…
Что на это можно сказать? Обучение любому искусству проходит через тренировку некоторых навыков. Прежде, чем писать иконы свободно, вы будете много раз писать по иконописным образцам. Прежде, чем освоить эмпатию в психотерапии до того, чтобы не задумываться о ее употреблении, вам придется много раз сознательно строить эмпатические реплики. А, занимаясь музыкой, вы, даже обладая талантом Паганини, будете отрабатывать гаммы и учебные упражнения. Этой же наработкой техники толкования занимались и в богословских школах Александрии и Антиохии.
Изучение техники лишь расширяет наши возможности. Это очень полезный навык не только для личного чтения, но и особенно для ведения групп, для составления проповеди. И все же, чтобы толкование «ожило», требуется нечто большее, о чем мы поговорим в следующем письме.
Это было пятое письмо рассылки «Как читать Библию». Оставайтесь с нами, не откладывайте учебные задания «на потом», так вы сможете лучше усвоить предлагаемый материал! До встречи!
Это письмо хорошо дополняют:
Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование аввы Нестероя о духовном знании
Исайя Отшельник. Пример иносказательного толкования чудес Господа
Не возлагайте всего на пастырей Церкви, чтобы они сообщали вам все, что есть в Писании для руководства на всякое время. Ибо и сами вы — овцы словесного и разумного стада (свт. Иоанн Златоуст)