Рассылка «Как читать Библию». Письмо шестое
В предыдущих двух письмах мы говорили о том, что помогает лучше понять текст и выделить в нем несколько уровней смысла. Но чтение Священного Писания верующими не может ограничиваться чисто интеллектуальными операциями. Вот как об этом сказано во втором послании ап. Петра:
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Когда-нибудь Писание станет ненужным, — когда Христос полностью воссияет как Утренняя звезда в нашей жизни, — говорит автор Послания (и ему вторит свт. И.Златоуст в начале комментария на Матфея). А пока нам следует обращаться к Священному Писанию, которое подобно светильнику делает ясным пути нашей жизни.
Однако как читать Писание по-настоящему, чтобы оно стало силой, меняющей нашу жизнь?
Постижение Писания как Слова Божия возможно тогда, когда нас озаряет Дух Святой – тот же Дух, который вдохновлял священных авторов. В такие моменты ты понимаешь, что это – Слово, обращенное именно к тебе. Сам Бог говорит с тобой через строки Библии.
О таком чтении говорит нам апостол Петр.
К сожалению, несмотря на ясное апостольское слово, многие не имеют такого опыта чтения. Как бы высоко они ни ценили Священное Писание, оно для них – только голоса из прошлого. Эти голоса можно ценить, бесконечно изучать и интерпретировать, но с ними невозможно вступить в диалог.
Почему мы перестали слышать Бога?
Кто-то скажет, это из-за того, что современный человек осуетился, и мы не живем, как отцы. Правда, но лишь отчасти. Бог ведь не перестает посылать Свою благодать, и суета была и в древности – просто в других формах.
Скорее, мы потеряли дерзновение, впустив в себя страхи и перестав слышать Бога.
По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем.
А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом.
В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. Той, сказал Он им, воспомянет вам вся (Ин. 14:26).
И чтобы ты знал, что такой путь Богообщения был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: завещаю вам завет нов, дая законы моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом (Иер. 31:31-34; Ин. 4:45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных (2 Кор. 3:3).
Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачеством.
Свт. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея
Страхи лишают дерзновения
Не страх Божий, не священный трепет перед Всевышним и доверие к Нему (Лк. 12:1-7) царят в сердцах многих современных православных христиан. Нет, они полны другими страхами: ошибиться, оказаться обманутыми бесами, впасть в прелесть, стать похожими на протестантов или католиков, сказать или сделать что-то, за что будут осуждать, — как бы чего не вышло. Вместо Бога мы слышим свои страхи, которые, увы, говорят и голосами некоторых наставников современности.
«Дух пугливого неделания», — так определяет это состояние прот. Г. Флоровский.
Нагнетание страхов – отличный способ манипулировать людьми, считает специалист по деструктивным культам С. Хассен.
Давайте же посмотрим, что говорит о страхах Писание.
Могут быть у нас ошибки? Могут, и будут – такова жизнь. Но отлучают ли ошибки от Бога? Нет, от Бога ничего не может отлучить – кроме греха.
Можно ли быть обманутым бесами и впасть в прелесть? Можно, если превознестись. Только превозношение не в том, чтобы стремиться подражать святым, это как раз «смиренное дерзновение». Превозносится тот, кто считает себя лучше и умнее других, и берется вынимать сучок из глаза своего ближнего, судить других вместо Бога.
Что же касается страха осуждения, или того, что другие могут искуситься – давайте учиться у Самого Господа и апостола Павла. Есть моменты, когда надо быть «немощным для немощных». Но никогда нельзя изменять самому себе, тому, на что сердце отвечает «Да и аминь», тому, во что ты веришь и на что надеешься.
И совершенно не важно, похожи ли вы на кого-то, или не похожи. Равняться нужно на Господа и Его святых, и если вы видите нечто в их жизни, чему вы можете подражать, – подражайте этому, даже если точно также поступают какие-нибудь Свидетели Иеговы.
Есть ли у вас подобные страхи? Не пора ли освободиться от них, послушав второго по авторитетности после Самого Господа учителя Церкви, апостола Павла?
31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их].
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание.
37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.8:31-39)
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Ин.4:18) – вторит Павлу любимый ученик Господа Иоанн Богослов.
К этой любви нужно стремиться, ее нужно искать – в Литургии, в братском общении, в служении. И сегодня мы будем говорить о молитвенном чтении Священного Писания, которое невозможно без любви и к любви ведет.
Пример самого простого молитвенного чтения дан уже в примере с аввой Антонием, которым открывается это письмо.
Вопреки мнению некоторых, этот отрывок помещен в «Достопамятные сказания» не для того, чтобы доказать авторство Моисея. Такими вопросами не задавались до XVII века. Но тогда для чего же, чтобы мы просто удивились величию прежних отцов? Нет, это – пример для подражания, ну а что в качестве примера выбран великий авва Антоний – то не удивительно, кому же еще подражать, как не ему?
Теперь мы посмотрим, во что развилась эта практика молитвенного чтения с течением времени.
Молитва слушания как основа чтения
Самое главное в таком чтении – это молитвенное предстояние Господу. Я откладываю все, что меня занимает. Я готов услышать. Я перед Лицом Божиим, Он все видит и слышит. Он знает меня лучше, чем я знаю сам себя. Иногда Он говорит, но Его голос не громкий, подобный веянию тихого ветра (3Цар. 19:12). Я не хочу что-то лихорадочно вспоминать из прошлого опыта. Я открыт к тому, что может родиться сейчас.
Основой такого настроя должно стать молчание, хотя бы несколько минут.
Во время этого периода можно просить Господа молитвой Самуила: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:9).
Можно взывать: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих» (Пс.129:1,2).
Можно смиренно ждать: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга (твой)» (ср. Мф.8:8).
Можно сокрушаться сердцем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13), или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Задача – не столько говорить, сколько настроиться на слушание. Именно в таком состоянии хорошо бы начинать чтение Слова Божия.
Последовательность молитвенного чтения
Чтение. Перед нами – отрывок, желательно — небольшой. Это слово сначала хорошо бы просто услышать: прочесть его медленно, внимательно, по возможности вслух, — чтобы оно зазвучало внутри. Можно прочесть стих – и помолчать, потом переходить к следующему, прочесть – и помолчать. Попробовать прочесть текст несколько раз, чтобы услышать каждое слово.
Размышление. От чтения естественно перейти к размышлению. Здесь можно использовать все, о чем мы говорили раньше: вопросы, переводы, исследование понятий, параллелей, контекста, комментариев. Но лучше не увлекаться этим, а держать фокус на том, чтобы оставаться в молитве слушания. Слой за слоем мы погружаемся в смысл читаемого. Мы не ищем готовых и быстрых ответов, но стараемся побыть с текстом, потрудиться над ним, «пережевывать» его, как учили древние монахи. Поиск смысла Писания – это поиск Самого Бога. Может быть, мы слышим нечто, от чего «загорается» наше сердце (Лк. 24:32) – этого-то мы и искали. Это можно постараться запомнить – или лучше записать.
Молитва. В какой-то момент оказывается, что наш разум насытился, – а в сердце родилось нечто иное – жажда Бога, стремление к Нему.
Мы можем искать Его, потому что Слово открыло нам себя настоящих, и мы ощутили собственную нищету, грех и неспособность исправиться.
Мы можем искать Его, потому что родилось желание стать таким, как говорит Его Слово.
Мы можем искать Его, потому что почувствовали необходимость принести Ему кого-то из людей, о которых напомнило чтение.
Мы можем искать Его, чтобы поблагодарить за то, что нам открылось.
Мы можем искать его просто ради Его Самого, ибо только в Нем успокаивается душа наша (Пс. 61:2).
Молитва – это не всегда слова, а именно устремленность сердца.
Если молитва не идет, то это потому, что очень много людей сегодня стали головастиками, считает И.Я. Гриц. Интеллект большой, а сердце размером с грецкий орех. Надо учиться «отключать» голову и «включать» сердце.
Созерцание. Когда Бог отвечает человеку, сердце наполняется благоговением, ощущением незаслуженной милости, уверенности в будущем. Иногда хочется плакать и благодарить, но это не внешне индуцированные чувства – происходит действительно внутреннее очищение всего человека. Все, что до этого беспокоило, перестает быть столь важным, мысли о врагах или трудностях перестают занимать внутреннее пространство. Бог воцаряется в сердце человека. Эти перемены внутреннего состояния прекрасно описаны во многих Псалмах, это и есть «Христос в нас, упование славы» (Кол.1:27).
Связь этапов чтения между собой
Не обязательно жестко придерживаться данной последовательности при чтении всего отрывка. Можно так погружаться в отдельные стихи и снова возвращаться к целому.
Однако важно выделять специальное время на каждый из четырех этапов.
«Чтение без размышления сухо, размышление без чтения ошибочно, молитва без размышления прохладна, размышление без молитвы бесплодно; благоговейная молитва обретает созерцание, а достижение созерцания без молитвы – либо редкостно, либо чудесно… Чтение, будучи как бы основанием, идёт первым и, дав нам предмет, отсылает нас к размышлению. Размышление более тщательно исследует, чего следует желать; оно как бы выкапывает (ср. Притч. 2:4), находит сокровище (cр. Мф. 13:44) и предъявляет его; но, поскольку само (размышление) не способно им завладеть, оно отсылает нас к молитве. Молитва, изо всех сил устремляясь к Богу, испрашивает сокровище – сладость созерцания», — говорит о таком чтении наставник молчальников Гвиго II Картузианец (+1188).
Практика
- Если вас по-прежнему смущает, что богообщение возможно для таких, как мы, прочтите несколько статей архим. Эмилиана Вафидиса, настоятеля монастыря Симонопетра. Это непререкаемый авторитет Святой горы Афон. Он говорит о том же – о том, что современный человек должен учиться этому опыту, о важности тишины, поиска Бога, о преображающем действии Духа Святого в молитве.
- Прочтите пример молитвенного размышления Гвиго II Картузианца над блаженством «чистых сердцем» (по ссылке). Текст важный, пожалуйста, не пропустите его!
- Попробуйте сравнить эту практику чтения с тем, что мы описывали раньше, например, со структурированным планом чтения из второго письма. Как вы думаете, в чем преимущества каждого из методов?
- Попробуйте в течение рабочей недели именно так читать Св. Писание. Буду рад, если вы поделитесь потом своими впечатлениями.
Это шестое письмо нашей рассылки. И если сегодня мы говорили о средневековом способе чтения, то в следующий раз мы поговорим о тех особенностях, которые характерны для современного подхода к пониманию Библии. Это поможет нам видеть границы, за пределами которых экзегеза перестает быть экзегезой.
А после 7 письма вы сможете посмотреть запись вебинара 🙂
И молитва постоянная потребна, чтобы прозревать во святилище слова Божия (свт. Иоанн Златоуст)