Рассылка «Как читать Библию». Письмо седьмое
Снова приветствую вас с рассылкой «Как читать Библию»!
Сегодня вас ждет очень длинное письмо, но разбить его на две части, сохранив логику, у меня не получилось. Надеюсь, у вас хватит терпения дочитать до конца.
В конце письма вас, как всегда, ждут несколько полезных материалов по ссылкам.
В следующем письме будет ссылка на запись вебинара — в нем мы подводим итоги рассылки и пробуем вместе прочесть первую главу самого первого послания апостола Павла — к Фессалоникийцам.
В прошлых письмах мы рассуждали о множестве смыслов Писания, о роли Бога в понимании текста.
Начиная с Нового времени исследователи все больше обращают внимание на человеческую сторону Писания: как создавалась Библия, что мы можем сказать о намерении авторов и редакторов, какими источниками они пользовались, какими потребностями слушателей они руководствовались, для какого употребления предназначался этот текст, по каким внутренним литературным законам он устроен.
Хотя встречается немало работ, написанных учеными, которые даже не верят в богодухновенность Писания, не верят в самого Бога, все же многие исследования подобного рода существенно помогают нам понять изначальный смысл сказанного. А вы помните, что это – первый шаг здравой экзегезы.
Разговор об этих современных подходах стоит начать с представлений о том, как создавалась Библия. Конечно, наивно пытаться дать вам точную картину в одном письме. Тем не менее, общее представление дать необходимо, поскольку именно из него будет понятно, на что могут обратить внимание современные экзегеты.
История создания Библии в 10 пунктах
- Вероятно, все начиналось с устных рассказов, песен, которые передавались из поколения в поколение, и каждый рассказчик мог немного по-своему рассказывать один и тот же сюжет (например, рассказы о сотворении мира, праотцах Бытия, событиях Исхода).
- Какие-то рассказы, идеи могли быть и заимствованными у народов, с которыми соприкасался Израиль, при этом отсекалось и редактировалось то, что не соответствовало Откровению.
- Другой пласт – это вдохновенные Богом речения, заповеди, законы, по которым должен был жить народ Божий.
- Материалы этих двух пластов творчески соединялись. Причем редакторами выступали люди разных эпох и богословских взглядов. Священники, историки, учителя Закона, пророки – каждый вносил и расставлял свои акценты. Они действовали по вдохновению свыше, но и в соответствии со своими культурными представлениями, личными вопросами, которые вставали перед ними и порученной им паствой.
- Тексты по-разному использовались, жили в народе Божием. Некоторые тексты были предназначены для личного чтения, другие – для публичного использования в определенных случаях (на праздниках, при совершении каких-то культовых действий).
- Добавьте сюда древние молитвы, мудрые изречения, записи со слов пророков, и даже сочиненные специально назидательные истории – и вы получите Ветхий Завет.
- Первыми документами Нового Завета была переписка апостолов, в которой обсуждались темы, важные для конкретных общин.
- Рассказы об Иисусе передавались в этом время в устной форме, записывались лишь отдельные Его высказывания.
- Уже из этих материалов евангелистами создавались связанные тексты. Они, также как и ветхозаветные книги, отражали богословские установки каждого автора и отвечали на вопросы, стоявшие перед их церквами.
- С добавлением и отсечением еще некоторых текстов мы получили Новый Завет.
Предупреждая ваши сомнения
Если вы внимательно прочли пункты выше, а до этого никогда не сталкивались с современными научными представлениями о Библии, у вас может возникнуть когнитивный диссонанс.
- Неужели все это правда? И как нам тогда верить Библии?
- Ведь кажется, что верить можно только тому тексту, в чьем авторстве ты точно уверен, — а тут получается, что даже у одной книги может быть несколько авторов, редакций?
- Как же можно быть уверенным, что за всем этим сложным процессом стоял Бог?
С такими вопросами сталкивается любой человек, который захочет всерьез изучать Библию.
И здесь перед каждым из нас выбор. Мы можем остаться на уровне экзегезы четвертого века – кажется, так безопаснее. Может быть, нам повезет, и мы сами никогда не столкнемся с людьми, способными своими якобы «научными» аргументами посеять в нас сомнения.
Но если нам приходится преподавать, заниматься миссией и катехизацией, проповедовать – мы будем держать наших слушателей на «духовной диете», и для кого-то из них столкновение с миром научных исследований Библии может стать очень болезненным, останется ощущение, будто от них что-то скрывали. А если первой их серьезной книгой станет написанная ученым-атеистом, это может окончиться потерей веры в истинность Слова Божия.
Если же мы выступаем публично, пишем книги – не будем обманываться: игнорируя современные подходы, в лучшем случае мы станем эпигонами великих отцов, а в худшем – просто начетчиками.
Изучать Библию — это риск, но это того стоит
Но мы можем также рискнуть и пойти учиться, изучать современные библейские дисциплины. Если у нас уже была крепкая вера в Бога, историко-критические исследования не повредят – мы уже готовы к некоторому вызову своей вере и понимаем, что наше спасение зависит не от теорий и гипотез, а от Бога Живого и Истинного.
Но учиться нужно не только ради апологетики, защиты своей веры. По мере того, как мы будем изучать современные подходы к библейской экзегезе, мы сможем увидеть много ценного в понимании Библии для современного человека. Меня лично знакомство с миром современной библеистики побуждает быть более аккуратным при выяснении первичного смысла текста: я вижу, где заканчивается экзегеза, и где начинаются фантазии.
Что же до того, продолжаю ли я доверять Библии… Конечно, да, мое уважение к Библии только возросло! Это удивительно – видеть, как через описания очень человеческих отношений, культурных представлений вдруг пробиваются лучи Божественного Откровения.
Ну а то, что Библия не упала с неба, а прошла сложный путь становления, — разве это странно? Разве мы, люди, созданы просто? Удивительная сложность и гармония заложена в человеке. Почему же мы считаем, что Откровение, переданное людьми и предназначенное для нас, людей, должно быть простым?
И все же, что это нам дает?
Попробуем схематично обрисовать, что же нам даст такое сложное представление о Библии, как оно помогает лучшее понять смысл, заключенный в ней. Будем следовать тем же пунктам.
- Если тексты изначально были предназначены для устного рассказа, их также важно сейчас прочитывать вслух. В устном рассказе есть свои средства организовать повествование, акцентировать на чем-то внимание, например, повторы, говорящие имена, знаковые цифры – нужно обращать внимание на такие вещи. Чтобы легче выучить истории наизусть, их определенным образом выстраивали, например, перечисления должны были подчиняться определенной логике, но вовсе не обязательно хронологическому принципу (Бытие 1-2). Важно знать законы риторики древних, и не относиться к этим повествованиям так, как мы относимся к документальной хронике.
- Если рассказы или идеи были заимствованы, изучение ближневосточной литературы должно пролить свет на то, что нам кажется неясным, дать возможность сравнивать. Это – как бы широкий контекст, только нужно помнить, что здесь могут быть и конкурирующие системы мысли, и просто та «руда», из которой выковывалось Откровение. Такие исследования помогают лучше представить уникальность взгляда Библии на сотворение мира, оттенить акценты в том, как преломился в Библии общемировой сюжет потопа. И многие последующие сюжеты имеют параллели в ближневосточных текстах, но при этом – радикально переосмыслены (например, история Моисея и Саргона Аккадского). Книга Притч становится более понятной на фоне египетской литературы мудрости, а сравнение некоторых Псалмов или апокалиптических видений с вавилонскими текстами показывает, как библейские авторы, используя схожие сюжеты, боролись с чуждой идеологией. Таким образом, путем сравнительных литературоведческих исследований можно лучше отделить, что в Писании относится к культуре, а что – к Откровению.
- Законы также можно сравнить с тем, что было у окружающих, — это только высветит уникальность Откровения. А сама природа вассальных договоров Ближнего востока проясняет то, как воспринимали заветы израильтяне.
- Редакторы, составляющие книги, могли усилить акцент на чем-то, что было важно услышать их современникам. Чтобы подбодрить изгнанников, стонущих в земле чужой, чудесное спасение группы людей рисовалось как событие государственного масштаба (численность народа в Исходе явно преувеличена), а эпизоды завоевания небольших городов, локальные стычки превращались в эпическое повествование (Ис.Навин, Судьи). Несколько веков спустя другие редакторы в ужасе от национализма своих соплеменников специально будут подчеркивать нечистую родословную линию Давида (Руфь). И, разумеется, у каждого будут свои акценты: священники будут настаивать на необходимости культа для очищения от греха (Левит), а пророки – чистоты сердца и милосердия к ближним (Второзаконие). Мы сможем различить в Библии отдельные голоса, полутона, — и это очень важно для понимания того, что жизнь с Богом очень разнообразна, личностна, несводима к одному шаблону «самого правильного» пути.
- Понимание, как тексты функционировали в культуре (например, что такой-то псалом читался во время коронации, а такой-то на подступах к Храму) помогает понять детали, с первого взгляда совершенно неясные.
- Все эти и другие материалы были литературно обработаны, получились книги разных жанров. Каждый жанр устроен по собственным законам. Богословский трактат нужно читать иначе, чем научный (его задача – передать идеи в условиях своей культуры; способ выражения может меняться). Эпос не нужно путать с объективным историческим описанием. У поэзии и литературы премудрости есть свои законы толкования, связанные с параллелизмом. А апокалиптика требует погружения в культуру образов этой эпохи и предшествующей традиции, и ни в коем случае не должна пониматься буквально (всадники Апокалипсиса, дракон, рога зверя – это символы, а не буквальная реальность). Например, много споров идет о том, правильно ли относить книгу Ионы к истории или к мидрашу (жанру, близкому к притче). Но важно понять, что для древних смысл этой истории – не в том, был ли проглочен реальный человек или нет, а в уроках покаяния и милосердия, которые дает нам эта книга. В зависимости от того, как мы определим жанр, будут отличаться и оттенки смысла. Скажем, во Второзаконии сказано «Возлюби Господа». Если Второзаконие читать как литературу, похожую на Песнь Песней, мы увидим в этом переживание эмоции, но если Второзаконие — это вассальный договор между Богом и его народом, то любовь в юридическом смысле – это синоним верности.
- Переходя к предельно конкретным документам, переписке Нового Завета, мы сталкиваемся с иного рода проблемами. Оказывается, невозможно правильно понять смысл письма, не зная контекста: кому и по какому поводу оно адресовано, в каких обстоятельствах находился автор. Еще нужно понять, как сказанное в определенной ситуации относится к нам сегодня – механическое повторение в изменившихся условиях может иметь прямо противоположный смысл (например, отлучение как воспитательная мера в условиях отсутствия общины может работать вопреки изначальному смыслу). Современная библеистика предоставляет огромные возможности для понимания изначальной ситуации – надо только научиться разбираться в этом многообразии, выделяя действительно качественные исследования.
- Знание того, что первоначально евангельские рассказы существовали в форме некоторого числа записанных и выученных высказываний, помогает нам понять, почему Евангелисты подчас делают разные выводы из одной и той же истории (см., к примеру, проклятие бесплодной смоковницы). К тому же и Сам Иисус некоторые поучения мог произносить несколько раз, меняя акценты в зависимости от слушателей. Это отчасти помогает понять различия между изложением у Евангелистов.
- И опять, понимание ситуации, в которой был составлен тот или иной новозаветный текст, будет влиять на нашу интерпретацию. Почему Матфей так много внимания уделяет геенне, а Иоанн практически о ней не упоминает? Может быть, потому, что в общине Матфея люди стали жить разнузданно, а Иоанновы слушатели нуждались в поддержке и ободрении? Почему для Матфея идеал – иудейский книжник, наученный Царству, а для Иоанна иудеи в основном враги, что это говорит о составе их общин и отношениях с иудейским окружением? Не правда ли, это может дать богатую пищу для размышлений о том, что в миссии, пастырстве и воспитании нужны разные подходы?
- Наконец, понимание того, почему некоторые тексты не попали в канон (например, Дидахе или Пастырь Гермы), позволяет лучше увидеть, что Церковь стала рассматривать как не вполне православные взгляды, а в чем увидела точное изложение истинного учения.
Я привел лишь несколько примеров того, как современные исследования помогают нам понять изначальный контекст Библии, богословие того или иного библейского автора. Как же всем этим пользоваться? В принципе хорошо прочесть некоторые учебники, посмотреть фильмы, вводящие вас в историко-культурный контекст описываемых событий. И теперь, открывая любую книгу Библии, стоит пытаться еще прежде всякого истолкования найти ответы на серию вопросов:
- Когда и в какой культуре написана данная книга? Чем представления автора и читателей могли отличаться от наших?
- Что мы знаем о самом авторе, обстоятельствах его жизни, как это могло повлиять на написанное им?
- Мог ли он чем-то пользоваться, и как относился к своим источникам?
- В каких обстоятельствах и по какому поводу это было написано? Какие вопросы и проблемы стояли перед слушателями, чего хотел достичь автор?
- К какому жанру относится написанное? Как нам читать эту книгу?
По мере чтения спрашивайте себя:
- Хорошо ли я понимаю реалии того, о чем говорится?
- Если все слишком банально, не упускаю ли я что-то?
Практика. Послание к Филиппийцам, 4 глава
Сегодня в качестве практики я предлагаю вам прочесть один из самых замечательных, но малоизвестных текстов Нового Завета — о любви друг ко другу, о прощении и кротости, о радости, молитве и мире.
1 Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.
2 Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник[1], помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь[2] ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно[3], что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.
[1] Возможно, это личное имя (Сизиг), но скорее всего, неназванный сотрудник Павла, например, Епафродит. Некоторые ошибочно понимали как «супругу» (Климент Александрийский)
[2] Не тревожьтесь, не беспокойтесь
[3] достойно любви или ведет к любви, дружбе; дружеский, милый, любезный (всем)
Попробуйте сейчас не читать дальше, а, помолившись и вчитавшись в текст, написать на бумаге все, что вы думаете об этом отрывке. Это даст вам возможность позднее проверить свою наблюдательность и рассудительность.
Если вы это сделали, предлагаю вам познакомиться с некоторыми фактами, на которые бы обратил внимание современный толкователь. Попробуйте сразу записать, как нижеприведенная информация влияет на ваше восприятие отрывка?
- Филиппийцы были первыми, кого встретил Павел в Греции (Деян. 16:12 и дал.). Эти люди стали искренними соратниками Павла, настоящими друзьями: они послали ему в помощь Епафродита (Флп. 2:25) и поддерживали его в миссионерских трудах материально. Их поддержку Павел рассматривает как служение наравне со священнодействием, как жертву и плод для Царства Божия (Флп. 4:14-18).
- Это письмо написано из тюремных уз, в которых Павел находился не менее двух лет, совершенно не зная, что ждет его дальше.
- Венец, о котором упоминает Павел, — это лавровый венок, которым увенчивали победителей в спортивных состязаниях и военных победах. А благовествование – это служение свидетельства о Христе, в котором, как выясняется, значительную роль играют в это время женщины.
- Возможно, причиной написания всего послания стал конфликт, о котором упоминается во 2 ст. Античный мир отличался большой социальной сплоченностью: люди стремились обрести надежность через принадлежность к какой-то группе, т.наз. «коллегии» – которые давали возможность развивать социальные связи, получать поддержку в трудностях. Христианам церковная община заменяла любые коллегии, и к тому же воспринималась как Тело Христово, в котором спасаются только сообща. Но конфликт ставит существование общины под вопрос.
- Радость считалась главным достижением мудрого человека в стоицизме, одной из основных школ жизни в античности, тогда как мир Божий, шалом, — основная ценность иудаизма. Упоминание их вместе должно было вызывать глубокие ассоциации слушателей и свидетельствует о том, что община была смешанной, и иудеи, и эллины могли найти в ней свое место.
- К выражению Господь близко. Первый век отличался сильными эсхатологическими настроениями (ощущением, что мир подходит к концу, Господь вот-вот явится, и будет Суд). Вместе с тем, для самого Павла близость Божьего присутствия выражалась в том, что в каждом верующем живет Дух Божий.
- Благодарственные и хвалебные молитвы – основные молитвы фарисейского иудаизма, в котором вырос Павел. И именно этому он советует подражать своих слушателей, заручившись доверием к Богу.
Примерно так информация была бы подана в культурно-историческом комментарии. Думаю, без нее вы бы все равно уловили самое важное: надо радоваться, и не переживать, а молиться. Вы бы задались вопросами, кто все эти люди, упоминаемые в послании, — но увы, на это ответа не даст даже современный комментарий.
Что у нас получилось бы, если перевести эту информацию на язык вопросов, как мы уже не раз пробовали? Не сочтите за труд, попробуйте ответить и на них.
- Как ап. Павел обращается здесь к верующим? Попробуйте повторить на память все пять обращений 1 стиха. Почему он называет их своим венцом? Как вы смотрите на себя, как смотрите на своих сотрудников? Есть ли в вашей жизни кто-то, кто так бы смотрел на вас? Кто-то, кому вы говорите подобное? Чем вы, согласно приведенным выше фактам, могли бы заслужить такое доверие?
- Кем были Еводия и Синтихия? Что побудило Павла упомянуть их в послании? Случалось ли вам быть свидетелем или участником конфликта в общине, общем Божьем деле? Если бы вы читали тогда этот отрывок, как бы вы поступили?
- Разберите 4 стих слово за словом. Как вы думаете, зачем в этом тексте присутствует повторение? Что он говорит вам? Как обстоятельства, в которых находится Павел, влияют на ваше понимание?
- Как кротость христиан связана с близостью Господа? Попробуйте предложить как минимум два варианта понимания исходя из замечаний выше.
- Остановитесь на 6-7 стихах. Что утверждает Павел в них? Ср. Пс. 61:9.
- Итак, что же такое мир для вас, и как сохранить мир? (посмотрите паралл. место Кол. 3:2)
- Попробуйте прожить то, что вам открылось, в течение след. дней. Вы можете размышлять над ним каждое утро, а вечером подводить итоги – что получилось воплотить в жизнь.
Комментарии к приведенному отрывку
И, справедливости ради, приведем некоторые церковные толкования, которые, как мы увидим, еще до появления всей историко-критической науки невероятно глубоко исследуют смысл священного текста:
Радуйтесь! Можно плакать о грехах своих, а радоваться о Христе… Так говорить свойственно крепко уверенному, и показывающему, что пребывающий в Боге всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, – всегда он радуется… Если бичи и узы, которые по-видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль? Так как обстоятельства были таковы, что рождали печаль, то через повторение слова показывает, что точно должно радоваться (свт. Иоанн Златоуст).
Близко Господь. Не следует омрачать радость ожидания Господа какими-нибудь ссорами с людьми… (Толковая Библия Лопухина).
Уже настал суд; скоро они дадут ответ в делах своих. Вы в скорби, а они в веселии? Это скоро кончится. Они коварствуют и угрожают? И это ненадолго будет им попущено; уже близок суд, когда все будет напротив (свт. Иоанн Златоуст).
С благодарением. Прежде надлежит прославлять благодетеля Бога за все, будет ли это радостное или нерадостное, потом со тщанием приносить молитвы (блаж. Феодорит Кирский).
Итак, должно благодарить за все, даже и за то, что кажется прискорбным: это – свойство истинно благодарного. Первого (благодарения за все) требует самое существо вещей; а последнее (благодарение за прискорбное) происходить от души благодарной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет. Потому молитесь о том, что угодно Ему. Он все устраивает к нашей пользе, хотя мы и не понимаем (свт. Иоанн Златоуст).
Мир Божий. Ведь когда мир Божий сойдет на нас, мы познаем Бога. Не будет ничего нестройного, противоречивого, оспариваемого через доказательства и содержащего вопросы, дабы удержать нас в бренном. Когда мы обретем мир Божий, все будет явлено… Ибо в мире – покой и безмятежность (Марий Викторин).
Златоуст понимает этот мир в т.ч. как примирение Бога с людьми через смерть Возлюбленного Сына и через то, что люди выбирают добродетель, а не порок.
Интересно, что вы можете сказать о чтении этого отрывка? Буду рад вашим мыслям, комментариям.
Рекомендую вам как-нибудь взять этот отрывок для молитвенного чтения – и, если вы будете искать, алкать и жаждать, стучать и просить, вы услышите то, что просто не предполагается учебными исследованиями – а именно, что Бог может сказать лично вам через этот отрывок.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня была большая и очень непростая тема. Взыскательный критик найдет в изложении чрезмерные упрощения, о чем-то не сказано, — и я заранее прошу простить меня за это. Если все писать точно, тема потребовала бы целого курса, как это сделано в прекрасном учебнике А.С. Десницкого «Введение в библейскую экзегетику». На одни только библейские жанры стоило бы потратить несколько занятий. Тем более я практически не говорил о современных герменевтических подходах к тексту Библии (герменевтика — наука о понимании). Это возможно только в рамках систематического обучения. Все же я надеюсь, это письмо показало вам, что Библия устроена гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы ее понимать на современном уровне, требуется многое освоить, — и это учит здравому смирению.
В качестве практики мы разобрали отрывок, в котором современные исследования играют определенную роль – но не определяющую. Вы могли заметить, как мастерски этот отрывок толковали задолго до появления историко-критических исследований, и это предупреждение тем, кто слишком ценит современность в ущерб традиции.
Правда, нужно заметить, что это отрывок из области наставлений, здесь особых знаний о культуре или теории составления послания не требуется. Если бы мы с вами попробовали восстановить события Страстной седмицы, у нас не получилось бы обойтись без календаря ессеев, который стал известен только благодаря находкам в Кумране в середине прошлого века. Календарь потянул бы за собой большой разговор, как мы вообще представляем себе общину первых учеников в контексте иудаизма того времени. Или, к примеру, Апокалипсис можно читать, конечно, с традиционным комментарием св. Андрея Кесарийского. Но насколько полнее кажется смысл и точнее понимание, если рассматривать его на фоне общего явления апокалиптической литературы, как это делает архим. Ианнуарий Ивлиев или А.Б. Сомов!
Впрочем, если Новый Завет все-таки более-менее понятен и без последних исследований, то с Ветхим все сложнее. Наверняка вы и сами успели заметить, что на Ветхий Завет существует на порядок меньше святоотеческих комментариев, причем значительную часть из них непросто читать, потому что в них много аллегории, чуждой современности.
Когда я писал учебные заметки для семинара по книге Исход, я не раз ловил себя на том, что обыденные представления и благонамеренные комментарии просто не соответствуют историческому контексту! Как согласовать богословское видение автора с современными историческими представлениями и археологическими данными? Все не так просто, как кажется…
И, вместе с тем, по мере углубления в материал этот древний текст начинает выглядеть не как простое и безыскусное повествование, а как невероятной красоты литературный труд. В нем присутствует множество аллюзий, каждое слово имеет свое значение, сюжет филигранно выточен, и несводим лишь к нравственному назиданию. Первые читатели книги должны были не скучать, а удивляться, жаждать слушать дальше! Не получится прочесть этот текст, оставшись в рамках только традиционной экзегезы, а вот ее сочетание с современными исследованиями обещает быть очень плодотворным. Каждый день я ложился, думая о каком-то вопросе, который ставит передо мной изучение Исхода. А как много еще мы не знаем!…
Это седьмое письмо нашей рассылки, и вы достаточно потрудились, выполняя задания, читая и слушая дополнительные материалы. Можно бы на этом и закончить (семь – число полноты), но у вас могли созреть свои вопросы. Возможно, на некоторые из них вы сможете услышать ответы на вебинаре, который проходил некоторое время назад в лектории фонда «Предание». В следующем письме будет ссылка на видеозапись 🙂
В качестве подарка мне хотелось бы
- подарить вам собственные заметки на книгу Исход
Библия есть книга богочеловеческая, поскольку Откровение Божие преломляется в ней через призму ее писателей. Поэтому, читая Писание, мы должны помнить об этом человеческом ее аспекте.
Прот. Александр Мень, убит за Христа 9 сентября 1990 г.