В Свято-Троицком храме Старой Купавны состоялся семинар по организации детско-подростковых лагерей. Участниками стали 12 человек молодежного клуба прихода. В качестве ведущих выступали Владимир Стрелов (общая координация), Оксана Зеленова (библейские лагеря), Зураб и Евгения Курашвили (приходской лагерь), Андрей Хомутов (следопытский лагерь).
За неделю до семинара прошла встреча, на которой участники и потенциальные вожатые (молодежь прихода) рассказали о себе и о том, как они уже проводили лагерные смены. Из этого выросли идеи, кого пригласить в качестве ведущих, и какую программу предложить.
Началось все со знакомства в парах (имя, семья, занятие, любимые книги, библейский персонаж, мультфильмы, 3 человека, которые повлияли).
Затем была представлена палитра лагерной работы в России (церковно-приходские, семейные, досуговые, военно-патриотические, спортивные, творческие, экологические, скаутские, библейские). Каждый из участников рассказал вкратце о том, чем занимаются в их лагерях (или, правильнее, «выездах», если лагерь не оформлен по гос.стандартам):
а) создают атмосферу для позитивного восприятия Церкви, помогают осознать себя и учат общению, организуют интересный досуг,
б) показывают, как можно читать Библию как увлекательную книгу и одновременно через нее встречаться с Богом,
в) предлагают систему воспитания личности, формирования навыков туриста, лидера, гражданина.
Из этого все вместе попытались сформулировать цели, которые можно ставить перед лагерной сменой. Забегая вперед, скажем, что на второй день мы говорили уже о том, что главная цель церковного лагеря – это создать пространство, где молодой человек мог бы встретиться с Богом, пережить то, что называется обращением, рождением свыше, Встречей.
После обеда разговор пошел уже о формировании программы лагеря, строительных блоках.
Начали с составляющих скаутского метода (законы, патрульная система, роль природы, учеба через дело, прогрессивное развитие и поддержка взрослых, символическая основа), поговорили о занятиях, испытаниях, играх, творческих вечерах и свечках, скаутских кострах.
Далее говорили о подготовке лагеря, распределения ответственности между директором, ответственным за день и ответственным за мероприятие, о дежурствах, служениях. О том, как строится день (утром встречи, днем – кружки, вечером – творческие вечера).
Наконец, говорили о формировании библейской программы, как обеспечить ее целостность (логика должна включать Творение-Падение-Избрание/Завет/Заповеди-Крест и Воскресение-Жизнь Церкви-Второе Пришествие/Новое Небо и Земля). Как все элементы (подъем, беседа, группы, игры, вечер) дня связаны с темой дня, как связаны начало и конец лагеря.
Участникам было предложено на основании уже читаемого ими Евангелия от Марка составить программу на 4 дня для разных возрастов: 0-8, 9-11, и предложить, как наполнить день мероприятиями, связанными с темой.
Получились следующие программы.
0-8 Какой Бог? (Исцеляет, Насыщает, Прощает, Всегда рядом).
8-11 Чудеса Иисуса (что такое чудо – насыщение 5000, важность веры – исцеление слепого, молитва за других – расслабленный, доверие – хождение по водам).
Итогом дня стала презентация о современной литературе и мультипликации с методикой обсуждения.
Следующий день начался с повторения пройденного и размышлений о том, для чего мы делаем лагерь.
Затем участники учились вести группу обсуждения и ставить разнообразные вопросы к тексту. Параллельно разучивались новые песни. Было рассказано о разных форматах встреч (большой круг, малые группы, мж, пары, одиночество).
Наконец, после небольшого вступления о том, как готовить проект, участники принялись расписывать будущий лагерь. Он получился тематическим «Как увидеть Бога»: в творении, в человечестве (истории, культуре), в храме, в себе. Говорили об особенностях проживания каждого дня.
В качестве методической литературы были рекомендованы пособия «Евангельские чтения…» и «Миссия возможна», и стала очевидна необходимость подготовки методического пособия по лагерной работе.