Выступление на конференции в Николо-Угрешской семинарии, 28.02.2019
Упомянутые в выступлении материалы доступны по тегу «Молитвенное чтение».
Благодарим за расшифровку Дарью
Когда я сейчас слышу доклады конференции, я вижу, что мы подходим к Писанию с тремя очень разными целями.
Кто-то использует Священное Писание просто для чего-то другого: чтобы сказать красивую проповедь, для того, чтобы заниматься апологетикой, для того, чтобы построить свою богословскую систему, для того, чтобы использовать его в преподавании. Священное Писание здесь является здесь всего лишь инструментом для чего-то ещё.
Кто-то изучает Священное Писание. Он его анализирует, он вчитывается в него, он сопоставляет термины, которые используются, и мы видели здесь тоже такие доклады.
Всё это очень интересно. Но, если мы спросим себя, а нам-то это что даёт, то честно говоря, и первый и второй способ такого отношения к Священному Писанию, — они не насыщают. А если мы посмотрим саму Библию, что она говорит о себе, то мы увидим, что она говорит о себе совсем по-другому. Псалмопевец говорит о том, что … было Слово Твоё мне «слаще мёда и капель сота» (Пс. 18:11). Мы сейчас ждём обеда, но Христос говорит о том, что не хлебом единым будет сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Пророк Иезекииль говорит о том, что он съел свиток и он почуствовал сладость у себя на устах (Иез. 3). Мы видим у пророка Амоса, что Господь говорит: «Наступят такие дни, что Я пошлю голод, но не голод хлеба, не жажду воды, а жажду слышания Слова Божия» (Ам. 8:11).
И вот возникает вопрос, почему, когда мы берём в руки Священное Писание, далеко не всегда мы читаем его так? Почему оно используется, действительно только «используется» для того, чтобы сдать зачёт, написать курсовую, магистрскую, и так далее, но вовсе не даёт нам такого настоящего насыщения?
Скорее всего, потому, что мы отошли от древней практики чтения Священного Писания. Отошли в двух способах.
С одной стороны, сегодня развито в принципе такое потребительское отношение к любому тексту. Мы его используем для того, чтобы произвести собственный текст, для того, чтобы себя как-то показать.
С другой стороны, мы часто не вчитываемся в сам текст, мы слышим, что кто-то сказал, каких-нибудь пять мнений, — но не даём себе труда вчитаться так, чтобы услышать, а что же мне говорит этот самый текст.
И вот уже в древности, я думаю даже раньше, чем появилась христианская Церковь, уже в синагоге в принципе были разработаны подходы, каким образом читать Священное Писание так, чтобы оно действительно до нас доходило. (Если вам будет интересно, вы можете посмотреть в эту сторону, это называется «талмуд Тора», которое описано в трактате Брахот Мишны).
Но я сегодня взял латинское название, Lectio Divina. Это чтение, которое вырастает из иудейской традиции. Традицию Lectio Divina использует Ориген, Григорий Великий, Августин, и она получила свою классическую формулировку в труде Гвиго II Картузианца «Лествица затворников». Я рекомендую этот текст прочесть. Он очень краткий, там описан сам метод, показано, как он работает. Гвиго предлагает всего четыре этапа, каким образом читать Священное Писание.
Сначала мы берём сам текст, по возможности краткий. Может быть, это будет всего одна строчка из Священного Писания: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Человек в древности брал текст с благоговением. Рукописей было не много. Мы даже в литургической традиции видим отголосок этого, когда Священное Писание у нас переносится из места, где оно хранилось, на престол. С большим благоговением человек берёт текст, выбирает короткий отрывок, определённым образом готовится. В первую очередь эта подготовка заключается в том, что он старается утишиться. Часто, когда мы берём любую книгу, мы думаем, что эта книга нас увлечёт, и, значит, мы дальше пойдём. Со Священным Писанием нужно немножко иначе: постараться посидеть в тишине для того, чтобы вот что-то утихло в нас, и начать молиться. Сегодня вспоминали про пророков. Один из первых пророков, Самуил, молился так: «Говори, Господи, ибо слушает тебя раб твой». У владыки Антония вы тоже помните способ молитвы, который он одной бабушке рекомендовал. И вот, человек начинает как-то утихать. Внутри он сосредоточивает своё внимание на тексте. Он верит, что через этот текст он не просто сталкивается с буквами, но он действительно встречается с самим Словом с большой буквы, с Логосом. Читается текст обычно вслух, потому что древние тексты, как вы знаете, не читались про себя, они читались именно вслух и были таким образом записаны.
Дальше начинаются размышления. Идёт как бы такая сопоставительная работа, как это слово звучит в других текстах Писания, рождается то, что сегодня называется интертекстуальностью. Но задача состоит не в том, чтобы понапрягать свою память и воображение для того, чтобы вывести как можно больше смыслов, а для того, чтобы услышать, а вот как этот текст у меня отзывается. И Гвиго, например, задаётся вопросом: а что это значит, почему это хорошо — эта чистота сердца, и у кого она была в Ветхом Завете, в Новом Завете, и что это значит, увидеть Бога? И он вспоминает разные моменты из Ветхого и Нового Завета, как человек действительно встречается с Богом, насколько это здорово.
И дальше он говорит: у тебя рождается молитва. Она рождается совершенно естественно, потому что таким образом ты действительно видишь: у меня нет сейчас этой чистоты, у меня нет сейчас этого виденья Бога, а как бы мне хотелось! — Потому что ты насытил свою душу вот этим вот чтением-размышлением. И тогда рождается действительно молитва. Сам Гвиго говорит так: «Чтение без размышления сухо», т.е. недостаточно просто прочесть, это нам ничего не даст. «Размышление без чтения ошибочно». Часто бывает, что человек занимается богомыслием, при этом не основываясь на Слове Божьем. «Молитва без размышления прохладна». Это, кстати, ключ: у кого возникают проблемы с молитвенным правилом, может быть, ему нужно идти через Священное Писание. «Размышление без молитвы бесплодно». Если мы не прикладываем это как-то к тому, чтобы текст нас вот в этот вертикальный план перевёл, ничего не получится. Один из католических экзегетов XX в. , занимавшийся Lectio Divina, монсиньор Мариано Маграсси, сказал как-то: «Экзегеза — это не методы толкования, это таинство встречи со Христом». Вот собственно, к чему нас должно вести Священное Писание — таинство встречи со Христом.
И поэтому четвёртый этап, о котором пишет Гвиго — это созерцание. Но он говорит, что это не то, на что можно повлиять. Как бы так, раз, сказали — и Бог пришёл. Может придти, а может не придти, — но мы надеемся.
И эта четырёхступенчатая лестница, которая описана в его «Лествице затворников», становится классической формулировкой того, как читали тексты в древности, начиная от Оригена, и в классической монашеской традиции. Если у вас нет сейчас, может быть, такого рвения, желания читать Священное Писание, попробуйте почитать вот так, — и посмотрите, что получится. Спасибо!
Вопросы к докладчику
-А как быть с тем, что надо читать Священное Писание большими объемами, большой текст? Даже такая традиция есть, за Великий пост прочитывать целиком книги?
В.С.: В латинской традиции это получило название lectio continua, и действительно, когда мы читаем в литургической практике, мы прочитываем большими объемами. Хорошо сочетать. Я сам, когда преподаю, прошу, чтобы сначала, например, послание было полностью прочитано, а потом мы акцентируемся на небольших отрывочках.
—Хотелось бы поблагодарить Вас за такой хороший доклад, который, на мой взгляд, является неким выводом из сегодняшнего дня и хорошей рекомендацией. И у меня возник вопрос: а есть ли какие-то связи между этим методом чтения и тем правилом, которое вводил, скажем, Иоанн Кассиан Римлянин о том, что нужно молиться, трудиться, и читать Священное Писание, и всё это в равных по времени промежутках?
В.С.: Это есть в правиле Святого Бенедикта, если быть точным, но Иоанн Кассиан Римлянин тоже об этом пишет. Безусловно, это одна и та же традиция, да.
— Маленький вопрос. Многие приходят и спрашивают, с чего начать, и чаще всего священники и преподаватели отвечают, что надо начинать читать Священное Писание с Нового Завета. Как правильно, с Ветхого, с Нового, или вместе?
В.С.: В древности, когда люди начинали читать Священное Писание, они начинали его читать в Церкви, с катехизатором. И может быть, сначала нужно какое-то такое оглашение пройти, для того, чтобы знать целостную Библейскую весть, — и тогда ты можешь начинать с любой точки, для того, чтобы у тебя что-то получилось.
Я сейчас подготовил пособие по Евангелию от Марка с вопросами и комментариями для того, чтобы можно было начинать с него. Но я знаю людей, например, которые катехизацию открывают книгой Бытия. С чего бы я не стал начинать, это с пророков. Потому что это самое тяжелое, и нужно знать Тору сначала для того, чтобы можно было воспринимать пророков.
Но свойство Священного Писания таково, что оно растёт по мере того, как растём мы сами. Поэтому мы можем прочесть, например, Евангелие от Марка самым первым, а через 5 лет его же прочесть, — и мы увидим в нём совершенно другие глубины, которые мы не заметили в тот первый момент, когда мы его только прочли. И это, кстати, ещё важный момент по поводу медитативного чтения, как в музыке: если мы любим какую-то музыку, мы же её будем слушать постоянно. Точно также очень важно, чтобы у нас в Священном Писании возникали вот такие вот любимые места, которые мы могли бы брать, читать и перечитывать.
— Метод действительно действенный и хороший, но я хотел Вас спросить о безопасности, т.е. как не уклониться в такую крайность, как solo scriptura, т.е как у протестантов, когда Предание отвергается, а остается только Писание?
В.С.: Поскольку Вы живёте в Церкви, и у Вас совершенно точно здесь лекций по патрологии не меньше, чем по Священному Писанию, Вам эта опасность не грозит. Что касается мирян, то знаете, самое главное, это получить вот тот дух, который есть у отцов. Вот ты посмотришь на отца Иоанна Крестьянкина, и ты понимаешь, что значит «православный человек». И ты его потом можешь сравнить с любым харизматиком, и тебе будет сразу ясна разница. Мне кажется, что если у человека есть то, что апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам, — любовь, которая не гордится, не ищет своего, и так далее, то (это мнение блаженного Августина и Григория Великого), то это и является главным критерием того, что человек не уклонится в ересь.
Вы вспомните, в древности же те, кто были главными еретиками, они были очень хорошо образованы, но это образование им не пошло на пользу. Значит, это не только по поводу информации, это по поводу внутреннего устроения.
— Скажите, а всё-таки вы упоминали слово «медитация», «медитативное чтение», нет ли тут опасности нам уклониться именно в другой дух, в дух римо-католической медитативности и мечтательности? Что должно здесь послужить противоядием, на Ваш взгляд?
В.С.: Я как раз говорил, что в классическом методе Lectio Divina нет никакой фантазии и воображения. Игнатий Лойола уже это привносит, а в том, как об этом пишет Гвиго, нет вообще ничего подобного. Ты ничего не представляешь себе, ты просто читаешь, и текст читает тебя. Вот это мне кажется важным. Ты не представляешь себе ни ада, ни рая, ты не представляешь себе Христа, который идёт или что-то делает. Это даже более аскетично, чем когда ты смотришь на картину Поленова или Ге!
Владимир Сергеевич, благодарим Вас за замечательный доклад, который, видно, отозвался в большом количестве вопросов.
Состоялся такой диалог.
Татьяна: Как выбирать отрывки для чтения? По порядку, по настроению, случайным образом, или как-то ещё? Имеет ли это значение?
В.С.: Последовательное чтение нужно обязательно, чтобы читать всю Библию. И тогда отдельные стихи можно читать молитвенно. У нас на общих чтениях выбирают сам отрывок с молитвой, но все же это на фоне трех дней в неделю последовательных чтений с преподавателем:)
Татьяна: А как вам кажется, вот такой способ можно попробовать — читать вначале главу целиком, а те строчки, которые «ударили» (по митр. Антонию), над ними потом размышлять? Я об одиночном чтении.
В.С. Да, именно так!