Заметки с молитвенного чтения в Колледже, с благодарностью участникам
1 Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
2 Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
Дождь, роса, мелкий дождь и ливень – полнота вод. Вода в самых разных видах. В пустыне любая вода – это благословение от Бога. Она даёт жизнь, если почва примет, впитает её. Бог обращается к людям со словами жизни, несмотря на их грехи и поступки. Нужно только принять, услышать Его слова.
3 Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему.
4 Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен;
Всё начинается с прославления. Люди и их поступки могут быть сколь угодно отвратительными. Но главное состоит не в этом, а в том каков Бог. Всё дальнейшее необходимо читать в контексте того, что Бог верен, праведен и истинен. И Он верен тем обещаниям, которые давал до того. Он спасет Свой народ.
5 но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный.
6 Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
Люди развратились. Перед потопом было то же самое, но Бог верен своим словам и больше не допустит истребления жизни.
В Евангелии от Матфея Иисус говорит отцу бесноватого отрока: о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Интересно, почему Он так говорит этому человеку? За его недоверие Богу?
7 Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.
Интересно, как же так воспитать детей, чтобы сохранить в грядущих поколениях память о том, с какой любовью и заботой Бог выводил свой народ из плена? Да и сегодня как передать детям память о Великой Отечественной войне и о других событиях нашей истории?А с другой стороны, и от самих детей многое зависит: они должны спрашивать! Иначе они станут Иванами, непомнящими родства.
8 Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;
В греческом тексте написано не «по числу сынов Израиля», а «по числу Ангелов», имея в виду, что за каждым народом присматривает Ангел, а народ Израиля настолько любим Богом, что Он Сам его опекает.
9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
10 Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
Бог и Его народ связаны так сильно, словно они единое целое. Словно народ – это часть Его тела.
Сейчас даже просто на темной улице страшно оказаться, не то что в пустыне. И посреди этого страха и ужаса Бог находит человека.
11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,
12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
Поразительный образ отцовской любви – крылья, которые закрывают от любой опасности, и на которых Он как на руках готов нести детей Своих. А в Пс. 90 мы этот образ замечаем?
13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы,
14 маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
Бог питал Свой народ в пустыне – десятки тысяч человек. А потом и Сын Божий сделал то же самое, чудесно умножив хлеб для голодных людей. И в этом чуде они всё равно не узнали Его.
Кровь виноградных ягод – это кровь истинной виноградной лозы, кровь Христа? Или просто поэзия?
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
16 [Богами] чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
Пресыщение искажает пути людей – хочется новизны, острых ощущений…
Вся эта песня – это вопль Бога о Своих детях, ушедших из дома. Через много-много веков Иисус в притче о блудном сыне расскажет, как Бог жаждет принять их обратно, ввести в Свой дом, быть с ними.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 и сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их.
Человек забыл Бога, но забыл ли Бог о человеке? Как можно скрыть лицо, но продолжать видеть?
Люди наступают на те же грабли. У Адама было всё, и он всё равно нарушает запрет Бога. У Израиля было всё, и они всё равно начинают поклоняться чужим богам. У Давида было всё, и грех всё равно входит в его жизнь, когда он видит Вирсавию. Вся Библейская история показывает, что человек сам не в силах с этим справиться – он просто стоит перед пропастью. Только воплотившись, приняв на Себя человеческую природу, Бог Сам внутри Себя может что-то сделать с этой бедой.
Дополнение к ст. 1 и 39 (не читали). Начальные слова этих стихов встречаются в ирмосах Великого покаянного канона. Удивительно: свт. Андрей Критский настолько глубоко знал и понимал Ветхий завет, что мог молиться этими словами. «Вонми небо, и возглаголю, и воспою Христа» и «Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый». И поразительно, насколько глубокое чтение Библейского текста меняет восприятие службы Великого поста.
Дополнение к ст. 2. Участница чтений поделилась историей. К ним приехала группа туристов из Израиля, чтобы сходить в поход в горы. Все 9 дней похода шел дождь, и организаторы были уверены, что по итогам получат кучу гневных отзывов. Но оказалось, что туристы наоборот были безумно рады проливному дождю. В голову бы не пришло, что бегать неделю в мокрых кроссовках может для кого-то стать Божьим благословением
16 сентября 2021 г.