Сегодня я хотел бы рассказать вам о книге Уильяма Паркера «Молитва может изменить вашу жизнь» (Prayer Can Change Your Life).
Существует множество замечательных православных книг, посвященных молитве. В частности, я сам рос на текстах о. Иоанна Кронштадтского, свт. Феофана Затворника и митр. Антония Сурожского, дневниках о. Александра Ельчанинова и о. Сергия Булгакова. Из современных авторов важными для меня являются тексты ст.Фаддея Витовницкого, архим. Эмилиана Вафидиса, преп. Порфирия Кавсокаливита, наставления о. Виктора Мамонтова и ИЯ.Грица.
Имея такое «облако свидетелей», зачем же нам сегодня говорить о книге явно неправославного происхождения? Потому что в ней о действенности молитвы говорит человек науки, говорит на основании не только субъективного опыта, но и объективных данных эксперимента.
Если вы молитесь, но нет ни радости, ни мира, ни любви, ни ощущения драгоценности и полноты жизни, — значит, вы молитесь «втуне». Когда молились апостолы, происходили чудеса, ощущалось присутствие Царства Божия. Почему же сейчас молитва зачастую не дает никаких результатов?
Уильям Паркер, чья книга с 1957 г. выдержала более 10 изданий в США, был профессором психологии, специалистом в области дефектов речи университета Редландса, когда у него открылась язва желудка. Пройдя серию тестов, он обнаружил у себя отрицаемую враждебность. Язва доставляла боль, денег на аналитика не было, но что-то нужно было делать. Он решил обратиться к вере, и был шокирован тем, как мало он знает о молитве, насколько детскими выглядели его представления о Боге. Он начал искать. И через несколько месяцев он выздоровел, будучи уверенным в том, что именно молитва повлияла на исцеление.
Чтобы проверить свою убежденность в том, что молитва может изменить и соматические заболевания (язва, артрит, головная боль, высокое давление, туберкулез и пр.), и изменить внутреннее состояние людей, избавить их от тревожности, депрессий, разочарования, повлиять на отношения с ближними (там, где все было безнадежно), он, преодолев скептицизм коллег по профессии и священнослужителей в уместности совмещения психотерапии с молитвой, решил провести 9-месячный эксперимент с последующим наблюдением.
Были набраны добровольцы, которых разделили на три группы. Участники первой группы не верили в силу молитвы, и предпочитали воспользоваться помощью психолога. Участники второй не доверяли психологии, считая, что могут справиться со своими проблемами исключительно с помощью Бога. Третьи были готовы попробовать совместить психотерапевтический подход с молитвой. В каждой группе были участники с разной степенью запущенности проблем, схожего происхождения и со схожими проблемами, так чтобы сравнение групп было адекватным. В начале эксперимента было произведено психологическое обследование каждого участника с использованием нескольких методик, в конце эксперимента оценку повторили. Оказалось, что люди, которые пытались решить свои проблемы исключительно с помощью молитвы (речь идет о свободной индивидуальной молитве о своей проблеме без каких-либо вспомогательных текстов, аналогичных правилу), показали худшие результаты (все осталось, как есть, в некоторых случаях ухудшилось). Лучше обстояло дело у тех, кто занимался с психотерапевтом. Наконец, группа, совмещавшая психотерапевтический подход с молитвой, показала лучшие результаты.
Методология работы вызывает вопросы, ведь фактически две группы испытывали воздействие извне, а одна — нет. А если бы с первой группой занимался просто хороший духовный наставник? Впрочем, как мне кажется, на правильность выводов внутри самой группы, сочетавшей молитву и терапию, это не влияет.
Собственно, в чем заключалось это сочетание психологии и молитвы, и к каким выводам пришли участники в процессе работы группы, и посвящена эта книга. Книга насыщена вдохновляющими наглядными примерами, которые невозможно повторить в обзоре. Здесь мы передадим только суть.
Автор полагает, что к заболеваниям и испорченным отношениям часто приводят ригидность (жесткие убеждения, неспособность гибко реагировать, стремление всегда соответствовать ожиданиям), и подавленные отрицательные эмоции. Он выделяет четверку состояний, наносящих вред личности («четырех демонов»):
- Страхи (страх неудачи).
- Вина.
- Собственная неполноценность, неуверенность в себе – иногда сочетающаяся с боязнью Бога и попытками все контролировать,
- Ненависть — фрустрированная любовь.
Также можно наблюдать стремление к неудачам («не пробуй, и ты никогда не ошибешься») и тенденцию винить других в собственной неуспешности. Такие люди обычно сбегают от реалий жизни в алкоголь, мечтательность, чтение, ничегонеделание… Все эти состояния ведут к заболеваниям, душевным невзгодам и испорченным отношениям.
К сожалению, если человек выбирает индивидуально справляться со своими негативными состояниями с помощью молитвы, он склонен обращать больше внимания на действия и недооценивать состояния. Также в личной молитве есть опасность не видеть очевидного, некоторые вещи уходят в подсознание — подавленная вина, страхи, ненависть: «Я боюсь… и чего я боюсь, я ненавижу… и кого и что я ненавижу…» вытесняются из сознания.
В группе с психотерапевтом есть возможность взглянуть правде в глаза и получить поддержку группы, но также очень многое зависит от терапевта, и есть опасность больше полагаться на помощь извне, чем на собственные силы.
В молитвенной терапии с самого начала учили быть самостоятельным. Никто из этой группы не был исцелен ни благодаря типу терапевтического вмешательства, ни благодаря группе самой по себе, ни благодаря ведущему. Они пришли к выводу, что психология помогла им адекватно увидеть себя (регулярно предлагалось работать над обнаруженным состоянием), а исцеление происходит в Боге, к Которому человек приходит, это Его сила производит изменения. «Мы открыли, что молитва – это практика откровенности, честности. Молитва являлась мостом, но сила исцеления была в Боге, в Боге любви, Которого каждый из нас открыл «в своей комнате за затворенной дверью».
Итак, все начинается с честности, с готовности признать, что мы испытываем враждебность, или страх, и т.п. Эти состояния весьма далеки от Царства Божьего. Но Иисус нам обещал его! И мы признаем свое состояние, чтобы освободиться, обновить свой ум, что и есть покаяние. Обычно мы боимся осуждения, боимся, что наша самооценка пострадает, что другие люди не будут нас любить. И здесь требуется отвага, решиться на это – что я в течение ряда лет был движим чем-то, что не осознавал особо, но что сейчас, когда психология дала мне внимательно взглянуть на себя, мне очень не нравится. А ведь так хочется поскорее отвернуться от этого, вернуться в бурление повседневной жизни. Молитва тогда становится практическим упражнением в честности.
Паркер приводит множество примеров того, что то, чего мы желаем на глубине, на это тело и откликается. Поэтому так важно выявить, что происходит в нашем бессознательном. Это он предлагает делать с помощью психологически обоснованного самоанализа (об этом ниже). Также человек изучает, как могло сложиться так, что он попадает в круг негативных эмоций – 4 вышеупомянутых «демонов» (что было принято у него в семье).
Страх. Помимо различных страхов, связанных с предметами и ситуациями, особую роль играет страх наших мыслей, когда мы отрицаем определенные чувства, мысли, желания, проекции. Может быть, это зависть, желание отомстить, обиды, враждебность… Это «эго-защита», которая отнимает огромное количество психической энергии. Но возвращается нам это в виде страха. Страх является также и результатом того, что мы обижаем и раним других. Мы можем похоронить страх в бессознательном, но он вернется к нам в виде заиканий, болей в желудке, давлении, тике, астмы, аллергии или пристрастии к спиртному, неспособности активно действовать в мире. Иисус знал, о чем говорил, когда настаивал на прощении. Страх ошибиться, секса, потери самоуважения, боязнь доверять другим, боязнь думать и говорить, страх одиночества… Все это лишает нас энергии, отражается на физическом состоянии.
Вина. Разговор идет не о естественной вине, которая возникает, когда нарушаются божественные законы – мы не можем разрушить законы Творца, мы в таком случае разрушаем себя. Когда человек нарушает закон любви и ищет ошибки и несовершенство в других, он сам страдает от этого. Как только мы осознаем, что ведем себя неправильно, у нас нет извинений для продолжения вести себя так. Это нормальное, здоровое чувство вины – оно требует не избавления от чувства, а изменения поведения. Но если вина преувеличивается… Часто так происходит в вопросах незрелой сексуальности, что ведет к страху и даже, бывает, сексуальной дисфункции. Напротив, отсутствие внутреннего чувства вины, эгоцентризм в удовлетворении своих желаний и ориентирование только на социальное одобрение или неодобрение приводит либо к разрушению личности, либо такие люди устают от себя и жизни, погружаются в депрессию. А иногда вина уходит в подсознание и может вести к диссоциации частей тела (например, боязнь высказаться лишает голоса, стыд за алкоголизм супруга приводит к слепоте, а вина за травму ребенка обездвиживает руку). Здесь первый шаг – также обнаружить это бессознательное чувство вины, признать его.
Чувство неполноценности. Развиваясь в детстве, это чувство может проявлять себя в: замкнутости, озабоченности тем, что думают другие, чувствительности к критике, проекциях на других своих нежелательных черт и мотивов, мнительности, поиске внимания, стремлении доминировать или компенсаторном поведении. Чувство неполноценности часто порождаются в семьях, где царило отвержение, негативные сравнения, неодобрение, где дразнили, сурово наказывали или гиперопекали. От этих чувств люди убегают в фантазирование, отрицание…
Заблудившаяся любовь (ненависть). Мы можем любить, ненавидеть или с безразличием относиться к человеку. Ненависть и безразличие на физическом, психическом и духовном уровне делают нас лишь частично целыми, а то и ведут к болезни, смерти. Творческая энергия любви используется здесь вопреки своей природе. Ненависть кто-то назвал «неудовлетворенной любовью», или любовью, потерявшей направление. Если вы хотите проверить себя в этом вопросе, спросите, как вы относитесь к тому, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных. Если это раздражает, есть над чем работать, и работа будет заключаться в древнем христианском правиле с новым акцентом: «Наблюдай и молись». Искушение может заключаться в том, чтобы принять как должное так называемое «праведное» негодование, «справедливый» гнев, «естественную» обиду, «благонамеренную» критику. Как мы ни назовем это, это будет нас лишать жизни и разрушать отношения. А начинается все с привычки критиковать других. Как правило, обратной стороной чрезмерной критики является трудность в прощении других.
Чтобы это предъявить свои состояния на молитве, требуется честность и доверие Богу. Доверие Богу связано с нашим образом Бога. Люди, которые искаженно воспринимают Бога как мстительное или безразличное существо, вряд ли могут получить пользу от молитвы – их молитва будет исполненной страха и самоосуждения. Страх будет препятствовать откровенности, а самоосуждение, которое, как мантра, звучит в голове, не дает услышать ответ Бога и исцелиться. Некоторые, конечно, предпочитают рассматривать Бога как Космический принцип, Природу. Но можно ли обращаться к такому «богу»? И вместе с тем, встать перед Этой Божественной реальностью возможно, если это Тот, Кого Иисус Христос в Своей бесконечной мудрости называл нашим Отцом. Тогда мы можем без страха предстать перед Ним, открывшись его любви, благодати, которые могут восстановить наше тело, ум и дух. Карл Менингер как-то сказал: «Если бы мы только могли достаточно любить… Это краеугольный камень. Это ключ ко всей программе терапии современной психиатрической клиники. Любовь – это лекарство от болезней этого мира». Но за две тысячи лет до него было сказано, что «любовь изгоняет всякий страх». Любовь и есть сила исцеления.
Соответственно, второй шаг – это понимать, перед Кем мы находимся, что это действительно Бог любви. Но где Он? Пока мы не встретимся с Ним внутри себя, все бесполезно – все прочитанные книги, все, что мы слышали и чему верили. Если Бог не станет для нас «живой, любящей Реальностью», пока Он для нас не станет Присутствующим «здесь», мы не достигнем Царства Божия. Невозможно войти в Царство по чужому билету. «Когда я поняла, что Бог – это Любовь, не логическая абстракция, а Бог заботящийся, деятельный, животворящий», — делилась женщина, до того глубоко травмированная смертельным диагнозом мужа, — «во мне появилась потребность славить и хвалить Бога – также, как мое тело нуждалось в пище и питье. Мне захотелось быть активной, заботиться о других – начиная от моего супруга – и до нищего на улице». «Могу ли я продолжать верить в это, если мой муж умрет?» «Я могу. Важна любовь… в сию самую минуту. Бог присутствует сейчас, а смерть – это лишь другое «сейчас». Он сможет провести нас долиной смертной тени. Эти мысли помогли мне отпустить тревогу о будущем и жить сейчас».
В этом и заключается секрет. Бог принимает нас с любовью, со всеми нашими слабостями, ошибками и ограниченностью. Единственное отличие грешника от святого в том, на что и на Кого направлен их взгляд.
Большинство участников, которым не удалось достичь хороших результатов, начинали с самообвинений (что далеко отстоит от подлинного покаяния с последующим прощением), а Бог казался им либо готовым излить на них Свой гнев, либо слишком занятым более важными делами, чтобы их услышать. Многие из них не были готовы к тому, чтобы честно посмотреть правде в глаза и начать меняться, предпочитая ругать себя как «испорченных».
Само исцеление происходит, когда мы любим Бога и ближнего. Мы испытываем нужду в Боге, а Он нас ищет. От нас — только открыться Ему через молитву и богомыслие: «Говори, Господи». Собственно, для Паркера это и есть «Царство Божие, которое внутри нас». Эта нужда в Боге лежит глубже сиюминутных переживаний, о которых мы тоже можем Ему поведать.
Но как возлюбить Бога? Во-первых, мы любим Его, потому что Он первым возлюбил нас. Люди из группы Паркера свидетельствовали о том, как они открывали для себя после нескольких недель молитв, что Бог действительно их любит. Во-вторых, если мы хотим, но у нас не получается любить Бога, мы можем попросить Его об этом, и утверждать в молитве любовь, утверждать надежду, как это делают псалмопевцы. Однажды Франциска Сальского спросили, как возлюбить Бога. Святой ответил: «Возлюбить Бога означает просто любить. Всем сердцем, всей душой. Это подобно тому, как тот, кто хочет научиться читать, пробует читать. Те, кто чего-то достигли при этом, не должны останавливаться, ибо любовь не знает предела». Через желание, молитву и сознательную волю мы можем возлюбить Его всем сердцем.
А что значит любить ближнего? Важно сначала принять любовь Божию и простить себя, не судить себя — тогда мы сможем также относиться и к ближним. Смирение заключается не в том, чтобы осуждать себя, а в том, чтобы смотреть на Бога как на источник всякого блага.
Мы можем использовать шкалу, по которой оценивать свою любовь – это 1) наша преданность/верность другому человеку (например, не как минимум не обсуждать другого за его спиной), 2) маленькие акты самопожертвования, 3) прощение. Это в свою очередь запускает круг любви к нам. Если мы обвиняем себя, нам трудно давать любовь другим. Смотрите на Бога как на Источник, откуда можно черпать любовь к ближним. Автор предлагает молиться о том, чтобы Господь дал любовь, и размышлять о том, что такое любовь (по ап. Павлу, к примеру), и в чем она выразится к конкретному человеку. Речь идет о конкретных добродетелях – терпении, милости, доброте, щедрости, благородстве, спокойствии, искренности… Это и помогает нам научиться любить. «Если вы не можете любить, начните с того, чтобы заботиться о другом» — советует один современный семейный терапевт. Любви помогает и то, если мы будем внимательны к тому, что нам дают другие, и будем благодарить Бога за ту любовь, которую мы получаем через других людей — родных, друзей, учителей, случайного прохожего, молитвенную группу, Самого Христа. Паркер призывает участвовать в круговороте любви, которая была дана нам, но не должна на нас остановиться (как в анекдоте про обиженного человека, но наоборот).
Паркер также считает, что метод, применимый к личности, касается также и народов, нуждающихся в исцелении, и видит проявление этой любви в деятельности Ганди. Ганди всегда был за честность в том, что действительно нуждается в исправлении, и начал он с того, что прямо указал на разделения внутри мусульмано-индуистского общества, на неприкасаемость, на браки с детьми, — без преодоления чего невозможно нации подлинно любить себя. Только в этом случае она обретает силу.
Итак, первый шаг – узнать себя, быть честным в этом, второй – обратиться к Богу, имея веру в то, что Он – Бог Любящий. В-третьих, важно еще понять, как молиться, чтобы молитва действительно была действенной. Из опыта группы Паркер утверждает: дабы молитва была успешной, она должна соответствовать нескольким условиям.
Молитва должна быть регулярной. Здесь требуется посвящение себя молитве и глубокое желание – только они помогут нам пройти через периоды, когда молитва не дается легко, и хотелось бы ее бросить. Если больной не принимает таблеток, его откажутся лечить – но почему-то многие думают, что если они молятся только в экстренных случаях, ситуация должна тут же измениться. Именно регулярная молитва способствует постепенному изменению ума, приобретению ума Христова.
Молитва предполагает покорность, предание себя Богу. Группа Паркера это называла «опасной молитвой» — ведь придется посвятить Богу все: «Твоя воля да будет». Дело в том, что мы не сможем взойти выше, пока не посвятим Богу все ограничения сегодняшнего момента – просто не будет места для новых, свежих мыслей, вдохновений, целей, пониманий… Мы предаем Богу не только свои таланты и цели, но и свою ношу, своих «демонов»… Это означает, что на вопрос «Хочешь ли быть здоров?» мы можем ответить: да. Иисус призывает нас к обновлению, к преданию себя Духу, большему нас, в радости и доверии. Это не вопрос силы воли, настойчивости или попрошайничества – но, скорее, мягкое, доверчивое предание Силе, большей нас, всех наших тягот. Если вера наша выросла, мы можем изливать перед ним свое сердце, приносить свои проблемы, нашу ограниченность, желания, мечты – Ему, Царствующему в нас. «предлагая Ему заполнить нашу бездну, снять нашу ограниченность, предавая Ему жизнь, испрашивая защиты и понимания, куда двигаться дальше, прямого водительства Божия. Наша вера предполагает «новые дела». Во-первых, мы должны перестать обвинять других и обстоятельства, и принять более действенное отношение к жизни. То, что было сделано другими, было сделано по незнанию, — если мы так это понимаем, желание обвинять снизится. Появится возможность сожаления, и выбор новых путей. Если мы не делаем этого, мы будем страдать, пока не поймем этого.
Молитва должна быть позитивной. «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». (Мк.11:24). Многие вовсе не верят в то, о чем просят; они считают себя жалкими грешниками, недостойными Божьей милости; но их молитва тоже сбывается, — именно в негативном смысле. Когда мы утверждаем, что этот мир зол, у нас полно проблем, и ничего не меняется,- чего же мы ожидаем? Благодарность – плод любви, тогда как критицизм – плод обид. Группа Паркера пришла к выводу, что утвердительная молитва обладает большей силой, чем молитва просительная. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Молитва, в которой мы выражаем свою любовь, надежду, веру, сеет и в нас семена новых мыслей. Если мы мало ожидаем, мало и получим. Молитва – это чаша, которую мы просим Бога наполнить. Но форма чаши, ее размер определяем мы сами. Молитве также может помочь обращение к тем источникам, которые помогают надеяться, верить, любить – к Новому Завету, Псалмам, к Библии в целом, к трудам людей, просвещенных Божьей милостью.
Молитва должна быть открытой к тому, чтобы принять Божий ответ. Снова и снова мы замечали, что мы не знаем, как принять, или даже не ожидаем принять ответ Божий. Примеры? Человек, который снова и снова молит Бога о прощении, на самом деле не веря, что Богу есть до этого дело – он просто не позволял Богу проявить Свою любовь. Женщина, которая не верила, что Бог может изменить отношения других членов ее семьи, действовала исходя из презумпции, что они неисправимы. Но когда она решилась поверить, что Господь действует и в их сердцах, ситуация начала меняться. Да, бывали моменты, когда она встречалась с враждебностью, но она напоминала себе, что она просила Господа об этом, и верит, что Он действует, ведь просила она из любви, и благодарила с верой. Она обрела мир, и отношения действительно изменились! С этим было связано установленное в группе правило, чтобы не молиться дольше недели о каком-либо разрушительном качестве собственной жизни. Бог слышит, и надо дать семенам молитвы прорасти. Если же членам группы требовались более глубокие ответы, они учились прислушиваться к жизни – ответы приходили в виде мыслей, чувств, побуждений, интуиций. Они обнаружили, что ответы от Бога – естественны, нормальны, и вовсе не являются озадачивающими проявлениями психики. Молитва слушания, таким образом, не противоречит утверждающей молитве, но венчает ее вдохновением и чувством Присутствия и победы. Однако, как это ни печально, чаще на одного человека, который готов сказать: «Говори, Господи, слушает тебя раб Твой», находятся десять, которые говорят: «Слушай, Господи, говорит раб Твой».
Я пересказал больше половины книги, — но дальше встал перед сложностью. Во второй части книги Паркер дает конкретные методики психологического самоанализа. Сократить их не удастся, объем — приличный. Если кому очень нужно, давайте будем обсуждать, что с этим делать 🙂 Впрочем, надеюсь, что и из переведенного вы могли почерпнуть немало того, что заставляет задуматься об осмысленном предстоянии пред Богом.
Прекрасная книга, Владимир! Неужели еще не переведена?
Я был бы не прочь поучаствовать в переводе.
будем в переписке!