Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 6:20-35, 7:1
6:20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
7:1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.
Куда и зачем навязывать заповеди
«Навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою, когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
В древности вся жизнь человека была наполнена языческими амулетами, их носили на руках, на лбу и прибивали к двери. Книга Второзакония в противоположность этому говорит необходимости навязать на руку и лоб, а также прибить к дверным косякам слова Закона Божьего, Торы:
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).
С одной стороны, речь идет о некоем мнемоническом приеме: когда человек постоянно что-то повторяет, он постепенно срастается с этим. Точно также современные книги по эффективности рекомендуют записывать свои цели и перечитывать их каждый день, чтобы не терять фокус на них. Это вполне применимо и к заповедям — если их постоянно, каждый день повторять, выше вероятность, что в той ситуации, когда их нужно будет исполнить, они придут на ум. Похожим образом в книге Льюиса «Серебряное кресло» главные герои отправляются на поиски принца и должны каждый день, утром и вечером повторять знаки, которые помогут им найти принца. Когда они перестают это делать, они их постепенно забывают и попадают в затруднительные ситуации. С другой стороны, чуть ниже, в седьмой главе книги Притч, автор еще раз повторяет этот совет с некоторой модификацией: «3. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего» (Притчи 7:3). Речь идет не просто о внешнем запоминании и не о том, чтобы исполнить это буквально, как делают и по сей день ортодоксальные евреи.
Такое внешнее исполнение приближало Закон Божий, Тору к человеку лишь внешне. Прошло время, и Тора, Закон, стала восприниматься как реальность внутренняя, связанная с человеческим сердцем, где и определяется, кем и чем быть человеку перед Богом и людьми. Решающую роль тут сыграла проповедь пророка Иеремии об обновлении союза-завета с Богом при приходе Мессии, Христа, о новом, мессианском завете, который предполагает, что Тора теперь будет уже не просто выбита на камне, но и написана в человеческих сердцах. Такая Тора сердца сделает богопознание настолько естественным и органичным человеку, что наставления больше не потребуется: всем и так всё будет ясно (Иерем. 31 : 31 – 34; Тора в Синодальном переводе названа тут «законом»). После Вавилонского плена в народе Божьем уже широко распространилось представление о внутреннем Законе, без которого путь праведности невозможен. Именно к такому внутреннему принятию заповедей отца и наставлений матери и призывает книга Притч.
Но даже внешнее знание заповеди может уберечь от необдуманного шага, если человек отнесется к этому достаточно серьезно. Если внутри у нас нет понимания, как поступить, нужно тупо подумать, что говорит заповедь, и сделать это. Как правило, в таких случаях ситуация проясняется и даже смысл заповеди, неясный до этого, становится понятней.
Чем опасно разрушение чужой семьи
И в первую очередь священнописатель снова и снова предостерегает нас от нарушения седьмой заповеди, супружеской верности, от разрушения чужой семьи (ст. 25 – 35). В данном случае речь идёт уже именно об этом: не случайно упоминает автор книги жену ближнего (ст. 29). Это чуть ли не первое, на что нужно обратить внимание человеку. Это неудивительно, если вспомнить, что седьмая заповедь из Десяти заповедей требует от человека целомудрия во всей полноте этого понятия. Не безбрачия и не соблюдения только супружеской верности, и даже не одного лишь воздержания, когда дело касается чужой жены, но именно целомудрия, сохранения внутренней цельности, без которой невозможна никакая духовная жизнь.
То есть речь идёт не просто о моральном кодексе, которым нам нередко представляется Декалог, а об обращённых непосредственно к человеку Божьих призывах, которые могут определить его жизнь. Или не определить, если человек ничего такого не захочет и откажется принимать их во внимание. Но если человек откажется следовать Божьим призывам, которые Бог вкладывает ему в сердце, ему придётся отказаться и от мудрости, и от пути праведности. Речь идёт о том, чтобы воля человека стала послушна Божьей воле. Не вообще, в принципе и в теории, а в конкретных своих проявлениях. В тех конкретных шагах, в тех жизненных решениях, из которых и состоит духовная жизнь. Тут необходима цельность — духовного и природного, сердца и души, воли и психики, которая может этой воле подчиниться, а может и бросить ей вызов.
Природа непременно бросит вызов духу, если сам человек внутренне согласится с тем, что он имеет право на природную жизнь, никак не связанную с жизнью его сердца. В частности, на «чистый секс»: это ведь и есть характерный пример как раз именно такой жизни. Пример, казалось бы, не единственный, можно найти и другие. Но уж очень он типичен: ведь тут важно именно согласие человека. В других случаях мы обычно хотя бы в теории соглашаемся с тем, что давать волю собственным инстинктам, игнорирующим наше сердце, наше духовное «я», нехорошо (насколько искренне выражается такое согласие — вопрос другой). Тут же мы нередко прямо соглашаемся на разделение, на раздвоение себя, на существование в нашей жизни чего-то такого, о чём мы точно знаем, что оно никак не связано с полнотой нашей собственной жизни, нашей личности во всей её глубине, и принимаем такое разделение как нечто естественное и даже желанное. В таком случае, естественно, разделение оказывается глубже и устойчивее, а трещина, разрушающая нашу жизнь изнутри, практически не имеет шансов быть ликвидированной. Потому-то и говорит священнописатель о нарушении седьмой заповеди как о главной опасности для внутренней Торы, а значит, и для пути праведности: ведь зло, принимаемое за благо и впущенное в жизнь добровольно, всегда опаснее того, которое мы видим ясно и которому готовы противостоять.
Для нас самих гибельно разрушение чужой семьи в духовном плане. Но, не надеясь на духовную разумность читателя, наш наставник в книге Притч предлагает подумать о практических последствиях. В любом случае, наши действия в материальном мире влекут за собой последствия и мудрость заключается еще и в том, чтобы помнить об этом.