Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 10:31-32, глава 11:1-12
10:31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
11:1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.
3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Темы отрывка
Отрывок, предлагаемый нам сегодня Церковью, состоит из нескольких частей. Прежде всего, в него входят два стиха из десятой главы, которые затрагивают тему уст праведника и грешника, которой мы касались вчера.
Дальше идут стихи 1-4, посвященные теме неправедно нажитого богатства, о чем говорят начало и конец отрывка (неверные и точные весы, с одной стороны, и праведность, которая, в отличие от богатства, спасает в день гнева Божия, с другой, ст. 1 и ст. 4 соответственно), и стихи 5-6, посвященные теме праведности и нечестия, а также вероломства (в Синодальном переводе вероломные названы «беззаконными»). Завершает эту часть своего рода эпилог, говорящий о крахе всех надежд нечестивца вместе с его смертью (7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает).
Следующая часть отрывка посвящена, с одной стороны, теме спасения праведника, которого безбожник стремится погубить своим языком (8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются — «Лицемер» вернее было бы перевести как «безбожник»), а с другой — праведности и нечестия в общественной жизни, в жизни города (9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество). Что касается ст. 12 (12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.), то он связан с отрывком, не вошедшим в сегодняшнее чтение, а в нашем отрывке перекликается с темой гордости (2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.) и с темой исходящего из уст праведника и из уст грешника.
Праведность и нечестие: созидание и разрушение
Весь отрывок делает единым целым сквозная тема праведности и нечестия. Она является главной не только для всей Книги Притчей, но и для многих других книг Библии. Праведник называется также «прямым» или «прямодушным» (11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается — здесь прямодушные названы «праведниками»). Это неудивительно: ведь этимология еврейского слова раша, обозначающего нечестие и нечестивца, связана с представлением о чём-то прогнившем и оттого кривым, полуразрушенным.
Это не просто аллегория. Речь идёт о духовном состоянии человека, называемого нечестивым. Праведность — состояние, предполагающее жизнь в Божьем присутствии. Для такой жизни необходима внутренняя цельность, без которой она невозможна. А отсутствие цельности делает человека внутренне непрочным, искривляя его путь и его жизнь. Не случайно о праведности говорится, что она «выравнивает путь», делает его прямым не в смысле отсутствия препятствий и проблем, а в смысле следования Божьей воли и Божьей заповеди, тогда, как нечестивца убивает его собственное нечестие (5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим).
Дело не в изобретённых для нечестивца Богом наказаниях, а в отсутствии духовного стержня, без которого человек внутренне пуст. Если двигаться путём нечестия последовательно, то в конце пути человек превращается в пустую оболочку, после разрушения которой ему уже не на что надеяться (7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. ). И ничто внешнее, никакое богатство ему не поможет (Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти).
Созидание и разрушение: смирение и наглость
Пустому человеку не помогут никакие попытки внешнего самоутверждения, которые человек, не имеющий духовного стержня и полноценной духовной жизни, неизбежно будет предпринимать, стремясь этот духовный стержень подменить. Даже если эти попытки основаны на религии. Например, человек может кичиться тем, что он православный и на основании этого требовать особого отношения к себе и своей православности. Будь он полон внутри, он бы предал ситуацию Богу. Не случайно признаком праведности является смирение, а признаком нечестия — вызывающая наглость, задон. (Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. Здесь наглость названа «гордостью»). Речь идёт, разумеется, о смирении не перед наглецом, а перед Богом, Которому праведник отдаёт себя в руки безоговорочно.
История, произошедшая несколько лет назад
Как-то раз 9 мая внезапно совпадало с воскресеньем. Из-за парада на Красной площади в половине десятого утра милиция оцепляет прилегающие к Красной площади улицы. Ряд московских храмов, где богослужение начинается в 10, оказывается внутри оцепления. У турникета скапливаются недоумевающие прихожане, которые стремятся на службу. Храм буквально в ста метрах. Милиция объясняет, что без распоряжения начальства пропустить никого не может. Кто-то просит телефон начальства, но его не дают. Некоторые из прихожан начинают обвинять милицию в том, что она покушается на святое — не пускает людей в храм. Милиционер объясняет, что у него жена и маленький ребенок, и если он пустит всех в храм без распоряжения, то может лишиться работы и ему будет нечем кормить семью. В ответ в его адрес звучат недобрые слова. Семья милиционера никого не волнует.
К счастью, кто-то вспомнил историю из книги Деяний о том, как апостолы, сидя в темнице, начали петь гимны Богу и стены темницы рухнули. Часть прихожан стала петь песнопения начала Литургии, которые в это время уже звучали в храме. На «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» из храма выходит один из священников, направляется к турникету и всех в итоге пропускают внутрь. Все с пением, как при крестном ходе, идут в храм. Когда заходят, в храме читают апостольское чтение о том, как стены темницы рухнули от пения и темничный страж испугался, что его из-за этого уволят, а апостол Павел крестил его и позволил снова отвести его и его спутников в темницу.
Без смирения невозможен никакой путь праведности, никакая внутренняя цельность: ведь падшему человеку такая цельность не может быть свойственна по природе, она не может быть его качеством или свойством, хотя бы и приобретённым, она может быть лишь его состоянием, которое в любой момент можно потерять, если утратить ту динамику отношений с Богом, на которой всё держится. Смирение и есть готовность эту динамику поддерживать, сделав её центром и смыслом собственной жизни. А она уже в свою очередь определит и внешнее течение жизни праведника.
Смирение и честная торговля, гордость и обман
Если человек смиренен перед Богом, то и точные весы становятся для него чем-то само собой разумеющимся (1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. ). Если же человек нечестен, даже если он ходит в храм, он далек от Бога. О необходимости быть честным в торговле говорится и в книге Второзаконие, и в книге Левит:
13 не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
14 в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
16 ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.
(Книга Второзаконие 25:13-16)
Ефа — это мера для сыпучих веществ, составляла около 20 литров.
В наше время не так часто используются гири. Поэтому обман в торговле может носить различный характер:
- Недовес продукта
- Хитрость, когда продается расфасованный товар и покупатель интуитивно ожидает одного веса, а имеет место другой. Например, молока в бутылке не литр, а 900 мл или 850.
- Не все компоненты перечисляются в составе продукта
- Продажа несвежего продукта (пропавшее мясо превращается в фарш, нашпиговывается специями и так продается)
- Нечестная реклама.
- Продажа (впаривание) человеку чего-то ему ненужного, зачастую с помощью обмана. А иногда с помощью, опять же, привлекательной рекламой, играющей на чувствах человека.
- Обман в стиле «в магазинах эта книга стоит столько-то, а у нас в два раза дешевле» — этим часто грешат продавцы в электричках и люди, которые заходят в офис и предлагают что-то купить. Чаще всего число, сколько это стоит в магазинах, называется наобум.
- Продажа чего-то нужного, но плохого качества за большие деньги.
- Получение аванса за товар и исчезновение с деньгами
- Продажа бесплатной (или даже платной) подписки на что-то на один месяц, а потом автоматическое снимание денег за следующие месяцы (так делает скайп); указание в рекламе одной цены, когда на поверку она оказывается в 10 раз больше
- Продажа одного и того же разным людям (часто происходит со сдачей и продажей квартир)
- Продажа подделок — например, джинсов Гуччи
Что общего у этих ситуаций с неверными весами? Торговля — это обмен. По идее, равноценный. Если продавец обманывает и исподтишка создает ситуацию, когда он заведомо в выигрыше, а покупатель в проигрыше, он нарушает заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Здесь нет мысли о ближнем и есть обман.
Но есть хорошая новость. Если человек смиренен и находится в живых отношениях с Богом, то он начинает распознавать обман. Само собой разумеющимся для него становится понимание того, что стоит за словами другого человека, что заставляет его эти слова произносить. Человека, живущего полноценной духовной жизнью, невозможно обмануть в главном, хотя о деталях он может и не знать. Но фальшь за словами, если она присутствует, такой человек ощущает всем существом. Потому-то его и не обманешь: он не поддаётся на те уловки, которые ему готовят (8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются).
Без праведника не стоит город
И в обществе от людей, не склонных ко лжи и к внутренней фальши, не бывает обычно ничего, кроме пользы (10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.). Оно и неудивительно: ведь подлинная праведность остаётся с человеком всегда, будь он дома или на улице. Она не нуждается ни в каких демонстрациях, но и скрыть её невозможно. Представьте, каким было бы наше общество и наша страна, если бы большинство ее граждан были смиренны, честны, в том числе и в торговле, и, как заповедует и Христос, с любовью благословляли всех, даже проклинающих.