Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч. Сегодня мы будем размышлять о том, что такое справедливость и ка она связана с нашей духовной жизнью — это некоторое логическое продолжение нашей прошлой беседы.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, глава 21:3-21
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Справедливость и правосудие
Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок начинается и завершается темой праведности, милосердия и правосудия (3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу). Мы снова видим противопоставление жертвы, как внешнего религиозного действия, доступного каждому, жизни с Богом и по заповедям. Библия связывает воедино понятия праведности, справедливости и правды, обозначая их одним и тем же еврейским словом цедака, как в упомянутых стихах. С точки зрения Священного Писания одного без другого не бывает. Действительно, и правда, и справедливость, и правосудие, и справедливый суд возможны лишь тогда, когда для всего перечисленного есть опора в человеческом сердце. Конечно, хорошие законы всегда пишутся так, чтобы минимизировать ущерб от проявлений падшей человеческой природы, когда дело касается общественной и государственной жизни. Но, как показывает опыт, даже самые лучшие законы не помогают, если сердце человека испорчено.
В чём же заключается порча? Священнописатель объясняет: в гордости очей и надменности сердца (4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех). Соответствующие еврейские выражения означают буквально «высокие глаза», т.е. взгляд на всех свысока, и «раздувшееся сердце», выражение, употребляемое в том же приблизительно смысле, в котором по-русски о человеке можно сказать, что он «надулся от гордости». На бытовом уровне очевидно, что с таким человеком иметь дело, как минимум, сложно: он считает себя центром вселенной и ведёт себя соответственно. Но это лишь симптомы серьёзной духовной проблемы, в которой коренится множество духовных болезней. Человек, считающий себя центром мироздания, вряд ли будет думать не только о праведности, но и о самой простой справедливости по отношению к другим.
Собственно, такой человек вообще не будет думать о других и замечать их как отдельных от него людей. Кому-то неудобно от его действий? Но это же такая мелочь! Он кого-то обидел? Ерунда, другие слишком обидчивы. Даже желая сделать добро, он может причинить зло, потому что будет делать для другого человека не то, что ему действительно нужно, а то, что считает нужным сделать он. И будет обижаться, когда выяснится, что это не нужно. Отсюда замечательное выражение «причинить добро». Давая кому-то совет, человек «с раздутым сердцем» будет давать совет не этому конкретному человеку, а своему представлению об этом человеке. И эти советы могут завести другого человека совсем не туда, куда нужно.
Все это лишь следствие того, что такой человек желает самоутверждения, потому что сама его жизнь неотделима от самоутверждения. Он просто не может существовать иначе — не потому, что таким родился, а потому, что превратил себя в чудовище соответствующим образом жизни. Не физической жизни, разумеется, а жизни духовной.
Тут связь с праведностью становится очевидной, равно как и понятным становится, почему на языке Библии праведность и справедливость обозначаются одним и тем же словом. В самом деле: праведность по определению есть не что иное, как жизнь с Богом, в Его присутствии и соответственно Его закону. Тому, что в ветхозаветных книгах называется Торой. Но и Тора должна быть не только в книге, но и в человеческом сердце. Тогда оно не раздувается, а человек не смотрит на всех сверху вниз. И не потому, что боится нарушить заповедь как некое предписание, пусть и данное Богом, а потому, что ощущает эту заповедь как Божью волю, направляющую его сердце в нужном направлении.
Любой человек формируется в общении. От тех, с кем человек общается, особенно в детстве, он усваивает те или иные навыки общения, реагирования на что-либо, отношения к чему-либо. Если человек усвоил что-то далекое от Божьей воли, усвоить что-то другое он тоже может только в реальном общении с Богом и с Божьими людьми. Именно поэтому так важен опыт богообщения.
Тогда у человека просто не возникает желания раздуваться от гордости или мысли о том, чтобы смотреть на других сверху вниз. Он тогда просто живёт, живёт данной Ему Богом жизнью во всей возможной для него полноте, и ему не приходится ни с кем соревноваться и никому ничего доказывать. Тогда и суетиться нет никакой необходимости (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение): жизнь сама расставляет всё на свои места.
Конечно, если человек, живущий полной жизнью, берётся за дело, то делает его аккуратно и доводит до конца: ведь работа — часть той полноты, которая свойственна его жизни. Работающего так священнописатель называет «прилежным» (5. Помышления прилежного стремятся к изобилию). Но суетиться ему нет ни смысла, ни необходимости. Суета появляется тогда, когда человек пытается сделать что-то, что выходит за границы потока его жизни, что не обусловлено его глубинным существованием. Суета — пена на поверхности жизни, которую человек подхватывает и пытается удержать. Но праведник никогда не живёт на поверхности, он лишь иногда, по необходимости, там бывает. А живёт он на той глубине своей личности, где зарождается полнота его жизни. Там, где Божье «дыхание жизни» (Быт. 2:7) встречается с его душой.
Справедливость и несправедливость к другим
Поэтому и правосудие для праведника радость, а для делающих зло — страх (15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло). Дело не в том, что любой суд всегда поддержит праведника — земное правосудие не всегда справедливо. Дело в том, что правосудие предполагает отсутствие несправедливости в отношении других — есть у еврейского слова мишпат и такое значение. Умение быть справедливым по отношению к другим — естественное внешнее проявление полноты жизни праведника. Быть справедливым к другим — это поступать с другими так, как предписывают заповеди. А в идеале — относиться к каждому с любовью, но это уже то, что называется милосердием. Ну и, конечно, соблюдать заключенные договоры и исполнять данные обещания — Тора требует, чтобы договоры соблюдались и обещания исполнялись. В том числе и устные договоренности тоже. Для человека, смысл жизни которого — сравнение себя с другими, самоутверждение и конкуренция, это самый настоящий кошмар.
Для других такой человек тоже может стать кошмаром. Даже просто в быту, например, в семье (9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме): ведь сварливость, вечное недовольство домашними, включая собственного мужа, нередко оказывается завуалированным (в том числе и от самого сварливого) желанием самоутверждения и стремлением к превосходству и уж точно является показателем того, что человек неудовлетворен собственной жизнью. От такой жены мужу и впрямь впору бежать на крышу. По крайней мере, если речь идёт о столь характерном для Востока доме с плоской крышей, на которой вполне можно жить, по крайней мере, пока нет дождя. Вариант, конечно, не самый удобный, но уж лучше так, на крыше, под открытым небом, чем под крышей с вечно недовольной женой, у которой в голове одна мысль: как бы ещё продемонстрировать мужу собственное превосходство. Впрочем, как видно, пустыня в этом случае — тоже вариант (19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою).
Но и в более серьёзных случаях всё может оказаться более чем серьёзно: ведь выбор пути самоутверждения, а значит, и насилия, отказ от справедливости неизбежно возвращается бумерангом (7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду; речь идёт именно о справедливости по отношению к другим, евр. мишпат). Да и чего же другого можно ждать, если даже от друзей такой человек не может ожидать ничего хорошего при своём к ним отношении (10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его)? Не случайно о человеке, который забыл о том, что такое разумность (сехель), та разумность, которая связана с праведностью и рождается от полноты жизни, говорится, что он найдёт себе покой лишь среди теней (16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов; в Синодальном переводе собрание теней назвали «собранием мертвецов»). Речь идёт о царстве мёртвых, о мире теней, где пребывают умершие. Туда — прямой дорогой — и направляется человек, отказывающийся от пути праведности, а значит, и от пути жизни.
Аудиозаписи семиров Владимира Владимировича Сорокина по книге Притч за 2011-2019 гг. доступны для прослушивания на портале «Предание»