Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, глава 6:3-20
6:3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
Человек и муравей – общее и различное
В прошлый раз мы говорили о том, что за день или за неделю обрести мудрость невозможно и надо год за годом выстраивать свою жизнь вокруг заповедей. Сегодня, говоря о мудрости, мы читаем предложение посмотреть на муравья – который день за днем, год за годом по палочке, по веточке выстраивает муравейник. Муравей отнюдь не ленив — и автор книги хочет в первую очередь предостеречь нас от лени (ст. 9–11). Муравей работает не потому, что его кто-то заставляет, а сам по себе. И, если мы вспомним басню о стрекозе и муравье, справедливо пожинает плоды. Подражать в этом муравью, делать все заранее и не лениться призывает нас священнописатель.
С другой стороны, мы знаем и иное: при всей высокой социальной организации, муравьиное сообщество не предполагает не только осознания реальности, включая реальность собственной жизни, но даже и простого самосознания у своих членов. Муравей — живой автомат, идеальный работник, функционирующий, как биологический механизм. Для человека такое состояние, состояние автомата, нельзя считать нормальным с духовной точки зрения. Зато на примере муравейника (или, добавим от себя, пчелиного улья, к примеру) нетрудно убедиться в другом: в том, что мудрость корнями уходит куда глубже, чем может проникнуть познание человека.
Муравей, как всякое живое существо (за исключением человека), не обладает ни самосознанием, ни свободой воли, ни, соответственно, духовной или нравственной ответственностью. Он в своей жизни просто следует тем законам, которые, будучи для него внеположенными, определяют его существование. Законы эти установлены для него Богом. Законы установлены Богом и для человека. Но человек в ином положении: он принципиально в состоянии осознать собственное бытие и существование. Он обладает и самосознанием, и свободой воли. И потому ему, в принципе, открыта мудрость — если только сам человек захочет её принять. Эту мудрость человек не изобретает, как не изобретает муравей законы своего существования. Он её открывает. Вернее, открывает ему её Бог. А человек может её от Бога принять – примерно так, как муравей принимает от Бога те законы, по которым живёт – или не принять. Разница между человеком и муравьем в том, что у муравья выбора нет, а у человека — есть. Человек может как принять от Бога мудрость, так и отвергнуть её. Но лучше её принять: тогда жизнь станет осознанной.
Источник мудрости, которую может принять и отвергнуть человек там же, где и источник всех законов мироздания: в глубине Божьей личности. В той самой глубине, где рождается Его творящая воля. Туда, конечно, человеку не проникнуть по определению. Но принять эту мудрость, если Бог ему её откроет, человек вполне в состоянии. Правда, при одном условии: если сам он будет жить из глубины собственной личности. Из той глубины, где рождается его, человеческая воля. Не потому, что Бог хочет спрятать от человека мудрость в глубине его, человеческой, личности, а потому, что только через эту глубину Бог и может к человеку обратиться. И тут главной задачей человека становится — избегать суеты. С тем, чтобы научиться жить из той самой глубины.
Чем плохо поручительство за другого
Противоположен человеку мудрому, научившемуся жить из глубины, нарисованный в книге образ лживого и лукавого человека (ст. 12–15): он не только отвратителен в духовном и нравственном отношении, он ещё и вызывает ощущение чего-то шумно-активного, суетливого — и пустого. Вот эта самая пустота и не позволяет человеку жить из глубины самого себя, своего подлинного «я».
И ещё одно может помешать: сознательная зависимость от другого человека, зависимость внешняя, например, материальная, когда ручаешься за кого-то, чей путь и чья судьба от тебя не зависят (ст. 1–5). Кажется, что поручиться за другого благородное дело. Однако, это дело опасно. И дело тут не в добросовестности или недобросовестности того, за кого поручился. Отныне путь поручителя будет зависеть от пути другого человека. И не просто от пути, а от случайностей этого пути. От чего, если принимать путь праведности всерьёз, ставить себя в зависимость никак нельзя.
Каждый человек сам определяет свой путь. От самого человека во многом зависит, какое место будет в его жизни занимать случайность мира сего, а какое — промысел Божий. Иногда пути разных людей могут пересекаться, могут даже оказаться связаны друг с другом. Но связь эта, во всяком случае, должна быть осознанной с обеих сторон.
Поручительство — дело другое. Тут многое зависит от таких вещей, которые не могут быть предусмотрены, и поручившийся за другого оказывается зависим от этих непредсказуемых и непредвиденных вещей. Ему неподвластна жизнь того, за кого он поручился, но ему придётся нести на себе все последствия тех случайностей, которые войдут в жизнь этого человека, если тот их в свою жизнь впустит. Вот от такой зависимости надо бежать, как от огня.
Вполне естественно и логично отвечать за свою жизнь и за последствия своих поступков. Можно иногда нести ответственность за поступки другого, если сам принимаешь в жизни этого другого достаточно глубокое участие и помогаешь ему принимать решения. Но готовность нести ответственность за случайности, встречающиеся в жизни другого человека, равнозначна отказу от собственной свободы. Такой добровольный отказ не оправдан ничем и никогда. Собственно, отказ от ответственности и от собственной свободы и порождает всё то множество зла, которое в разных формах проявляется в мире.