Говорить с детьми о послушании «в лоб» не имеет особого смысла. Ведь «правильные ответы» знают все, и дети прекрасно умеют делать вид, что слушают. Как же заинтересовать ребенка, чтобы он действительно участвовал в разговоре, чтобы это как-то коснулось его сердца?
На выезде семейных пар «Кана» я заявил детям, что меня попросили подготовить с ними занятие на тему «Раб, наемник, сын», – но я не знаю, как это сделать! Естественно, это раззадорило участников, они стали грозиться, что проверят у моей жены, так ли это.
И все же, в чем разница между радом, наемником и сыном? Без ребят я не справлюсь! Посмеявшись, мы все вместе обсуждали разницу между ними и заполняли таблицу (сначала писали сами дети, изображали героев, потом уже, когда внимание стало ослабевать, более активно включались ведущие).
Сначала озвучивался вопрос-задание, потом мы обсуждали ответы и записывали их (а иногда – изображали).
Вопрос | Раб | Наемник | Сын |
Просто опишите, кто это, каковы его отличительные характеристики | Невольник, принадлежит хозяину | Слуга, сотрудник на работе | Родной |
Разыграйте в сценке отношения | Стоит на коленях, молит | Просто внимательно слушает, кивает | Обнимает |
Как называет того, с кем он общается? | Господин, владыка, хозяин | Начальник | Отец, папа |
Что он чувствует по отношению к другому, что им движет? | Страх | Личного отношения может не быть, а важны деньги, выгода | Любовь, долг |
Как он ведет себя, если не получит того, что обещано? | Ропщет, сплетничает – но не выскажет хозяину напрямую, что думает | Спорит, напоминая о договоре. Иногда ведет себя как раб. | Доверяет, поэтому напомнит, спросит, выразит свои чувства отцу |
Как будет себя вести, если его не видят? | Убежит, бездельничает | Верен обязательствам, но не более. Может притвориться, что работает. | Трудится по любви, желанию помочь |
В процессе обсуждения мы пытались понять, что это означает в отношениях с родителями? Как мы себя с ними ведем? Например, если родители обещают что-то купить за хорошие оценки, означает ли это, что мы действуем как наемники?
Мне хотелось продолжить с разговором о 5 заповеди, но соведущая Евгения вспомнила о том, что дети тем и отличаются от наемников, что могут выразить свои чувства, и мы сошлись на том, что они немного устали, и нужно поиграть. Поиграли в репку (распределяем роли и рассказываем сказку, каждый раз, когда звучит имя персонажа, он приседает и встает), на роль репки поставили самого активного.
Потом поговорили о 5 заповеди, именно в контексте почитания родителей.
Помимо того, что вошло в соответствующую беседу из катехизации (см. выше по ссылке), мы обсуждали конкретные случаи – Ноя и Хама, блудного сына.
Считается, что дети могут только в трех случаях не послушать родителей: когда они толкают на грех, запрещают изучать Слово Божие и жить духовной жизнью, и когда принуждают к браку без согласия самого ребенка. И у одной из участниц возник вопрос по поводу послушания: а почему исключения такие странные: с одной стороны, очень широко – не слушать, когда родители толкают на грех, а с другой стороны, очень узко, — человек не обязан жениться по указанию родителей, если не согласен. И этот замечательный вопрос вывел нас, с одной стороны, на разговор о заповедях в Священном Писании (чтобы точно знать, что грех, а что нет, важно хорошо знать Писание), о роли молитвы к Богу и совета в Церкви (когда непонятно, как поступить, стоит молиться Богу о просвещении и посоветоваться с другими верующими). С другой стороны, на примере исключения брака по принуждению можно говорить о важности самостоятельности, не только в браке, но и в принципе во взрослых решениях, нести ответственность за которые нам, а не родителям. Впрочем, вспомнили и анекдот «Надо было слушаться маму».
Все завершилось чаепитием. Еще раз убедился, что заниматься с детьми – радостно!
Сейчас, когда я пишу эти строки, на ум приходит помолиться:
«Господи, дай мне страха Твоего, чтобы удержаться от греха.
Господи, научи меня верности, чтобы исполнять все, что сказано в заповедях Твоих.
Боже, открой во мне источник любви Твоей. Аминь».
Хорошее у Вас занятие получилось.
Побеседую со своими детьми. Можно предложу это занятие в нашу воскресную школу? Там другой преподаватель, не я.
Елена, спасибо!
Все, что у нас выкладывается, выкладывается для того, чтобы это использовалось в служении, конечно, предлагайте!
Володя, спасибо! Возьму на заметку! Просто интересно — подскажи, пожалуйста, какой возраст ребят?
Возраст был от 7 до 13 лет