Из опыта проведения библейских семинаров и лагерей
В.С. Стрелов
Предисловие. 2
Внутреннее состояние организатора. 2
Зачем мы вообще организуем учебный процесс?. 2
Цели и задачи семинаров. 2
Какие возможности по сравнению с повседневной учебой дает выездной семинар?. 2
Какое неудовлетворение осталось от прошлых семинаров?. 3
Как построить семинар так, чтобы можно было реализовать все хорошее и избежать неудовлетворения? 3
Идеи для семинара. 3
Первая встреча. 4
Рефлексия над прошлым опытом и мозговой штурм по форме семинара. 5
Мозговой штурм о новом.. 5
Ко второй встрече. 6
Отклики на предложенную книгу. 6
Информирование и подача заявок. 7
Встречи: вместе и по группам с ответственными и опытными людьми. 7
Содержательная подготовка. 7
Детская программа. 7
Место проведения. 8
Календарный план подготовки. 9
Расписание дня. 9
Как менялось наше представление о расписании?. 10
Изучение Писания. 10
Расписание общее (для двух программ)12
Расписание по дням.. 13
Расписание первого дня. 20
О встрече субботы.. 20
График дежурств по группам.. 21
Возможные вопросы по итогам семинара. 22
По итогам молодежного лагеря 2014. 23
Предисловие
Данная разработка продолжает следующие методические материалы (в хронологическом порядке появления):
- Евангельские беседы как форма работы со студенческой молодежью.
- Отчет по Федоровскому городку 2007 г.
- Миссия возможна, главы о групповой работе, Евангельских кружках, чтении Писания и организации мероприятий.
- Паломничество: руководство для организаторов и участников.
Внутреннее состояние организатора
Самое главное в организации мероприятий с людьми – это внутренний настрой.
Есть ли уверенность в сердце, что то, что я делаю, угодно Богу?
Отсюда рождается уверенность, способность убедительно, но не попирая внутренней свободы, донести, что семинар будет полезен, и ради него стоит чем-то пожертвовать; рождается воодушевление, чтобы побуждать людей включаться в качестве помощников.
Каким видится этот семинар, какому этапу жизни нашего сообщества он соответствует (фаза роста и включения новых людей, или же желание углубленно прожить нечто вместе с близким кругом)? Как это повлияет на наши отношения с Богом, на понимание Его, Его путей, любовь к Нему?
Зачем мы вообще организуем учебный процесс?
Для лучшего понимания:
Возрасти в познании Бога, путей Его промысла,
Лучше понимать себя, своего состояния, своего призвания,
Для собственного изменения:
Укрепляться в благодати, терпении, великодушии с радостью,
Возрастать в любви друг ко другу,
Укрепить навык самостоятельного использования Библии для внутреннего назидания.
Чтобы благодарить Бога и прославлять Его всей жизнью.
Цели и задачи семинаров
1) Встреча со Словом Божиим для участников семинара:
— как время и место, когда мы «погружаемся» в чтение и размышление над Писанием,
— как возможность услышать во внутреннем мире и тишине то, что Бог открывает уму и сердцу каждого.
2) Возможность приложить услышанное Слово к собственной жизни,
— попытка понять свое место в жизни, свои отношения с Богом и людьми через общение каждого дня в молитве, беседах, творческих занятиях…
3) ответ на вопросы: как наша реальная жизнь здесь и сейчас соответствует нашим разговорам о Писании, о духовных задачах? кто мы вместе друг другу? Что значит наше единство, когда мы вместе, когда расходимся, разъезжаемся?
Какие возможности по сравнению с повседневной учебой дает выездной семинар?
ü Возможность вынырнуть из суеты, перейти на нормальное расписание жизни,
ü Собраться вместе людям с разных мест и лучше узнать друг друга (и здесь вопрос, надо ли звать специально самых разных людей из разных традиций, или можно ограничиться тем, что у нас просто будут участники онлайна и друзья),
ü Поделиться друг с другом тем, что дал Бог (не преподаватель-ученики, а каждый-каждому),
ü Углубленно прожить какую-то тему, впоследствии чтобы эта тема стала сопутствующей в духовной жизни.
ü Стать ближе друг другу как члены одного Тела (в конце должна родиться молитва друг за друга и поддержка).
Какое неудовлетворение осталось от прошлых семинаров?
- Много говорили от ума, без фундамента и глубины Писания,
- Тема была слишком объемной, не успевалось пережить все,
- Был перегруз после малых групп, потому что скучно, нет яркости. Хотелось бы наглядности, живого проживания того, о чем говорим, реализации этого в жизни хотя бы одного из участников. Это мечта.
- Форму малых групп не затягивать.
- Расписание с постоянными углубленными обсуждениями не сработает в отсутствие провоцируемых дискуссий, звездных выступающих и представителей разных традиций.
- У ведущих не было единства, чувства друг друга.
- Не было нормального распределения ответственности, все было завязано на 2-3 людях.
- Слишком уставали от дискуссий, не было нормально организованного досуга.
- Не было по-настоящему духовного общения, или оно было не продумано, все общение было как у светских (посиделки с едой обычной болтовней).
- Не были продуманы рекреационные возможности, люди были предоставлены самим себе, не было ответственных за то, чтобы вовлекать в игры, спорт, и пр.
Как построить семинар так, чтобы можно было реализовать все хорошее и избежать неудовлетворения?
ü Помнить, что выездной семинар — это не интеллектуальный марафон, а школа духовной жизни.
ü Должна быть подготовка к теме, чтобы не было внезапности.
ü Чередовать духовный труд, физический отдых, общение, служение и празднование. Надо совмещать практическое и полезное с отдыхом, достаточным для плодотворной работы.
ü Хорошо подготовить ведущих, чтобы семинар не зависел от руководства.
ü Дать людям прийти в себя после приезда. Заезд с вечера, начало в 11.00, не раньше.
ü Работа в группах, парах и поодиночке.
ü Труд вникания в Слово — молитвенные чтения, обсуждения.
ü Необходимо время тишины, его необходимо специально обозначать.
ü Отдых. Часовня, тишина, природа — прогулка с 15.00 до 17.00, хорошо бы игры типа хороводных на сплочение. Творчество — мастерские.
ü В мастер-классы включить танцы и пение.
ü Общение — можно каждое утро читать примеры о святости общения, дружбы, и выделять время для общения. Можно устроить игру в ангела-хранителя. Можно сделать ладошку пожеланий.
ü Служение — как минимум, в столовой. Также и с детьми. Помощь в организации.
ü Празднование. Встреча субботы со свечами, подготовка к Воскресению: Исповедь, Евхаристия.
Идеи для семинара
- Обсуждение нескольких желающих с наблюдением зала.
- Д/З. А. Личность, связанная с темой нашего обсуждения, и в чем вы видите возможность соприкосновения с его опытом Б. Попробовать творчески изобразить свое понимание темы или подобрать наглядное изображение для общего просмотра — сюжетный рисунок, скульптура, поэзия, фотография, музыка, икона. Будьте готовы пояснить свой выбор.
- Выбрать ключевые тексты для заучивания наизусть — полезно над ними размышлять в течение дня, это запас на будущее. В течение дня прибегать не только к Писанию, но и к Преданию, и к текстам молитв, Литургии.
- Наглядное обсуждение (житие, тропарь, худ. книга — типа Г.Грина, фрагмент фильма, или в целом фильм). Каковы ваши впечатления? Считаете ли вы, что здесь раскрывается именно христианское понимание того, о чем мы говорим? Примеры из нехристианского опыта и идеалов современного мира — что они могут сказать нам?
- Созерцание Креста (возможно, в храме), картины или иконы с последующим обсуждением. Можно перед темой о том, что меняется в понимании святости после Христа. Экскурсия в музей о. Александра Меня, и там разговор о его личном понимании христианства и святости.
- Включить практическое обучение – например, как читать Писание и детские книги с детьми.
- Газета (стенгазета) отзывов и предложений, и летопись, которую потом можно дать почитать не участвовавшим.
- Список контактов, разослать его всем после.
- Закончить все запуском китайских фонариков — просто красиво.
Первая встреча
Собираются все заинтересованные лица; тех, кто особенно нужен, лучше пригласить персонально, позвонив им (на общие письма люди часто не реагируют). Объявляется тема или книга, предлагается к обсуждению (возможно, решение переносится на более поздний срок, за это время досылаются материалы для предварительного обсуждения, оценки – посильно ли, интересно ли, также идут обсуждения с преподавателями). Что участники думают об этом? Затем — в целом о жизни во время прошлых семинаров, что понравилось и не понравилось, о своем настрое, о том, что для них важно. Наконец, проводится мозговой штурм, как сделать этот семинар интереснее. Кого можно пригласить к участию в качестве ведущих/содокладчиков.
Многое не требует какой-то специальной творческой разработки. «Строительные кубики», из которых складывается семинар, уже известны либо по прошлому опыту, либо благодаря опыту участия в аналогичных мероприятиях (в этом смысле хорошо приглашать тех, кто побывал на других мероприятиях, чтобы они поделились новым опытом). Их вполне можно перечислить. Однако не все можно уложить в алгоритм, и потому должны быть формы поиска, предполагающие нестандартные решения. Идти нужно не столько от дел (чем наполнить), сколько от целей, образа того, что хотелось бы получить.
Уже сейчас можно предварительно с инициативной группой поговорить о том, кто за что возьмется.
Предстоит определиться, кто возьмется особо продумывать и проводить:
- домашнее задание,
- публикация материалов и рассылка,
- введение в тему каждого дня,
- молитва (включая раздатку),
- малые группы,
- спорт и отдых,
- творческие мастерские,
- концерт,
- паломничество,
- сбор денег,
- детская программа, игры,
- организация питания,
- организация дежурства,
- машина (подвоз продуктов и оборудования).
В качестве домашнего задания может быть предложено подумать над содержательной частью, прочесть опр.материалы, ответить на опр.вопросы, сформулировать свое видение того, в каком ракурсе рассматривать тему.
Рефлексия над прошлым опытом и мозговой штурм по форме семинара
Наташа К.: понравилось, когда лекции чередовались с группами, встречами в парах и временем одиночества. Хочется повторить молитву в тишине, вместе купаться и быть на Литургии. Думаю о том, чтобы почитать Писание с детьми. Возможно ли не ставить ключевые встречи днем, когда детям надо спать, и родители должны быть с ними?
Лера Ч.: нравится, когда группы меняются — можно со всеми познакомиться ближе и по-разному почитать; хочется глубоких лекций-введений
Виталий Р.: хочется, чтобы кто-то с детьми почитал.
Женя Г.: хочется ощутить общность.
Миша Л.: погрузиться в чтение.
Оля О.: готова заниматься с детьми, чувство богоприсутствия, ощущение единства, настроение праздника.
Юра Х.: хочется заново ощутить движение от рабства к сыновству.
Саша О.: Важно погружение, чтобы ничто постороннее не мешало. Какое это имеет отношение к современной жизни? В постоянных группах больше возможности доверять друг другу. Важно время для неформального общения, совместная работа, уборка и пр.
Таня З.: Не хочется интеллектуализации, есть потребность как-то проиграть, прожить, реализовать читаемое.
Мозговой штурм о новом
Что нового хотелось бы добавить? Когда мне бывает хорошо и здорово, классно? Можно думать о поездке, паломничестве, походе, просто когда я дома…
ü Отдых, радость, песни у костра
ü Игры с Кругом, когда играешь вместе
ü Встреча субботы — с вином
ü Общение
ü Бой с подушками
ü Велопробег
ü Ночь в палатках у озера
ü Совместное преодоление объективных трудностей
ü Настольные игры
ü Спорт
ü Ролевая игра по Библии (есть цель, искушения-препятствия)
ü Молитвенные чтения
ü Свободное время
ü Концерт
ü Фестиваль, праздник
ü Совместная Литургия, молитвы вслух своими словами друг о друге
ü Теннисные корты
ü Уборка мусора у озера
ü Шашлык
ü Олимпиада на две команды
ü Спортивное ориентирование
ü Катание по озеру на катамаране и байдарках
ü Купание
ü Выход к бездомым (нереально) — м.б. просто знакомство с соседями
ü Купание
ü Без насилия (без проповеди и обязательности обратной связи)
ü Личное время размышлений и омлитвы на природе
ü Утром — индивидуальное тихое время
ü Уходить от всех, молиться
ü Игры-знакомства
ü Обсуждения в группах, разделенных по м/ж
Ко второй встрече
Образ семинара каждый раз уникальный. Всегда участвуют разные люди, с уникальными дарами и талантами. Задачи варьируются в зависимости от состава участников, от «возраста» коллектива. Например, если выясняется, что на семинар едет много детей, надо продумывать детскую программу отдельно. Если люди еще не разбирали подробно Бытия, Исхода, вряд ли получится с ними изучить Левит. Напротив, если перед нами стоит задача сблизиться, хорошим вариантом будет одно из посланий дружбы. Есть темы, которые всегда актуальны – например, святости, мира – но важно при этом поставить рамки, что успеем, а что нет за короткое время.
Любое совместное мероприятие должно отвечать насущным нуждам участников и открывать им некоторую перспективу. Чтобы быть живым, мероприятие должно сложиться интуитивно, и на это требуется время.
Потянут ли участники данную тему, не будет ли она слишком тяжела? Успеем ли мы вполне охватить все вопросы, которые в связи с ней возникают? Сможем ли мы их обсудить на должном уровне, или будем «фантазировать»? То ли это, на что сейчас нужно обратить внимание, или вопросы совсем другие? А если мы изменим форму, быть может, это будет интересно тем, о ком мы пока не думали? Как семинар связан с богослужебным временем? Кого обязательно нужно пригласить?
Вторая встреча предполагает, что будет внесена ясность по всем вышеуказанным вопросам.
Отклики на предложенную книгу
Лера неск. раз слушала Сорокина, но теперь хотелось бы личного прочтения. Наталья также думает о Руфи, пророках, Бытии. Женя — готов разбираться с Левитом. Ольга: опасается чтения на головном уровне, теоретичности, не связанной с жизнью, хотелось бы практических нравственных тем. Виталик: книга не разобрана, плюс и в том, что от нее можно идти в другие части Библии. Дима: можно это, а можно более простое Филиппийцам; из Левита возникают темы символов, освящения, как становиться народом Божиим, зачем нужны ритуалы и что они означают, есть ли аналоги в нашей церковной жизни. Миша: хочется погружения. Юра: книга новая и сложная, требуется введение, может, Исход почитать — он яркий, многое к нему ведет в НЗ. Таня: хотелось бы Осию как более личное об отношениях с Богом; ощущение, что все постановления Левита отменены апостольским собором; но как эта книга свидетельствует о Христе? Дима: может, посмотреть, как эта система работала до Христа, в чем ее немощь, к чему переход и что осталось в НЗ богослужении? Левитское священство — это род, а как у нас? Саша: Многое в ВЗ — это закон, правила, — а где же свобода? Вова: Как за ритуалом увидеть личные отношения с Богом? Как это связано: язычество, жертвы Левита, пророческая критика, Новый Завет? Как читать Левит и видеть его ценность для нас, современных христиан?
В итоге этого конкретного обсуждения была домашняя подготовка к Левиту и предварительное изучение заявок, что привело к решению остановиться на послании к Филиппийцам как менее объемному, более понятному без предварительной подготовки и не требующему участия больших специалистов по отдельным вопросам (например, литургике).
Информирование и подача заявок
Теперь следует сделать максимально доступным информацию о семинаре – через рассылку, соц. сети, «сарафанное радио», информирование на других площадках. Следует также определить место, где будет скапливаться вся информация (открытый форум).
Встречи: вместе и по группам с ответственными и опытными людьми
Если пытаться все решать на общем собрании, обязательно кто-то будет скучать. Вместе с тем, важно, чтобы те, кто взяли ответственность за семинар, понимали, что происходит друг у друга.
Содержательная подготовка
При подготовке могут помочь следующие вопросы:
Что даст именно эта тема/книга? Почему мне хотелось бы уделить этому время?
Для темы: с какими понятиями мы встретимся? (например, мир Божий и мир психологический, благодать…) Для книги: какова структура данной книги, какие вопросы в ней затрагиваются?
Что иногда неверно понимается, смешивается?
Какие подразделы для раскрытия этой темы существуют? (например: мир с Богом, с людьми, с самим собой) Что здесь важно, а что можно опустить?
Как это относится к нам?
Как эта тема раскрывается в Библии?
Какие комментарии лучше использовать и рекомендовать?
Что по теме говорят святые отцы? Житийная литература и философия?
Существуют ли отдельные труды по данному вопросу?
Также за это время стоит переговорить с теми, кто знает по теме семинара более других – взять у них интервью. И пытаться жить этой темой, проживать ее.
Детская программа
Можно совершенно по-разному подойти к вопросу детской программы.
Скажем, можно не брать на семинар детей – семинар получится, возможно, более насыщенным богословием, но есть опасность оторваться от реальной жизни и потерять часть возможных участников, как правило, крепко стоящих на ногах.
Можно для детей организовать отдельную программу – родители смогут участвовать и будут благодарны, но встает вопрос, кто будет организовывать эту программу, может ли она быть автономной, или будет отрывать силы основного состава.
Наконец, можно пытаться совместить детскую программу со взрослой, что даст возможность взрослым жить реальной жизнью, но опять же, чревато тем, что будет меньше времени на содержательное обсуждение тем.
В детской программе можно выделить следующие строительные блоки:
ü Детская молитва,
ü Отдельная или совместная со взрослыми еда,
ü Изучение Библии,
ü Задание на день,
ü Творческие мастерские,
ü Зарядка, спорт, прогулки,
ü Игры, в т.ч.настольные,
ü Большие игры – типа олимпийских игр, спортивного ориентирования или бега по станциям,
ü Помощь взрослым,
ü Общение со взрослыми,
ü Забота о конкретном взрослом и vv. (типа «тайного друга»),
ü Подготовка чего-то к празднику,
ü Возможность творчески самовыразиться (песни, стихи, сценки)
ü Вечерки с чтением на ночь.
Для детей стоит делать отдельные занятия по Библии, лучше – с утра, когда они еще могут что-то воспринимать.
Они не могут молиться так, как взрослые, но очень важно, чтобы они чувствовали себя частью общей молитвы, поэтому хорошо с них начинать.
Детей стоит кормить как можно раньше, но вместе с родителями. Вечером все едят одновременно, чтобы не лишать родителей возможности участвовать в обратной связи.
Занятым с детьми нужно давать передышку, и их самих не оставлять без содержательной части.
Для пересечения программы каждый день на утренней встрече со взрослыми дети могут получать задание подготовить к вечерней встрече постановку в стиле от чего-то «очень ужасного» до «очень прекрасного» (напр. показать что-то очень веселое, простое, удивительное, загадочное). По жребию выбирают жанр постановки (напр. песня, рисунок, пантомима, танцы, спектакль, музыкальный жанр…). В течение дня дети сами выбирают из взрослых помощников, которые вместе с ними могут подготовить вечернее выступление. День за днем взрослых «повторять» нельзя.
Если позволяет время, хорошо бы пятницу сделать особым детским днем. Дети и взрослые могут найти себя по жребию в игровой форме (раздаются предметы, связанные между собой, как свеча и подсвешник, надо найти свою пару). Каждая пара получает задание для отгадывания библейского сюжета по ключевым словам. Затем пары соединяются в группы, каждая из которых должна составить «ленту времени» со всеми библейскими событиями, которые они отгадали. Далее все продолжается игрой, где нужно найти нечто необходимое для следующего действия тремя сложившимися командами (в одной все могут только говорить, другие – только ходить, третьи – знают тайну, где лежат спрятанные вещи, и могут только кивать головами «да» и «нет»). Далее импровизированный спектакль и слайд-фильм о всей библейской истории, угощение. Взрослые в течение дня делают что-то хорошее своим подопечным. Оставшиеся взрослые читают отрывок и размышляют над ним и готовят доклад.
Вечером можно провести молитвенное чтение для взрослых.
Место проведения
От того, в каких условиях будет проводиться семинар, сильно зависит, каким он получится. Очень важно определиться с пространством. Скажем, большой комплекс зданий, комнаты по одному-два человека способствуют уединению, но если пространство будет избыточным (скажем, огромный зал, который вы едва заполните и на четверть), может быть неуютно. Напротив, небольшой дом способствует более тесному общению, которое, однако, может и утомлять. Соответственно, необходимо по-разному продумывать программу – в одном случае необходимо прилагать особые усилия для сплочения, в другом, напротив, побуждать людей к тому, чтобы использовать возможности для уединения – использовать любой шанс, чтобы погулять на природе, искупаться, к примеру.
Календарный план подготовки
Что сделать | Когда | Ответственный-соисполнители | Требуется/ комментарии |
Уделить семинару время в рамках курсов для привлечения участников | |||
Сформировать группу организаторов. Рассылка. | |||
Пригласить к участию в семинаре (публично, рассылка, раздатка) и начать запись через спец. форму | |||
1 встреча Распределить ответственность | |||
Сформировать список участников. Сделать рассылку для домашней подготовки |
|||
2 встреча организаторов, определиться с темой, возможной подготовкой для каждого | |||
Записать интервью с докладчиками (хотя бы тезисы) | |||
Переговорить с ответственными за направления | |||
3 встреча, о логике и расписании, чтобы увидеть целостность семинара | |||
Созвониться со священником | |||
4 встреча, проверка готовности, теоретическое расселение, уже должны быть ключи | |||
Закупка и завоз вещей, продуктов | |||
Подготовка и уборка помещения | |||
Встреча и проводы участников |
Расписание дня
Расписание дня обсуждается сначала в целом, потом уточняется по отдельности с заинтересованными лицами (родителями, к примеру), и людьми, понимающими в организации семинаров, чтобы не грузить этим всех. Важно, чтобы расписание отражало интересы всех участвующих. После этого расписание адаптируется уже к дням недели.
Нам стало понятно, что отдельно следует учесть в программе «служителей» — т.е. тех, кто будет помогать в организации лагеря (по кухне, с детьми, как организатор спорта и пр.). Обычно они не участвуют в содержательной части, получают немного, в результате не всегда бывают удовлетворены. Важно, чтобы в лагере не было «барского» настроения, когда одни служат, а другие отдыхают. Дежурство в этом может отчасти помочь.
Как менялось наше представление о расписании?
- За основу мы взяли типовое расписание прошлых лет.
- Если мы готовим сами, нам не нужно подстраиваться под ранний подъем.
- Если мы еще дежурим, нужно закладывать время на то, чтобы успеть убраться.
- Лучше, чтобы во всех служениях было по два человека, так и Господь посылал по двое.
- Планерка. Чем лучше проработано все заранее, тем меньше требуется времени. Лучше, если за каждый день, мероприятие кто-то берет личную ответственность, заранее прорабатывает, а потом знакомит всех для уточнения деталей.
- Чтобы всем познакомиться, появилась идея «Неформатных бесед». Но делать их отдельной частью программы можно только в случае сильного ведущего, иначе все может расползтись – так что решили совместить это с вечерним чаем.
- Возникла дискуссия по поводу необходимости жесткого отбоя. Аргументы за: кто не высыпается, потом плохо участвует в группах; в доме все слышно; несоблюдение режима может повлечь цепную реакцию. Аргументы против: мы взрослые, выспаться можно днем, ночью – самые разговоры. Вариант решения – жесткий отбой на территории дома, хочется поговорить – за ворота.
- Мы отдельно проработали первый день, понимая, что в лагере на это не будет времени. Особенность дня в том, что нужно задать перспективу, сделать содержательное введение и познакомиться – как в целом, так и в малых группах. Это возможно только за счет времени для творческих мастерских – но не за счет личного свободного времени (его нельзя секвестировать, иначе будет копиться усталость).
- Мы также продумали празднично-богослужебные дни (встреча субботы, благословение детей, шаббат), переместили спортивные мероприятия с субботы на пятницу (это логичнее вяжется с содержанием, и те, кто приезжает в субботу, участвуют в полноценной программе).
- Впрочем, остальные дни будут дополнительно дорабатываться уже на семинаре.
Изучение Писания
В изучении Писания существует определенная динамика: простое понимание текста, прояснение трудностей и соотнесение с собой в дискуссии, молитвенное размышление. По-видимому, для новых участников обязательно каждый раз разъяснять формат, в котором будут проходить чтения.
Изучение Писания может проходить в следующих формах:
a) Предварительно, за счет домашнего задания к семинару. Оно должно быть посильным и, вместе с тем, для желающих предполагать возможность углубления (например, прочесть книгу, определенный комментарий, выполнить небольшое задание, пери желании обратить внимание на такие-то материалы).
b) В вводной лекции-диалоге, причем ведущие могут меняться. Но! Как минимум один человек должен четко представлять себе всю логику введений, иначе семинар просто не «срастется». Ведущим рекомендуется а) на вводной части быть максимально наглядными, давать определения б) в дальнейшем опираться на текст (иначе потом обсуждение расплывается) в) чтобы люди не заснули, рекомендуется некоторые тезисы порождать вместе с ними в диалоге г) в конце своего выступления подводить итоги и предлагать несколько вопросов для обсуждения.
c) В группах. Сначала выбираются ведущие в группу, потом распределяются участники. Группы могут быть стабильными, а могут быть каждый раз новыми. Плюс стабильных в том, что происходит рост доверия и ответственности друг за друга, можно отследить динамику (чужие, закрытые – привыкающие друг ко другу, отваживающиеся на искренность – хорошо чувствующие друг друга, способные молитвенно чувствовать друг друга). По опыту, стабильные группы хороши только тогда, когда они действительно стабильны, в них никто не добавляется и не уходит. Каждый новый человек или «потеря бойца» разрушают сложившееся доверие. Плюс меняющихся групп в том, что так происходит знакомство со всеми участниками программы, меньше риска, что человек будет чувствовать себя «невписывающимся», есть возможность побывать в группах с разным стилем ведения. Промежуточный вариант –сохранять постоянство групп в беседах по Писанию на неск. дней, потом меняться, и специально менять состав групп в других видах деятельности. Распределение в группы может происходить: а) по жребию (по цветам карточек, или когда кто-то просто рассчитывает всех в произвольном порядке на первый-второй-…), б) по правилу разнообразия – например, сначала расходятся в разные группы все ведущие, потом с одного региона, потом все более ученые, потом все с детьми и т.п. Семьи лучше не делить, особенно с детьми – если нет пожеланий с их стороны.
d) В парах. Эта форма изучения называется «хаврута» и практикуется в еврейском образовании. Нормальная хаврута – нечто большее, чем просто однократный мозговой штурм или «pairingandsharing», это постоянная работа вместе. Задача пары в учебе – а) Слушание и проговаривание б) Удивление, поиск и фокусирование в) Поддержка (одобрение, помощь в формулировании, оттачивание и развитие мысли и аргументации) г) Вызов (указание на проблемы, вопросы, несостыковки и противоречия с другими идеями). Задача пары в контексте совместной духовной жизни – поделиться, понять, не советовать, помолиться. На пары можно делиться а) когда людей назначают по определенному сходству б) по жребию в) по собственному выбору.
e) В одиночестве. Это время один на один с Богом, личных вопросов, поиска. Такое одиночество может быть на разных уровнях – предварительного изучения, когда на меня еще не влияют ничьи мнения, и, наоборот, «вторичной простоты», когда я уже знаю основные мнения толкователей, обсудил в группе и/или даже в паре, и теперь снова один на один с Богом.
f) В общем круге при подведении итогов работы малых групп – бывает важным, чтобы поделиться открытиями или выразить оставшееся недоумение. Важно не затягивать, не повторяться. Сначала говорит докладчик от группы четко в выделенное время, потом его могут дополнить члены группы.
Расписание общее (для двух программ)
Время | Взрослые | Дети | Дежурные |
7.30 Для желающих тихий подъем | |||
8.00-8.30 Общий подъем, зарядка по желанию | 8.00-8.20 Зарядка, заканчивается успокоением | Всем!!! можно предложить помощь на кухне | |
8.30-9.00 Тихая молитва, чтение | 8.30 Завтрак с родителями | 8.50 Дежурные накрывают | |
9.00-9.30 Завтрак | 9.00-9.45 Детское библейское занятие в часовне | 9.30 Дежурные моют посуду |
|
10.00 | Общая молитва | 10.00 Дети приходят на молитву ко взрослым, в конце получают задание на день | |
10.30-11.00 | Введение в тему | Дети обсуждают задание и играют | |
11.10-12.00, 12.10-13.00 |
Работа с текстом Послания и темой дня по группам | 11.00 Деж. родители (2 чел) идут на помощь служителям по присмотру за детьми | |
13.00 Обед с родителями | 13.15 Дежурные накрывают | ||
13.30 | Обед | ||
14.00-16.00 | Свободное время | 14.00-16.00 «Дети напрокат» (начиная со среды, сначала по желанию, потом по жребию) | 14.00 Дежурные моют посуду, Уборка в корпусе |
16.00 | Мастерские, танцы | 16.00 Мастерские | 15.00 Сейчас можно прочесть Писание |
17.00-18.00 | Работа с текстом Послания и темой дня в парах | 17.00-18.00 Свободное время | |
18.30 | Ужин | Ужин | 18.15 Дежурные накрывают |
19.00 | Планерка следующего дня для ведущих групп и дет. программы | 19.00 Дежурные моют посуду | |
19.30-20.00-20.30 | Общий круг: что важного прочли или обсудили, молитва с детьми | 20.00-20.30 Дети рассказывают о том, что у них было, кратко молятся | |
20.45-21.30 | Семинары, игры | 20.30-21.30 Родители готовят детей ко сну | |
22.00 | Вечерний чай, неформальные беседы, начало подготовки ко сну | 21.30-22.00 Вечерки | 22.00 Дежурные накрывают и убирают |
23.00 | Мягкий отбой | ||
23.30 | Жесткий отбой |
Расписание по дням
Филиппийцам
11, пон Знакомство, Об апостоле Павле по книге Деяний, О филиппийцах, Молитва Павла 1:1-11 Мастерских и семинаров нет, и нет пар |
12, вт О свободе и заключении, христианской радости, смысле жизни. 1:12-2:4 Примеры тех, кто сидел, их переписка |
13, ср Наставления Павла, О смирении Христовом и послушании 2:5-18 Можно посмотреть фильм |
14,чт Дружба, сотрудники в благовестии 2:19-30 Как опыт группы поменяются участниками. Потом обсудим. |
15, пт Спортивное ориентирование Ложная уверенность и жизнь как постоянное движение вперед 3 глава Пары по собственному выбору Встреча субботы, благословение детей |
16, сб Откуда черпать силы для полноценной жизни 4:1-9 Исключить работы по дому и серьезную готовку Время тишины Вечерня Молитва тишины при свечах |
17, вскр Литургия Чтение: отрывок дня 1 Кор. 4:9-16 Дары – концерт Раскрытие ТД Вечер без жесткого отбоя |
18, пон Планы на будущее 2 Кор.2:14-3:3 (мы торжествуем во Христе, вы –наше письмо) |
Программа семинара «Будьте святы»
Пятница | Суббота | Воскресенье | |||
подготовка помещения: цитаты, забор | 8:00 | тихая молитва | 8:00 | подъем | |
8:30 | молитвы утрени | 8:30 | молитва с песнями | 9:00 | Литургия |
9:00 | завтрак; регистрация | 9:00 | завтрак | 12:00 | обед с приношениями: стихи, песни,что-то неожиданное |
10:00 | вводное слово | 10:00 | святость в 20 веке: просмотр видео | 13:00 | музей о. Александра |
10:30 | Знакомство в малых группах: рассказ о себе, ожидания от семинара, мое понимание святости. Рассказ о праведнике, которого выбрали на дз | 11:30 | Обсуждение в группах «святость в современности»: роль семьи, труда, обстоятельств, Писания, общины, молитвы и Евхаристии. Что мешает, что помогает. | 15:00 | Подведение итогов. Акафист «Слава Богу за все», молитва-благодарение |
13:00 | свежий воздух | 14:00 | обед | 17:00 | открытие Ангела-хранителя |
14:00 | обед | 14:30 | свежий воздух | 18:00 | перекус |
15:00 | видео: о. П.Мещеринов | 16:00 | доклады групп | 18:30 | сборы, уборка |
16:00 | по желанию — обсуждение и осмысление: в зале, на прогулке по лесу, на мастерской в столовой, молитва в часовне | 18:00 | ужин | 19:30 | отъезд |
17:00 | видео: И.Я.Гриц | 19:00 | вечерня с личными просьбами | |
|
18:00 | обсуждение: Библия о святости — в группах | 20:00 | фильм о владыке Антонии | ||
19:00 | ужин | 21:00 | общее обсуждение — фильм и впечатления дня | ||
19:30 | личное время для общения | 22:30 | чай | ||
20:30 | молитвенные чтения, жребий об ангелах-хранителях | 23:00 | отбой | ||
23:00 | отбой |
Программа семинара «Мир»
8 марта | 9 марта | 10 марта |
9.00 завтрак | 8.00 отъезд на Литургию | 8.00 Завтрак |
10.00 молитва | 9.30 Литургия прогулка (взять перекус) |
9.00 молитва |
10.30-12.40 Введение о семинаре В большом круге – ожидания. Вспомнить вместе кратко, о чем говорили лекторы. Видео А.Черняка. |
9.30 — 10.00 в группах Ин. 14:9-28 Благовествовать мир |
|
12.00-13.30 малые группы: знакомство, день в мире – как это было. | 12.30 сбор для возвращения | 11.00-12.00 скайп с Грицом |
14.00 обед | 13.00 обед | 13.00 обед |
15.00-16.00 Тихое время – для подготовки к следующей встрече: попробовать побыть с Богом, без гаджетов, почувствовать этот внутренний мир, почитать места из Библии, с этим связанные | 14.00-15.00 В.В. Сорокин. Мир в общении друг с другом как замысел и призвание Божие о человечестве, Церкви. 15.00-16.00 ответы на вопросы |
14.00 подведение итогов |
16.00-17.20 в малых группах: что мне сейчас мешало быть в мире, что делал с этим; молитва друг за друга | 16.00-17.20 почитать вместе Кол. 3 или что предложит Сорокин | 15.00 сборы |
17.40-18.50 Видео: Фаддей Витовницкий, обсуждение | 17.40-18.50 спортзал/творческие мастерские | 16.01 электричка |
19.00 Ужин | 19.00 Ужин | |
20.00-21.30 Детские приношения | 20.00-21.00 Видео: Илья Яковлевич Гриц | |
22.00 Молитва-подготовка | 21.30 Молитва со свечами |
Молодежный христианский лагерь
Молодежные лагеря в Семхозе имеют ту особенность, что они задуманы как миссионерские. Поэтому в них должна последовательно проживаться история спасения: Бог-творение-грех-откровение Ветхого Завета-Христос-Жертва-Церковь-Дух Святой. Но делается это через раскрытие определенных тем. В подготовке лагеря участвует большая команда, которая собирается раз семь до начала и подробно прорабатывает программу, кто что будет говорить.
Тема лагеря — «Доверие». «Не бойся, только веруй!» (Мк 5:36)
Воскресенье 30 июня |
Понедельник 1 июля |
Вторник 2 июля |
Среда 3 июля |
Четверг 4 июля |
Пятница 5 июля |
Суббота 6 июля |
Воскресенье 7 июля |
|||
Тема дня | Авраам. Личная встреча с Богом |
ПОХОД? С. Науменко |
|
Иисус |
Святые, мученики, Церковь | Выход в нашу жизнь | ||||
Директор дня | Наташа Б.? (Катя звонит ей) | Катя Кузн. | Света П.? | Света Ж. | ||||||
Утр. молитва | Аня Р., Катя К. | Шура | ||||||||
Утренние библейские встречи |
Заезд на электричке отправлением из Москвы (Ярославский вкз) 11.35. 12.46 — прибытие на станцию Семхоз. |
Быт 12:1-9 (?) Быт 15:1-6 Введение в тему завета. Кратко упомянуть грехопадение Володя С. |
Исаак Гр.: Быт 22: 1–13(19)Тима Р. |
Моисей Как доверие Богу может привести нас к праведности. Доверие как личное решение Доверие к Богу как доверие к установленному Им порядку. Заповеди Почему заповеди именно такие? Как это кореллирует с доверием? → ЛЮБОВЬ В. Стрелов? |
Благовещение Иг. Петр (Мещеринов) Исповедь
|
Общ.: Нагорная проповедь Мф 6:19–34 или Лк 12:22–34Гр.: Хождение по водам Мф. 14 22-33Аня Р., Тима Р. |
Общ.: Ин 16 (5–15?) Гр.: Пятидесятница (Деян 2) или Ин 16? Шура М., Катя К. |
Литургия в храме | ||
День | 14.00 – Обед 15.00-15.45 – Рассказ о лагере 17.00(30?) – Знак-во. Каждый пару слов о себе, потом по группам коллаж из журналов М. Петрина + ? |
Разговор о святых. Коорд. Света Ж. + разные люди о разных святых. Аня Р. о свт. Луке, Катя К. о Жанне Д’Арк |
Иисус Навин «Не страшись» Гр. Молитва друг за друга Краткая обратная связь Уборка, отъезд |
|||||||
Вечерние встречи | Доверие Богу как доверие жизни. Знакомство с Богом. – Что такое доверие (пишем на доске) – микрогруппы «Падающая свечка» М. Петрина + ? |
Царство Быт 18 (Троица, Сарра). Есть ли что трудное для Господа? Св-ва об обращ. Имена Божии в этом отрыв. → выход в молитву Молитва одним словом. Света Ж., Лена И. |
Моисей, купина. СВОБОДА. Без свободы не м/ быть творч-ва. Свобода как то, без чего невозм. прийти к Богу.Исх 3:3–7Доверие Бога Моисею.Доверие людям? → например, люди пошли за МоисеемСв-ва о доверии. Молиться в микрогруппах в ходе встречи о том, чтобы Бог помог нам отдать Ему нашу свободуТима Р. |
ПОКАЯНИЕ, ПРОЩЕНИЕ Иоанн Креститель (а что это для нас?) Как закон помогает появиться такому человеку? Покаяние – т.к. заповеди не выполняются. «Покайтесь, Ибо приблизилось Царство». Оно еже здесь. «Приготовьте путь Господу».. Предстать перед Богом с тем, что мешает обратиться к Нему — форма??? Письма, св-ва о проще (Света Покр) Лена И., Света Ж. |
Богородица. Розарий (библейский) Наташа Б. ? |
Гефсимания. Крест Молитва Тэзе Вопрос о смерти Смерть со Христом, предощущение Воскресения. Тишина 14 стояний? Шура |
Концерт — Наташа Б.?? Герб лагеря??? |
Тема лагеря — «Милость и истина»
Воскресенье 6 июля |
Понедельник 7 июля |
Вторник 8 июля |
Среда 9 июля |
Четверг 10 июля |
Пятница 11 июля |
Суббота 12 июля День свв. Апостолов Петра и Павла |
Воскресенье 13 июля «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» |
|
Бог. Обнаружение Его присутствия. | Честность перед Богом | Покаяние. Прощение, примирение (с Богом и людьми) | Правда и мир – практика. | Крест | Литургия | Воскресенье. | ||
Утренние библейские встречи |
Заезд на электричке отправлением из Москвы (Ярославский вкз) 11.35. 12.46 — прибытие на станцию Семхоз. Эта электричка, или? |
Моисей перед горящей купиной. Исх. 3, 1-6 Возможно здесь же – про аксиомы (Бог есть, Бог благ). |
Быт. 3. «Адам, где ты?» И грехопадение как то, из-за чего контакт с Богом изначально так затруднен. О том, чтобы не притворяться перед Богом. Готовность соприкоснуться с реальностью Насколько Богу легко сочетать милость и истину; в чем милость изгнания? Сережа |
Покаяние как поворот. Прощение и примирение. История Иосифа Быт. 37-45, отрывки |
Поход. В походе молитва о мире (розарий) на остановках. И рассказ о святых (свидетельство примирившихся с Богом). С тропы Сергия Радонежского приходим к месту убийства о. Александра Меня. Миротворчество и свидетельство о правде подводит нас к теме Креста (то есть теме пятницы) |
Апогей Его милости – Крест. Про отречение Петра – обнаружение себя таким, какой есть. О том, что платит Бог за наше примирение с Ним МФ 16 |
Здесь или в сб Ин 1, 1-17 (Пасхальный отрывок). «Благодать и истина» — те же слова, что «милость и истина» по-еврейски. Воскресение. Обратная связь |
|
День | 14.00 – Обед 15.00-15.45 – Рассказ о лагере 17.00(30?) – Знак-во. Наташа + ? |
|||||||
Вечерние встречи | Вступление. Деление опытом, разговор о проблемах милости и истины в нашей повседневной жизни. Аня Р. + Катя Куз. |
Кто для меня Бог? Наши интуиции о Нем Молитва одним словом. Света Жур. |
Встреча Иисуса с Нафанаилом (Ин, 1, 45-51). Наша честность перед Богом. Что я думаю о Боге, как я к Нему отношусь, с чем я перед Ним? Если честно, не пытаясь говорить правильные вещи. Где я? Насколько мне хочется с Ним общаться? И т.п. Попытаться понять это, как есть, и сказать Ему. Свидетельства. Молитва в тишине. Здесь же – объявления про аккомпаниаторов (см. примечание ниже) Юля П. |
О том, что Бог нас принимает. Через прощение получаем исцеление и усыновление. Выход к молитве «Отче наш». Письма Богу и людям. Катя Краева, Маша П. |
Мир И правда . Обсуждение. О мире с людьми, насколько он возможен. О святости как призвании каждого. Какой-то отрывок? Как переходим к молитве? Чтение Псалма. Флп 3:7-15 путь к святости — это путь. Литания святым, 3 Царств 3 |
«Любишь ли ты Меня?» — здесь ли? Молитва, вероятно, уже достаточно светлая. Тэзе? Кульминация утром, а перед литургией уже более субботнее настроение. Возможно, в пт исповедь (хорошо бы). |
Праздник |
Ко вт и далее – идея про аккомпаниаторов. Во вторник вечером объявить, что прямо в этот вечер или позже в оговоренные часы (какие?) есть несколько человек из числа ведущих, с которыми можно поговорить о насущных переживаниях, мыслях, проблемах, внутренних процессах и проч. И вместе с ними помолиться. От аккомпаниатора требуется слушать, молиться, не быть совсем уж деревянным, как-то по-человечески откликаться. Советов и психологической работы такой формат не предусматривает.
Расписание первого дня
Первый день требует особого расписания. Можно заехать накануне (+500 р. для москвичей). Следует определиться с завозом продуктов. Продукты на вечер покупают и готовят сами участники.
9.30 Завтрак — нужно заранее сказать, кто будет.
11.00-12.00 первая встреча
- Молитва открытия,
- Правила жизни,
- Представление тех, кто помогает и служитй,
- Анонсы мастерских,
- Знакомство,
- Определение в группы,
- Дежурства,
- Тайный друг.
12.10-13.00 Что мы знаем о Павле? (любимая цитата, мысль, эпизод)
Кратко о жизни Павла, богословии и посланиях
13.30 обед
14.00-16.00 Расселиться, можно вместе сходить на озеро
16.00-17.00 Введение в послание, Флп. 1-11
17.00-18.00 Обсуждение в группах
18.30 ужин
19.00 сбор ведущих
20.00 В группах более тесное знакомство
21.30 вечерняя молитва, чай, подготовка ко сну и отбой
О встрече субботы
Суббота – день покоя. Более подробно о богословии субботы можно посмотреть по соотв. ссылке.
Начинается он с вечера. Как и при организации любого церковного празднования, важно не ставить телегу впереди лошади, т.е. начинать не со стола, а с того, что по сути хочется получить.
В результате обсуждений появился следующий порядок празднования встречи субботнего дня:
|
|
|
18.00 |
|
20.00 |
|
|
|
20.10 |
|
|
|
20.15 |
|
|
|
20.45 |
|
21.20 |
|
21.40 |
|
|
|
22.10 |
|
22.40 |
Как провести сам субботний день
ü Создать в течение каждого дня пространство своей личной тишины.
ü Чтение Слова — это уже вхождение в субботу.
ü Сделать акцент на живое, личностное общение.
ü Суббота – день свободы, когда нет работы, жесткого расписания, все – только по желанию.
ü Но это и время исправления мира, когда можно, к примеру, заняться сбором мусора.
ü Изменить последовательность: не чтение — обсуждение- размышления, а наоборот: мы готовим себя к чтению. А после чтения мы храним тишину. Групп можно не делать, или сделать по желанию.
ü В пятницу вечером сделать раздатку для продумывания субботы.
ü В субботу приедут люди. Им важно выйти из суеты и войти в тишину. Они будут уставшими и не в курсе, будут долго раскачиваться. Если им просто прочесть лекцию — только загрузить. Хорошо бы, чтобы участники могли о них позаботиться. Ввести их в курс дела, но не просто рассказать, а именно дать прикоснуться к опыту — они могут сами почувствовать, что приехали в иное место — например, за счет атмосферы.
ü День начинается с молитвы, затем завтрак.
ü Предложение побыть на природе.
ü Молитва часов в разной форме (по желанию).
ü Если люди сами захотят, в субботу могут быть мастерские, но не по расписанию.
ü Лекция, связанная с Воскресным днем; суббота – это подготовка к радости Воскресения!
В субботу можно предложить определенную двигательную активность:
Суббота — это время, когда мы восстанавливаем контакт с Богом и Его творением, восстанавливаем в т.ч.собственную целостность, общаемся, и делаем мы это через тело. Важность тишины и спонтанности, которую мы достигаем через соединение ума, тела и духа. Мы общаемся посредством тела, мы и есть тело. Мы предложим вам определенный комплекс упражнений, которые в этом могут помочь. Вы не устанете, напротив, соберете силы.
График дежурств по группам
11 пон | 12 вт — 2 | 13 ср – 3 | 14 чт – 4 | |
Директор дня Завтрак, уборка Обед Ужин, чай |
||||
15 птн – 5 | 16 субб. – 6 | 17 воскр. — 7 | 18 пон – 8 | |
Директор дня Завтрак, уборка Обед Ужин, чай |
Завтрака нет | |
Директор дня: колокольчиком созывать всех на еду и общие встречи за три минуты до начала, начинать молитву.
По столовой: прийти за 15 минут, расставить тарелки, чашки, приборы, сахарницы, вынести еду. Вымыть все приборы в трех водах, протереть столы и пол в столовой.
Уборка: вымыть санузлы, при необходимости заменить мусоросборники, помыть пол в зале и на этажах.
Возможные вопросы по итогам семинара
Есть ли в целом ощущение целостности жизни на семинаре, наличие в нем того, что можно назвать «настоящим»?
В чем почувствовали, увидели свои особенные дары в служении другим? Как сочетались дары служащих? Чего нам не хватало?
Были ли какие-то дни (события) для вас особенными по отношению к другим?
Какие ситуации, события, отношения, стороны жизни (с точки зрения честности общей жизни во Христе) показались самыми впечатляющими, сложными, уязвимыми, важными, неожиданными, недостаточными ….
Как соотносится часть подготовки семинара с самой его событийной частью (как перед семинаром, так и внутри семинара по дням)? Что важно добавить\исключить из одного и другого? Что не вместилось? Что забыли?
Удачно ли выбран «ритм» жизни по дням недели (общее количество дней, последовательность пн – ..сб-вс..-вт)?
Как и в чем можно «спроецировать» жизнь во время семинара на учебный процесс в течение года?
Как соотносится служение в колледже со всей остальной занятостью у каждого (мешает, помогает, связана, …)?
По итогам молодежного лагеря 2014
Ощущение тяжести, но при этом из этой мясорубки сложилось что-то хорошее. Тяжесть была связана с неясностью, подвешенностью программы: что планировалось, и каким стал лагерь; Новички жаловались, что про них забыли. Было трудно во вторник, но осталось светлое впечатление — это было про Церковь и про силу в немощи; при этом с новичками было все естественно. Непонятно, чья это была ответственность, и не было ли это связано с тем, что сами люди были с большой недолюбленностью. То, что было в лагере, можно использовать в повседневной жизни.
Не раскрыта до конца тема лагеря. Получилась реколлекция, и это хорошо.
Не мы сделали лагерь, а Бог сделал, все было очень по Его, и это хорошо. Если бы меня в первом лагере не поломало, я бы тут не сидела. Единственное, встреча с о. Джованни была рассчитана на церковных людей, а не на новичков.
Литургия — десять плюсов.
Мы много встречались до, и на сам лагерь могло не остаться. И в самом лагере немного все поплыло. Тема не раскрыта? Поиск был при этом.
Может быть, тема слишком богословская? У некоторых удалось встретиться с Богом и честно сказать Ему что-то.
Не хватало времени обдумать, побыть наедине с собой.
Мы все привыкли, что мы обсуждаем Евангелие, значит мы общаемся. Но для некоторых нужен другой формат. Тем более, что ведущие в свободное время носятся с самими собой, заняты обсуждениями программы.
Ощущение, что этих людей объединяет Бог — в первый раз это может отделять, поэтому нормально, что новички могут чувствовать себя не вполне.
Удачные вечерние встречи. Они были лучше продуманы, оформлены, не жалели времени, не комкали. Была создана атмосфера, соответствующая теме. Говорили из опыта. Во всех вечерних встречах был момент на обдумывание, ведущие не сильно боялись. Не боялись давать время на тишину. Были очень интересные комбинации ведущих — ощущение калейдоскопа, и все искренние и честные.
Не очень понравились группы -иногда недостаточно четко формулировались вопросы.
Группы были разными, в них была динамика.
Можно попробовать по парам встречаться. В парах в боксе важно, чтобы люди подходили друг другу, но при этом не были совсем друзьями — иначе они будут жалеть друг друга.
Хорошая разгрузка — танцы, поход с Розарием и семинар по молитве был важным для молитвы.
Как говорить с новичками. Можно распределить людей между собой. Можно задавать вопросы: как ты, скучаешь, что нравится,не нравится,что хотелось бы еще? Можно раз в два дня в группе проводить полчаса таких обсуждений.
Можно их было пригласить на совещание ведущих — с другой стороны, они как бы в гостях.
У Андрея получалось веселее, мы какие-то очень серьезные.
Когда я первый раз была в лагере, меня пригласили украшать зал — т.е. можно делагировать, и это классно.
Встреча ведущих может быть не во время мытья посуды.
Тимур хорошо рассказал о лагере, напомнил базовые вещи.
Хорошая встреча с Димой Иваниным. Важно, что можно было облечь в словесную форму. Здесь были приняты решения и есть плоды.
Ведущие нек.групп не очень могли собрать группу, надо внимательнее выбирать ведущих.
Нужно, чтобы одна семья в одной группе.
Это было время, когда мы реально были общиной, Церковью, мы встретились, не зная, что мы можем, и Он действовал — это реальность. Это было время освященное для Бога у каждого из нас — отделенное и отданное. Это время, когда жизнь происходит по-настоящему. В нем много ответственности, встреч с людьми, с Богом. Ощущение живой-живой жизни. Если это 7 день, шаббат, то очень важно понимать это время как праздник, и важно проживать его не как свою задачу (Господь показал, что мы не должны пытать все контролировать). Мы ожидали одного, а получилось совершенно иначе! Как бы нам не оказаться неблагодарными. Нужно учиться праздновать жизнь. Созидалась дружба, когда я могу доверять и действовать вместе. Это община, которая живет, возникает. И новички тоже перемелются 🙂
Надо понимать, что мы хотим: лагерь, фестиваль, реколлекцию, семинар…
Если мы хотим делать что-то, что включает всех в общую жизнь, строить что-то общее, то нам нужно больше думать о психологизме — типа игр на доверие. Фестиваль — это что-то типа Тезе; у нас же есть правила, общая программа, ответственность друг за друга.
Попробовать реколлекцию на выходные.