– Добрый день. Сегодня мы вновь (первая беседа — здесь) встречаемся с Владимиром Сергеевичем Стреловым. Здравствуйте.
– Я Вас приветствую.
– Спасибо Вам за интересную беседу в предыдущей передаче, посвященную чтению Священного Писания современным человеком. Напоминаю телезрителям, что Вы – ректор библейского колледжа «Наследие», член Миссионерско-катехизаторской комиссии при Епархиальном совете города Москвы.
Вы пытаетесь научить людей читать и понимать Священное Писание и многое другое. На сайте вашего колледжа я нашел цитаты, которые не случайно туда попали. А именно: Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15) и: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17). Это главная задача вашего колледжа?
– По большому счету – да, чтобы человек через чтение Священного Писания умудрился во спасение верою во Христа Иисуса, если говорить церковными словами. Я вижу, как меняются люди, когда они начинают читать слово Божье. Это происходит в процессе катехизации, которая включает в себя изучение Священного Писания, или более серьезного, последовательного чтения Библии.
Несколько лет назад один молодой человек приходил на расширенный курс «Основ веры», ориентированный как раз на чтение разных отрывков из Священного Писания. Помню, Великим постом он попросил, чтобы мы с ним просто пошли прогуляться, он постоянно курил, потому что говорил о каких-то нервирующих его вещах, затрагивающих важные аспекты его жизни. Через неделю он подходит и говорит: «Ты знаешь, Володя, у меня все как отрубило». Господь действительно дает благодать для того, чтобы можно было избавиться от своих страстей. Через чтение слова Божьего люди зачастую находят способы справиться со своими трудностями, переживаниями.
Когда мы читаем Священное Писание с молитвой, оно дает нам темы: о чем молиться, чего желать, ради чего обращаться к Господу. Если человек молится по молитвослову, то его молитва постоянная изо дня в день. Но когда он включает, например, псалмы, молитва становится более разнообразной, и он может найти то, что больше соответствует его внутреннему состоянию; когда он включает в молитву текст из Евангелия, он видит, как это относится, может быть, к его собственной жизни сегодня. То есть человек, читающий Священное Писание, действительно начинает жить более полной церковной жизнью.
Но в цитате из Второго послания к Тимофею, которую Вы привели, есть еще маленькое добавление: да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. И я вижу, что многие люди, которые занимаются церковным служением – катехизаторы, миссионеры, молодежные работники, преподаватели воскресных школ, – зачастую теряют фокус: «Ради чего мы все это делаем?» Они начинают заниматься организацией балов, спортивных мероприятий, волонтерства и так далее…
– То есть деятельностью.
– Да, но возникает вопрос: а какое все это имеет отношение к нашему спасению и к жизни во Христе Иисусе? Когда человек читает Священное Писание, может быть, он делает то же самое, но у него мотивация не просто заниматься определенной деятельностью; он понимает, как это связано с тем, к чему его призывает Господь. Более того, мы занимаемся какой-то общественной деятельностью, но наши силы не бесконечны, и мы можем, что называется, выгореть – сегодня это популярная тема. Как после этого восстанавливаться? Именно Священное Писание может дать нам те слова ободрения и поддержки, которые покажут нам, что Господь помнит о нас, печется о нас.
Такое, например, слово: всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Вот ты прочитал это и понимаешь: «Слава Тебе, Господи! Я сегодня что-то делал, и у меня, возможно, были не очень “радостные” результаты. Но Господь об этом помнит, Он как-то о нас заботится». Еще важно, наверное, чтобы человек не в одиночку читал. Если мне что-то не открывается, другой человек может что-то сказать или привести ту же цитату отца Церкви, с которой я знаком, но не прочитал по-настоящему. А он обратит мое внимание и скажет: «Вот это про тебя».
У меня в эту субботу был такой случай. В колледже есть группа, которая собирается в режиме онлайн, потому что у нас есть родители маленьких детей, которым бывает трудно приехать к нам, чтобы вместе почитать Писание; кроме того, у кого-то могут быть определенные ограничения. Мы читали текст о богаче и Лазаре, и, как часто бывает у современных православных людей, в первую очередь мы думали, что же мы недоделали, чему нас учит эта притча, над чем еще мы должны потрудиться для того, чтобы не попасть в ситуацию этого богача.
Но там была одна женщина, у которой ребенок с очень серьезными физическими ограничениями, он родился инвалидом и половину своей жизни проводит в больнице. И вот она тоже говорит: «Я вижу, что я к своим ближним отношусь, как этот богач». Я: «Стоп! На самом деле, может быть, тебе себя не с богачом нужно ассоциировать, а с этим Лазарем, который тоже находится в ситуации, когда очень многое закрыто, не видно перспектив в жизни? Но важно, что Господь помнит, и в конце концов ни одна слезинка, ни одно страдание не останется без Его внимания и награды». Она отвечает: «Спасибо, ты знаешь, это важно. Я как-то в этом смысле не думала».
Это не потому, что я вижу как-то особенно, просто я вижу, что в ее ситуации эта притча звучит не так, как в моей или в ситуации богатого человека. Как Иоанн Златоуст комментирует: «Если вы едите с золотых тарелок и спите на ложе из слоновой кости, может быть, вам стоит задуматься о том, как бы не оказаться в ситуации этого богача». Нужно найти братское общение, чтобы мы могли сказать: «Ты сейчас читаешь Писание, но посмотри еще и с этой стороны». Иногда другой человек немножко лучше видит то, что мы не можем сказать про себя.
– Ваш библейский колледж «Наследие» – образовательное учреждение, и вы декларируете, что изучаете все книги Священного Писания за три года. А кто туда может поступить? Ребенок, взрослый?
– Как правило, у нас учатся люди, уже в каком-то смысле состоявшиеся в жизни, зачастую у них несколько образований, кто-то даже с ученой степенью. Когда они начинали свой путь в Церкви, какое-то время они довольствовались просто участием в литургии и несистематическим чтением. В какой-то момент они понимают, что хотят большего – осмысленной церковной жизни, то есть не просто получать что-то от Церкви, но и что-то отдавать, хотят служить, помогать в катехизации, в работе с детьми. Некоторые говорят: «Даже для того, чтобы мне с ребенком читать Священное Писание, мне нужно понять, как это делать, – вдруг я в чем-то ошибусь». Вот такие люди приходят в колледж.
У нас есть, например, люди, которые окончили православный интернет-курс при Даниловом монастыре. Они говорят: «Какой-то базовый объем знаний мы получили, но мы хотели бы больше, нам это интересно». Поскольку у нас образование не только в Москве, но и по регионам с помощью дистанционной системы обучения, у нас учатся несколько священников.
– Даже окончивших семинарию?
– Да. Буквально вчера я проводил одного из священников, который приезжал к нам в гости, он сказал: «Понимаешь, я сельский поп. Что я могу у себя видеть? Постоянные требы. Людей мало что интересует, если говорить откровенно».
– Ну да, свадьбы, крестины, похороны.
– И этот священник говорит: «Как мне в такой ситуации оставаться заинтересованным, продолжать гореть? Я для себя выбираю вот такую учебу». Кто-то из священнослужителей говорит: «Я работаю с молодежью, поэтому мне нужно постоянно находиться в тонусе через регулярное чтение Священного Писания». Так что у нас в разные годы и диаконы, и священники учились. Немногие, правда, оканчивают, потому что у священника достаточно напряженный график – сложно три раза в неделю выделять время в течение трех лет. Но даже один год обучения меняет взгляд, в том числе и на проповедь.
Другой священник со мной делился: «Раньше я выходил на проповедь и говорил приблизительно так: “Братья и сестры! Сегодняшний отрывок говорит нам об этом и об этом, вот такие выводы мы можем сделать”. Я читал назидательные проповеди. Сейчас как я думаю, мне нужно понять: а что мне этот отрывок говорит. И когда я понимаю, что он меня каким-то образом касается, то я могу донести это до своих слушателей». Это то, о чем говорили отцы Церкви: мы можем передать только то, что сами опытно прожили. Если мы просто в теории что-то передаем, это не работает.
– Вы декларируете также, что программа библейских дисциплин по количеству часов превосходит курсы семинарии и теологических факультетов вузов.
– Это правда.
– Очень интересная сама по себе идея. А зачем вам такая мощная программа?
– Преподаватель Ветхого Завета Свято-Владимирской православной богословской семинарии отец Пол Тарази как-то написал статью «Место Писания в богословском образовании». Я ее переводил. И он там просто рыдает, говорит: «Что происходит с нашим церковным образованием? У нас вводятся все новые и новые церковные дисциплины: каноническое право, приходское пастырское консультирование, экономика прихода». Это то, что у них там, на Западе. И он продолжает: «В результате время на Священное Писание сокращается, сокращается, и вот оно преподается всего два семестра». Но если мы посмотрим на отцов Церкви, то Священное Писание было отправной точкой их богословия. Они не стали бы отцами Церкви, если бы постоянно не размышляли над Писанием. И в этом смысле наш колледж возвращается к их опыту.
Отец Георгий Флоровский когда-то сказал: «Вперед – к отцам» – про то, что мы должны вернуться и читать отцов Церкви. Это действительно правда. Как говорит основатель нашего колледжа Илья Яковлевич, может быть, нам сейчас нужно сделать еще один шаг – вперед, к Священному Писанию, на которое как раз ориентировались отцы Церкви. Я не хотел бы это противопоставлять. У нас есть отдельный курс по святоотеческой экзегезе, где в течение ряда лет наши студенты смотрят, как в жизни конкретных отцов Церкви Священное Писание себя проявляло, как это было связано с их богословием. И это всегда невероятно интересно. Мы бы хотели уйти от такого принципа, когда берется цитата из Писания и потом механически выдергиваются цитаты из разных авторов. Это дает информацию, но зачастую не дает понимания, каким образом нам жизнью прочесть это место из Писания. Хотя сейчас существует достаточно много материалов, которые дают возможность и так читать.
– Есть ли какие-то особые условия для поступления в ваш колледж?
– По большому счету, главное условие – это любовь к чтению Библии. Второе – лучше, чтобы у человека была катехизация. Я имею в виду не три огласительные беседы перед крещением, а, может быть, годичная катехизация, может быть, взрослая воскресная школа, для того чтобы мы не решали те вопросы, которые нужно решить как раз на этом базовом этапе. Некоторым мы предлагаем отдельные курсы и дисциплины – тем людям, у кого есть особое служение. Скажем, диакон может учиться по индивидуальной программе. Или приходские работники – мы понимаем, что у них обычно вечера заняты, поэтому можем предложить им отдельные курсы. Кого бы мы не стали брать?
– Да, вот это интересно.
– Я думаю, что мы не стали бы брать человека, который думает, что он приходит не учиться, а учить. К сожалению, в современной Православной Церкви есть люди, которые уверены, что уж они-то все знают.
– А зачем им тогда приходить в колледж?
– Трудно сказать. Это, скорее, жизненная позиция, которую они усвоили и, приходя куда-то, постоянно ее транслируют. Они не умеют слушать других людей. Но если ты не умеешь слушать, ты не можешь ничему научиться. Зачем тогда терять время?
– И все-таки: возрастной диапазон?
– В настоящий момент самым младшим нашим учащимся 21-23 года, а самые старшие учились и в 80 лет. Помню, что я сам, размышляя о поступлении в колледж, колебался. У нас есть Галина Александровна Карповская, которая на выпускном читала псалмы на древнееврейском языке, ей около 80 лет. Когда я это услышал, я подумал, что хочу так же. И первый раз, когда я шел на радио, попросил: «Галина Александровна, может быть, Вы со мной пойдете?» Она говорит: «Что ты, Володя! Куда мне! Но я буду за тебя молиться». И знаете, это очень здорово, когда мы можем чувствовать, что молодые и пожилые люди в колледже оказываются не чужими друг другу. Это не просто образовательный процесс, мы начинаем чувствовать, что Христос действительно посреди нас.
– То есть все-таки это взрослые люди.
– Да.
– Но я знаю, что вы отдаете очень много времени работе с молодежью. Тогда кого вы подразумеваете под словом «молодежь»? Какой возрастной диапазон?
– Во-первых, у нас есть люди, которые уже имеют своих детей. Вот сейчас мы думаем о новогодней программе, чтобы выехать в один из городов Золотого кольца. Естественно, что там нужно будет выстраивать программу для детей и подростков. Мы взаимодействуем с Обществом друзей Священного Писания, где подростки и молодежь вместе читают Писание. И очень здорово видеть, что ребята не выпадают из Церкви. Потому что большинство программ, которые у нас есть на приходах, например воскресная школа, работают до какого-то момента, а потом начинается подростковый возраст – и где ребята? Их не видно. Но если человек действительно видит, что темы, которые для него важны – дружба, любовь, верность, – находят свое отражение в слове Божьем, ему это продолжает быть интересным. А поскольку у него есть круг друзей, то они вместе продолжают ходить и на богослужения. Я какое-то время особым образом работал с такими ребятами, подростками, проводил молодежные библейские лагеря. Сейчас очень радостно видеть, как уже подросшие ребята проводят такие лагеря для следующего поколения.
– Сейчас телезрители прослушали Ваш рассказ о библейском колледже «Наследие». Предположим, человек, посмотрев передачу, принял решение, что он хочет к вам прийти. Каковы его действия? Ведь у вас есть адаптированный, более легкий курс катехизации, когда человек еще не очень готов; у вас есть молитвенные чтения Священного Писания, которые проходят раз в неделю; и у вас есть обучение по индивидуальному плану, а также участие в выездных семинарах. То есть вы даже можете взять человека уже подготовленного и заниматься с ним индивидуально, потому что у него может быть мало времени или повышенные требования. Что нужно сделать человеку любого из этих уровней, чтобы попасть к вам в колледж?
– Спасибо за вопрос. Первое: нужно просто зайти на наш сайт – http://nasledie-college.ru . Там нужно заполнить анкету, и мы постараемся с вами связаться. Также можно написать письмо. Обычно мы до ноября проводим основной набор на обучение, и сейчас он уже завершен. Но в течение года можно присоединиться к некоторым нашим программам и, если вы москвич, прийти на чтение Священного Писания или на отдельный курс «Введение в язык Библии» Ильи Яковлевича Грица – это 12 встреч, во время которых вы сможете заново для себя осмыслить базовые понятия, такие как «завет», «закон», «жертва» и другие. Но также вы сможете посмотреть на Священное Писание с более широкой точки зрения. Когда мы читаем живопись, мы должны научиться языку живописи, когда слушаем музыку, мы тоже должны увидеть, каким образом композитор решает ту или иную задачу. Точно так же – когда мы читаем Священное Писание. И мы будем рады, если кто-то присоединится. Кроме того, у нас есть группа в Facebook, где мы регулярно выкладываем обновления.
– Простой технический вопрос: обучение платное?
– На пожертвования. И это действительно так. Если человек говорит: «Знаете, я мать-одиночка» или: «Я студент дневного отделения», не нужно ничего, пусть только учится, главное, чтобы слово Божие начало в нем как-то действовать. Кто-то говорит: «Я тем не менее хочу как-то поучаствовать в помощи, потому что понятно, что преподаватели трудятся, вы организуете онлайн-обучение..» Хорошо – ты можешь расшифровывать лекции. Если ты священнослужитель, ты можешь взять список учащихся и поминать их регулярно за богослужением. Несколько человек у нас работают над наполнением блога.
– То есть возникает взаимное сотрудничество, не обязательно выраженное в денежных средствах.
– Безусловно, так.
– Спасибо. Вы очень интересно рассказали о вашем библейском колледже «Наследие». К сожалению, время нашей передачи неожиданно закончилось. И я еще раз хочу сказать телезрителям, что у нас в гостях был Владимир Сергеевич Стрелов, ректор этого колледжа, человек, который много занимается катехизацией, миссионерской деятельностью и сам читает лекции по многим вопросам, связанным с изучением Священного Писания. Мне показалось, что эта и предыдущая беседы были очень важными, потому что в современном мире внимание к Священному Писанию должно быть особенным, мы живем во времена, возможно, даже последние, поэтому каждое слово для нас имеет сейчас колоссальное значение, тем более слово Божие.
Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель
Записал Игорь Лунев