В.С. Стрелов, выступление на встрече прихода храма свв. Космы и Дамиана в Шубино 30.09.2023
Аудиоверсия https://disk.yandex.ru/d/OnWL3kjPNy7lfw
Про достоинство человека очень красиво сказано в тропаре панихиды: Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений…
Есть такой мультфильм «Ты особенный». В некоем городе деревянных человечков все раздают друг другу звезды и кляксы, в зависимости от того, нравится ли человек, или нет, насколько он внешне успешен. Главному герою там приходится очень непросто, ведь он довольно неуклюж и не красавец. К тому же это работает как самосбывающееся пророчество: поскольку он привык считать себя неуклюжим и уродцем, то у него и не получается быть ловким, действовать с грацией.
Этот мультфильм имеет самое непосредственное отношение к нам. Если мы привыкли смотреть на себя как на неспособных, неудачливых людей, то нам будет труднее добиться успеха в своем деле — как в личной, трудовой жизни, так и в задачах духовного роста. На что-то мы даже не решимся, не дерзнем что-то сделать. Как сказала Ирина Языкова, Бог сотворил нас не такими, какие мы есть, а с гораздо более высоким призванием, а мы «низенько, низенько». Этому, конечно, есть множество объяснений. Например, многое закладывается в детстве: благословляют ли родители своих детей, говорят ли им о том, что они талантливы, что у них получится, они справятся, или, напротив, только ругают, утверждают, что они ни на что не способны. Таким образом, получается некий порочный круг передачи греха, когда родители передают своим детям только отрицательные послания.
В мультфильме главному герою везет: он знакомится с Мастером, который его сделал, и тот предлагает чаще видеться, чтобы слышать, что сам Мастер думает о нем («Приходи ко мне, и я буду говорить тебе, что я о тебе думаю, как ты мне дорог»). Благодаря этому и пятна, и звезды спадают, и главный герой становится самим собой, обретает счастье, обретает свою подлинную жизнь. Нам тоже, чтобы прорваться к своему настоящему призванию, очень важно слышать голос Мастера. Что Бог думает о нас, зачем Он нас сотворил?
Обратимся к Писанию
Итак, где мы можем услышать, что Бог думает о нас? Я уже сказал о родителях, также можно говорить о духовным наставниках, через которых мы тоже нечто слышим. Иногда их слово становится тем живым словом, на котором можно строить. Но есть Священное Писание, через которое Бог говорит нам наиболее явственно. Каждая строчка Писания говорит нам о том, как Бог видит нас и чего Он от нас ждет.
Вот он творит мир, а потом создает человека – по своему образу. Немецкий библеист 20 века Герхард фон Рад замечал, что слова о достоинстве человека впервые прозвучали не в пылу борьбы за права человека, а тогда, когда было сказано, что Бог сотворил человека по Своем образу. До этого во всех окружающих культурах было представление, что образом Божиим может быть царь, глава государства, но ни в коем случае не обычный человек. А если и обычный человек, то скорее мужчина, чем женщина. А мы читаем, что Бог сотворил и мужчину, и женщину по Своему образу, и это повторяется трижды. И Бог назначает человека владыкой творения, Он вступает с человеком в диалог, назначая почти равным Себе. Уже здесь можно остановиться и дальше не читать, остановиться на текстах, связанных с творением, и осознать: вот какая мечта Бога о нас! И она никуда не уходит.
Но дальше Он дает заповеди. Каждая заповедь – это путь жизни, все они говорят о том, что Он ждет от нас, причем углубляться в каждую из них можно постоянно, даже бесконечно. Мы часто относимся к заповедям, как к некоторому бремени, которое Господь на нас налагает. Но в иудейской традиции принято считать, что, исполняя любую заповедь, ты исправляешь мир. И отец Иоанн Кронштадтский считал, что, когда ты действуешь по заповедям, ты входишь в полноту своего предназначения. А заповедей не так уж и мало. В Ветхом Завете их шестьсот тринадцать, есть заповеди и в Новом Завете, и про каждую из них можно говорить, смотреть, как она раскрывается.
Вот Господь говорит к людям через пророков – обличая, увещевая, утешая. Так, Он может хлестко стегнуть, иногда очень жестко: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10) Но в этом же ряду будет и известная цитата из того же самого Исайи: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя» (Ис.43:4,5). И каждое слово в пророческих текстах может стать для нас той драгоценной жемчужиной, которая откроет замысел Божий о нас.
Возьмите Евангельские притчи. На них сказано множество проповедей, и все равно каждый год, сталкиваясь с ними, мы находим что-то, что отзывается именно сейчас, заставляет по-новому взглянуть на себя, побуждает к чему-то. Мы – то потерянная овца, то – блудный сын, то – богатый управитель, то – почва, на которой взрастают семена Слова.
А Нагорная проповедь, блаженства? В прекрасном размышлении об этих словах Христа блаженный Августин говорит, что это не только заповеди, но так можно молиться: «Блаженны нищие духом» — «Господи у меня ничего нет, я нуждаюсь в Тебе». Дальше: «Господи, я кроток и готов слышать твое слово». Дальше: «Господи Твое слово меня обличает, и я плачу, нуждаюсь в твоей милости, и я сам готов миловать»… Столько комментариев, древних и современных, написано о том, как жить по Нагорной проповеди, что они бы просто не поместились даже в этом зале, и выходят все новые! И каждый автор подмечает что-то важное в том, каким человеком стоит быть.
Не говорю уже о посланиях – которые все сотканы, с одной стороны, из того, как апостолы видят своих учеников очами Божиими, с другой, из того, к чему Бог призывает свой новый народ, Церковь. Апостол Павел говорит, что у нас уже все есть, нам уже все дано Богом (ср. 1 Кор. 1:5-7). И еще более высокие слова – мы должны войти в свободу славы сынов Божиих (Рим. 8:21).
И, конечно, образ Самого Христа. Есть замечательная цитата из Исаака Сирина: «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена». Действительно, когда мы смотрим на Христа, то мы понимаем, какими мы могли бы быть. Он без конца заботится о людях, исцеляя, возвращая достоинство, запятнанное грехом и людским осуждением, своими словами заставляя сердце радостно биться. «Грех твой прощен». «Вы – соль земли, вы – свет мира!». Но еще больше, чем дела и слова, важен Он Сам. Не случайно Павел его называет – Новый Адам, а богословы святоотеческой эпохи – Христос-Всечеловек, и появляется путь «подражания Христу». Он показывает нам восстановленное человечество, каким оно может быть.
Все это отражается и переотражается в иконах и богослужебных текстах – от Евхаристического канона, где говорится о том, что ради нас совершил Христос и как Он даровал нам будущее Царство, — и кончая тем, что все Писание, вся жизнь в Церкви говорит о том, как Бог смотрит на человека, и к чему Он его предназначил.
Но пересказывать все – невозможно, нам нужно на чем-то сконцентрироваться.
Ярче всего наше отношение к другому выявляется в словах, с которыми мы к нему обращаемся, в тех эпитетах, которыми мы пользуемся. Мама зовет своего сына «сынок», но для кого-то он будет просто «эй, ты». Для пастыря доброго его паства – «родные мои», а для внешних людей – «товарищи, граждане, господа».
И вот я выбрал семь наименований из Священного Писания, которые дают людям либо авторы Писания, либо сам Бог. На мой взгляд, они с разных сторон показывают отношение Бога к нам, людям.
7 Слов Божиих о человеке
Адам
С одной стороны, это просто перевод слова «человек». Но с другой, Адам – это имя, которое происходит от красной глины, адама. Мы хрупки, как эта красная глина, но мы вышли из Его рук, мы — Его творение. И одновременно на этой глине как бы запечатлен образ Божий, мы созданы подобными Ему: творческие, способные созидать красоту, наделенные множеством талантов, призванные быть владыками, возделывать и хранить порученное. Откуда вообще это представление об образе Божием? Когда мы накладываем печать на важное письмо – это письмо никто не может открыть кроме того, кому оно адресовано, и это письмо несет достоинство того, кто его послал. Так и человечество несет достоинство Того, Кто его создал: творческие, полные талантов, призванные быть владыками. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Мой учитель по Священному Писанию Илья Яковлевич Гриц много размышлял над этими двумя глаголами: возделывать и хранить. Что значить хранить? Вернуть в том объеме, в котором тебе было дано что-то. Очень часто у нас это не получается. Едешь куда-нибудь на Урал: прекрасная природа — и тут же грязная, замусоренная железная дорога, весь пейзаж меняющая – человек не смог сохранить первозданную красоту. А «возделывать» значит как-то творчески переделывать, приумножать. Текст первых глав книги Бытия – это текст мифопоэтический, поэтому здесь говорится не о конкретном кустарнике, природе, но это касается всей жизни. Вот ребенок, который тебе дан – каким он вырастет? Сможешь ли ты ему помочь не просто сохранить то, что в него было вложено, но еще и приумножить, или нет?
Это касается и нашей церковной жизни. Принято считать, что Православие хранит Предание, — и мы его храним. Но идея не в том, чтобы только хранить, нужно и возделывать, смотреть на то, что мы можем привнести в духовную жизнь.
Я недавно общался с человеком, у которого своя фирма похоронных услуг. И вот он пришел к Богу, стал задумываться, как Ему служить: «Я хочу, чтобы отпевание было не просто каким-то обрядом, за который заплатили, провели и забыли. Как было бы замечательно, если бы храмы были так устроены, проповеди такие звучали, чтобы человек в этот момент с Богом встречался!» И вот в свои пятьдесят с чем-то лет идет учиться в Свято-Тихоновский университет, чтобы попробовать воплотить эти идеи, строит храм, и сам готовится к служению. Вот как человек может относиться к тому, что ему поручено. Потом это видение человека – творческого, который должен приумножить – как будто меркнет. Хотя, вы помните, в Новом Завете есть притча о талантах: нельзя просто вернуть то, что дано, нужно обязательно преумножить.
Святые
А Бог продолжает говорить, и созидает сообщество. Второе слово, обращенное к людям, это святые, народ Божий, рабы Божьи. Вы — хоть и отпадшие, но вновь отделенные и посвященные Истине, служащие Ему, соработники с Ним (особенно пророки, но к этому все призваны, как об этом мечтает Моисей – ср. Числ. 11:29), призванные нести Его свет в мир. Это призвание потом будет актуализироваться в текстах ап. Петра и Апокалипсисе. В Исходе говорится:
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6).
То есть вы не принадлежите никому, кроме Меня. У вас нет никого, кого вы слушаете, — кроме Меня. Вам нельзя то, что можно другим народам. Вы трудитесь, чтобы другие люди могли узнать о Боге. Образ светильника, неоднократно появляющийся в библейских текстах, – это то, к чему был призван ветхозаветный народ, и к чему призван каждый христианин:
«Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Петр.2:9).
Народ святой, отделенный, но отделенный не просто так, а для того, чтобы мы могли служить, передавать другим людям то, что открыто нам.
Про некоторых Бог даже будет говорить более высокие слова.
Возлюбленные
Мы дороги для Бога, драгоценны, но вполне это откроется в Новом Завете, когда Он отдаст Своего сына за нас… В интернете можно найти фотографии очень дорогого и красивого камня, орегонского опала (в нем как будто заключен целый лес и небо). Такими же дорогими и красивыми являемся для Бога мы, каждый человек для Него является таким драгоценным и уникальным камнем. Начало 43 главы Исайи, из которой взята цитата в заглавии, замечательна.
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою» (Ис.43:1-4).
«Я тебя сотворил» – нужно помнить, что мы сотворены Богом. «Я устроил тебя» – часто люди помнят, что Бог их сотворил, но забывают, что Бог еще устроил и устраивает их жизнь, их отношения с друзьями, близкими, родными. «Я искупил тебя», «Я приобрел тебя для Себя и назвал тебя по имени». Вы помните, что в Ветхом Завете, когда Бог называет по имени, у человека меняется судьба. Иаков стал Израилем, «хитрец» стал «видящим Бога». Может быть, у нас в жизни не каждый из этих этапов еще осуществился. Мы знаем, что при крещении у человека меняется имя, ему дается имя святого, но действительно ли это произошло, действительно ли мы это почувствовали? За именем стоит путь жизни, который нам открывается, это не просто сочетание букв.
Дальше – «Я буду с тобой всегда» – и когда на тебя будут нападать внешние враги (воды), и когда будут подниматься искушения, испытания (огонь). Некоторым людям этот текст не нравится, потому что тут говорится: «Я за тебя отдал» Египет, Эфиопию. Но это говорилось тогда, а сейчас мы знаем, что Господь за все народы отдал не кого-то, а Сына Своего Единородного. И один из замечательных авторов ХХ века говорит: «Ты искуплен кровью Сына Божьего – вот сколько ты стоишь, никогда этого не забывай».
Новый Завет привносит несколько новых черт в отношения с Богом – это уже отношения не только вертикальные («Господин – работник»), но и горизонтальные.
Чада Божии
Чада Божии, сыны, дети. Удивительно сказано в 1 послании Иоанна:
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
Здесь уже не столько ответственность, сколько простота и доверие, уверенность в том, что Отец защитит. И еще. Мы начали с того, что у нас есть какие-то задачи, нам что-то надо делать. А Иоанн говорит о другом: если ты стремишься увидеть Бога, то ты постепенно становишься на Него похожим. Как это происходит? Некоторые думают: зачем бороться со страстями, очищать свое сердце – можно делать дела милосердия и через это идти. А Евангелие говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Очищение сердца, чтобы видеть Бога, — это путь, который ведет к Богу и к тому, чтобы Его замысел о нас воплотить, и стать в полноте его детьми – вернуться к Отцу. А еще Павел говорит в послании к Римлянам, что у детей есть замечательное наследство, в которое мы когда-то войдем… (Рим. 8:17).
Друзья
И все же дети — это все равно отношения отец-сын, в них присутствует иерархичность. И в какой-то момент Иисус делает потрясающий шаг. Он не называет учеников больше рабами, но называет друзьями. Друзья. Это доверие Иисуса к нам, как к тем, с кем Он хочет быть вместе, полностью разделить жизнь, не оставив ничего про Себя, все открыв нам.
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15)
Чем друг отличается? Равенством, преданностью, доверием. С другом советуются. С другом есть глубина личных отношений. В отличие от отношения детей и родителей, где родители не всем делятся со своими детьми, друзья могут поделиться друг с другом абсолютно всем.
И это распространяется и на самих людей, это меняет отношения между нами. Отношения с Богом меняют и наши горизонтальные отношения.
Братья и сестры
Братья и сестры – это об отношениях друг ко другу, это призыв открыть сердце другому и любить, несмотря на различия… Мы очень легко об этом забываем. Поэтому Христос об этом напоминает:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23:8).
И в конце, по Воскресении, он подчеркивает Марии Магдалине: «иди» не к ученикам, а «иди к братьям Моим и скажи им» (Ин. 20:17). Это тоже об отношениях друг ко другу, призыв открыть сердце друг другу и любить, несмотря на то, что у нас есть различия.
Наконец, в последней книге Нового Завета есть еще один очень важный эпитет, который хотелось бы упомянуть.
Побеждающие
Побеждающие – мир не может одолеть христиан, и Слово Христа в нас сильнее внешних обстоятельств. Может кому-то это слово не очень знакомо, но в Апокалипсисе это слово звучит не менее десяти раз, а всего в посланиях Иоанна двадцать один раз. Несколько лет назад мне подарили медаль. На ней изображен барашек с победным знаменем, и идет надпись: Vicit Agnus noster, eum sequamur. «Агнец наш победил, ему cледуем». Важно помнить, что мы в этом мире призваны быть побеждающими. Христиане часто чувствуют себя хромающими на одно или другое колено, а Господь говорит, что побеждающим даст вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17), обещает и многое другое.
«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).
И еще:
«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:14).
Но начинается это все с победы Христа.
Тут стоит немного остановиться. Это звучит как красивые лозунги: «я побеждающий, я еще такой-то». Но если я их буду применять к себе, смотреть на себя, этого будет недостаточно. «Я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».» (Пс. 29:7). То есть, я услышал эти слова, утвердился на них – мне как будто Бог не нужен. «Но Ты сокрыл лице Твое, [и] я смутился» (Пс.29:8). Петр, который тоже перестал смотреть на Христа, проходит через это. Он увидел сильный ветер, начал утопать и закричал: «Господи, спаси меня» (Мф. 14:30). В этом контексте становится понятно в Евангелии от Луки возвращение к теме рабов Божиих: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Если мы говорим, что мы замечательные, и забываем о Нем, то можем сразу все потерять.
Адам, народ Божий, святые, возлюбленные, дети Божии, друзья, братья и сестры, побеждающие. Какое из этих определений у вас сейчас наибольшим образом откликается?
А какое побуждает что-то пересмотреть в своей жизни?
Ну и последнее. Такое новое самоощущение важно не только для нас. Оно должно побуждать к большему. О. Александр Мень говорил:
«Принять сердце Христа как личного своего Спасителя и в то ж время как Спасителя мира (не надо ограничиваться только своей личностью) – это значит участвовать в жизни того общества, в котором мы живем, участвовать не просто своим посильным трудом, а одухотворением».
И все семь наименований должны быть с этим связаны, помогать в таком служении. А вот как, стоит подумать. И напоследок приведу несколько слов одного мудрого человека.
Всегда помни
Помни свою слабость — тогда ты будешь более осторожен, и не поддашься помыслам гордости и ложной славы, когда они будут нападать на тебя.
Помни любовь и доброту Господа, дарованные тебе — и ты всегда будешь вести жизнь благодарения. Вера будет расти в твоем сердце – как и доверие Божьей любви и Его труду в тебе. Твой прошлый опыт с Богом – вот источник вдохновения для жизни в вере.
Помни человеческую любовь и все доброе, что у тебя связано с людьми. Если тебе случится сомневаться в их искренности или узнать, что они сделали что-то против тебя, их древняя любовь будет ходатайствовать за них, — и твой гнев уйдет.
Помни смерть, и все мирские искушения исчезнут — и ты почувствуешь, что все «Суета и томление духа» (Еккл.)
Помни, что ты стоишь перед Богом, и Он смотрит на тебя, — тогда ты не сможешь согрешить, потому что ты видишь Его.
Помни обещания Божии, и ты найдешь утешение во всех печалях. Но, если ты забудешь их, говорит Давид-пророк, «Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня» (Пс.118:49,50).
Помни Кровь Иисуса, которая была пролита ради тебя — и ты в точности будешь знать, сколько стоит твоя жизнь. Она станет дорогой в твоих глазах, и ты не будешь прожигать ее, как блудный сын, ибо «вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20).
Помни обеты, которые ты дал в Крещении: отречься от сатаны, всех злых дел, всех его мыслей и хитростей, всех сил его и всей его власти.
Помни всегда, что ты пришелец на земле, и ты вернешься в свой небесный дом — тогда ты не будешь возлагать все свои надежды на этот мир и его утешения.
Помни, что узкий путь ведет в Царство Небесное. Если ты видишь широкую дверь, открытую перед тобой, беги и держись от нее подальше, ибо все, идущие ей, погибли.
Помни о своей вечности и всегда трудись ради нее.
Помни, что ты – дитя Божие, и должен носить Его образ. Ходи, как полагается детям Божиим, ибо пути явны.
Помни, что ты храм Святого Духа, и не огорчай Духа Божия, Который в тебе. Всегда будь святым храмом.
Помни все, что я сказал выше, — а если ты уже забыл, перечитай, пожалуйста.
Шенуда III (1923-2012), Патриарх Коптской православной церкви