Екатерина Куприянова, студентка 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
1. Постановка проблемы
При первом чтении Ветхого Завета простые до кажущейся очевидности слова 4-й главы Книги Премудрости Соломона до боли поразили мое сердце. Впоследствии я с удивлением узнала, что именно эти слова православная церковь определила читать на богослужениях.
На мой взгляд, следует переосмыслить лежащее на поверхности понимание того, о каких праведниках и грешниках говорит читателю 4-ая и связанные с нею главы книги Премудрости Соломона.
2. Краткие сведения о книге и первой аудитории
Книга Премудрости Соломона дошла до нас только на греческом языке в составе Библии LXX толковников. Она обращена к иудеям, терпящим гонения от языческого правительства на религиозной почве. Книга вдохновляет их указанием «на великое и славное будущее Израиля в грядущем царстве Божием, на небе и на земле».
Многие древние учители христианской церкви эту книгу цитировали, не сомневаясь, что автор – указанный в названии Соломон, но она отсутствует в каноне еврейской и протестантской Библии. У католиков признана канонической. Православной церковью включена в Библию с пометкой о неканоничности, однако паремии из нее читаются во время вечерни на бденных и полиелейных службах.
3. Что есть награда праведникам
Епископ Виссарион (Нечаев) в «Толковании на паремии из книги Премудрости Соломоновой» пишет: «Из книги Премудрости Соломона заимствуется для церковного Богослужения шесть паремий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих».
4-ая глава книга Премудрости Соломона вошла в православные богослужения почти полностью (14 стихов из 20-ти в двух паремиях), что подтверждает ее важность для церкви.
Если постараться одной фразой передать 4-ю главу (и связанные с нею 3-ю и 5-ю главы), получится примерно следующее:
рано умерший праведник, который, по людскому мнению, жил неправильно и скончался бесчестно, в вечной жизни причислен к сынам Божиим, а осудившие его увидят это, лишь когда сами предстанут пред Господом, но раскаиваться будет поздно.
Эту мысль нельзя назвать характерной и очевидной для Ветхого Завета (как и утверждение о благословении бездетных добродетельных девственников в конце 3-ей – начале 4-ой главы).
Начиная с книги Бытия, во всем Пятикнижии Моисея, исторических, учительных, пророческих книгах Библии благословение Божие обычно связано с долголетием и многочисленным потомством (обещанием видеть внуков). Бог спасает праведников для долгой земной жизни, тогда как преждевременная смерть настигает отступивших от заповедей Божиих. Об этом говорят и Псалмы Давида, и Притчи Соломона.
Ветхозаветные праведники и пророки были долгожителями: Ной, Авраам, Моисей, Иисус Навин, Самуил, царь Давид, Илия, Елисей, Даниил и др. Скоропостижно и преждевременно умирали закоренелые грешники. Так, потопом смыло всех людей, кроме семьи Ноя. По исходе из Египта неоднократно смерть поражала роптавших (требовавших мяса, испугавшихся входить в землю обетованную, восставших на Моисея и Аарона). Страшным наказанием священника Илия за развратившихся, оскорбляющих священство сыновей стало то, что «не будет старца» в доме и его потомки будут умирать «в средних летах» (2-я глава 1-ой книги Царств (2:31-33).
Указания на то, что умершие и в молодом возрасте праведники останутся живы с Господом, встречаются в Ветхом Завете неявно и нечасто. Классический пример – 10-й стих 15-го Псалма: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление».
Если о благословении долголетием в Ветхом Завете говорится неоднократно и прямо, то, например, история спасения детей праведного Иова вовсе не очевидна. Они умирают в начале его испытаний, а в конце книги, когда Бог награждает Иова удвоением всего, чего он был лишен, новых сыновей и дочерей ему даруется не удвоенное число, а сколько было: семь и три.
Василий Великий и Иоанн Златоуст объясняют, что те «дети и по смерти были живы превосходнейшею частию своего естества». Скот и имущество погибли для Иова окончательно, «а человек умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении», поэтому Бог «и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».
Несмотря на подобные намеки в книгах:
- Иова (Иов 19:25-27),
- Оси́и (Ос. 13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня»),
- Исаии Ис. 26:19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов,
- в 37-й главе Иезекииля Иез. 37, где мясо нарастает на костях и дух входит в убитых,
Ветхий Завет практически всегда связывает благословение праведника с продлением лет его земной жизни, с благоденствием здесь, на земле. (Да и в НЗ Иисус Христос исцеляет, воскрешает, продлевая земную жизнь человека. Долгая жизнь продолжает восприниматься как благословение Божие.)
Тому же Иову после перенесенного испытания Господь даровал жить еще 140 лет и видеть «сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода» (Иов. 42:16). По молитве праведного царя Езекии Бог продлил его жизнь на 15 лет (4Цар. 20). Про чудесное спасение ангелом благочестивых отроков в «пещи огненной в Вавилоне» (Дан. 1:7, 3:24-95) слышим на каждой утрени.
Пожалуй, явно выраженное переосмысление значения преждевременной смерти, и, скажем так, массовую уверенность в воздаянии за праведность в посмертии и продолжение жизни с Богом мы находим только и в Маккавейских книгах, где описана история борьбы Израиля за полтора-два века перед Рождеством Христовым — евреи борются за религиозную и политическую свободу в условиях эллинизации, проводимой ради сплочения и укрепления власти империй наследников Александра Македонского Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии. А ещё как раз-таки в книге Премудрости Соломона.
Хотя и книга Даниила (Дан. 12:2-13) говорит явно о посмертном воздаянии, и вера в него подтверждается готовностью Седраха, Мисаха и Авденаго пойти в раскаленную печь (Дан. 3:17-18), все же за их горячую веру Бог дарует спасение от огня и продление земной жизни (Дан. 3:19-95).
Мученикам Маккавейских книг, в отличие от трех отроков в Вавилонской печи в книге Даниила, Господь не дарует чудесного избавления от смерти – с них сдирают кожу и поджаривают живьем. Однако Маккавейские книги пронизаны верою в то, что за соблюдение закона Господня праведники и после смерти – позорной, мученической – будут живы и получат награду у Бога. Это уже эпоха ожидания скорого пришествия Мессии, воскресения и суда.
7-ая глава 2-й Маккавейской книги описывает, как на глазах друг друга и матери семерых братьев изощренно пытали по приказанию Антиоха, но они предпочли умереть, чем преступить отеческие законы (есть свинину). И каждый из братьев возвещал неколебимую веру в будущую жизнь с Богом («ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк 7:9)), а мать поощряла их идти на смерть и ободряла: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» (2 Макк 7:22-23).
Народу Израиля постепенно и непросто давалось понимание того, что есть праведность и какова истинная награда – воскресение и вечная жизнь с Богом.
Однако далеко не все иудеи были готовы терпеть невыносимые трудности и не все были настроены антиэллинистически. Автор книги Премудрости Соломона старается пробудить религиозное рвение отошедших от отеческой веры и укрепить терпящих гонения.
Книга Премудрости Соломона, 4-я глава
4:1 Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей.
4:2 Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами.
4:3 А плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания;
4:4 и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветров искоренятся;
4:5 некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен;
4:6 ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их.
4:7 А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое,
4:8 ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется:
4:9 мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости.
4:10 Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен,
4:11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его.
4:12 Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.
4:13 Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета;
4:14 ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том,
4:15 что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
4:16 Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного;
4:17 ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность;
4:18 они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им;
4:19 и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет;
4:20 в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их.
Как видим, здесь налицо противопоставление людей праведникам.
В Ветхом Завете вообще «люди» такое же противопоставление всему истинно иудейскому, как в Новом Завете «мiр» (тварный мир) – всему христианскому, объясняет Павел Смарагдович Тычинин в комментарии на 4-ую главу книги Премудрости Соломона Толковой Библии под ред. А. П. Лопухина.
Современники-иудеи автора книги Премудрости Соломона продолжали видеть в долголетии (как и в земном благосостоянии) знак особого благоволения Бога. Раннюю смерть большинство трактовало как наказание за тяжкие грехи. Часть иудеев, как и окружавших их язычников, вообще не верила в загробную жизнь.
Писатель книги Премудрости раскрывает, насколько опасны эти заблуждения. Объясняет, что ранней смертью (которая может быть и насильственной) Бог из любви спасает праведника от соблазнов грешного мира, а мудрость от Бога с точки зрения этого мира может быть смешна и нелепа.
Таким образом, праведник – это истинно верующий иудей, крепко держащийся религиозно-нравственных правил. Ему противопоставлены нечестивцы – отдающиеся во власть коварства, злобы, похоти, презирающие безвременно ушедших. Вероятно, они насмехаются над верой праведника в помощь Иеговы. Но сама жизнь и смерть праведника обнаруживает бессилие и губительность злобы нечестивых: «Господь посмеется им». А праведник будет в покое с Богом, его милостью и благодатью.
4. Толкование в современном контексте.
Итак, ранняя кончина праведников – дело любви Божией к ним. Однако кто праведники для сегодняшнего читателя Библии? Только ли официально причисленные к лику святых, кого поминаем согласно церковному календарю? А нечестивые кто?
Ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том (Прем. 4:14)
Преждевременная смерть другого – разве не суд нам, оставшимся жить на земле? Мы живем, потому что Долготерпеливый Бог не хочет смерти грешника (Иез 33:11) и милостиво дает нам время на деятельное покаяние.
Задумаемся хоть на минуту: «среда нечестия» – это же мы, оставшиеся на этой земле. Мы не кроткие, не смиренные сердцем (ср. Мф 11:29). Мы даже своих детей и родителей не любим в полноте, как заповедано (1Кор 13, Гал 5-6),. Первое движение нашего сердца не сострадание неверующему со сломанной ногой, а самовозвышающий поиск причины: он про Бога забыл, вот и поплатился. Подразумевается, что я-то помню. Фарисейски радуясь о собственном знании, мы забываем, что кому много дано, с того больше и спросится (Лк 12:47).
Современный православный христианин может довольно часто со вздохом произносить сокрушенные слова о собственной грешности. Тем не менее, известие о преждевременной кончине другого человека нечасто мыслится в контексте этих слов книги Премудрости (Прем 4:16-18):
«Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного;
ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность;
они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им».
Почему-то мало кому в голову приходит мысль, что раз я живу до сих пор, значит, не хочет Бог меня видеть в сонме праведников рядом с собой. Не считает меня готовым к райской жизни.
А того, умершего до срока страшной и нелепой смертью, вполне возможно, уже принял в свои обители, потому что тот оказался готов. А я – нет, и неизвестно, какого духа буду держаться в свой смертный час. Из двух распятых с Христом разбойников-убийц один стал первым жителем рая (Лк 23:42-43), а уверовавшие было во Христа Анания и Сапфира допустили сатану в свое сердце – и были наказаны внезапной смертью (Деян 5:1-11).
И долголетие, и преждевременная смерть сами по себе не значат ничего. Как первое, так и второе одному может быть спасением, а другому – наказанием. «Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». (1Кор.4:5).
Слова о милосердии и страшных последствиях осуждения есть уже в Ветхом Завете, а весь Новый Завет буквально пронизывают (Мф 7:1-2, Мк 4:24, Лк 6:38, Рим 2:1-3 и пр.).
Современному христианину следует не судить о человеке по долголетию или ранней смерти, а постоянно следить за своим сердцем, вытаскивать бревна из своих глаз и не впадать в грех, изобличенный еще Ветхим Заветом – приписывать тяжкие грехи умершим преждевременно.
Использованная литература
- Толковая Библия под ред. А.П.Лопухина, Толкование на книгу Премудрости Соломона
- Епископ Виссарион (Нечаев), Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой
- Геннадий Фаст, «Этюды по Ветхому завету»
- The Oxford Dictionary of the Christian Church ed. F.L.Cross, Third Edition Revised ed. E.A.Livingstone, 2005, с.1768