Филипп Кегелес, студент 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27 мая 2025 года
Традиционная экзегеза, комментируя эпизод из Евангелия от Иоанна с исцелением у купальни близ Овечьих ворот и последующей реакцией фарисеев на действия Христа, выраженные в 16 стихе «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:16), связывают эту реакцию с нарушением Христом запрета на исцеление в субботу (см. 1, 2) Однако, в святоотеческих толкованиях мы находим указание на то, что прямого запрета на исцеление в субботу у фарисеев не было (см. 3, 4).
Максимальную остроту вопрос о том, можно ли было исцелять в субботу, согласно иудейскому Закону, обретает в синоптических Евангелиях в эпизодах с исцелением человека с сухой рукой в синагоге (Мф.12:10-13) и с исцелением страждующего водяной болезнью (Лк.14:2-4). В обоих случаях вопрос звучит прямым текстом и ответ Христа выглядит как будто бы оппозиция невысказанному утверждению его оппонентов.
Кроме того, напрямую запрет на исцеление в субботу как будто бы высказывает начальник синагоги в эпизоде с исцелением скрюченной женщины (Лк. 13:11-14). Однако, стоит заметить, что и он не говорит напрямую о запрете, а лишь указывает на неуместность лечения в этот день, не ссылаясь на конкретную норму закона (Лк. 13:14).
Такая трактовка как будто бы вступает в противоречие со словами Господа, который прямо говорит, что пришел вовсе не нарушать Закон, а исполнить его (Мф. 5:17). И если предположить, что заповедь субботы с приходом Христа в мир становится не актуальной, то налицо противоречие с Его словами о том, что «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).
Попробуем разобраться, имело ли действительно место нарушение Спасителем одной из важнейших заповедей Ветхого Завета?
Основными источниками Закона являются: Письменная Тора (ТаНаХ) и Устная Тора. На момент евангельской истории Устная Тора не имела зафиксированного вида. Это произошло позднее в период таннаев и амораев, облекших ее сначала в Мишну (окончательная редакция составлена Иехудой ха-Наси в 189-219 гг. н.э.) и двух Талмудах – Иерусалимском (60-е годы IV века) и Вавилонском ( V век н.э.).
ТаНаХ предписывает соблюдение субботнего покоя (Исх. 20:8-11, Исх. 31:12-17, Лев. 23:3, Втор. 5:12-15), но никак не детализирует, что именно запрещается делать в этот день. Единственное исключение – прямой запрет на разжигание в этот день огня (Исх. 35: 2-3).
Рассмотрим источники Устной Торы. В качестве наиболее близкого по времени, а значит наиболее аутентичного представлениям евреев евангельского периода, источника мы определяем Мишну. Список работ, запрещенных в субботу (алахот) приводится в Мишне в трактате Шаббат, где они названы отцами-работ.
«ОТЦОВ РАБОТ» — СОРОК БЕЗ ОДНОГО: СЕЯТЕЛЬ, ПАХАРЬ, ЖНЕЦ И ВЯЖУЩИЙ СНОПЫ, МОЛОТЯЩИЙ, ВЕЯТЕЛЬ И ОТБОРЩИК, МЕЛЬНИК, ПРОСЕИВАЮЩИЙ, МЕСИТЕЛЬ И ПЕКАРЬ. СТРИГУЩИЙ ШЕРСТЬ, ОТБЕЛИВАЮЩИЙ ЕЕ, ЕЕ ЧЕСАЛЬЩИК, ЕЕ КРАСИЛЬЩИК, ПРЯДИЛЬЩИК, ГОТОВЯЩИЙ ОСНОВУ, НАЛАЖИВАЮЩИЙ ДВА ГЛАЗКА ГАЛЕВ В РЕМИЗНЫХ ФЛАНКАХ, СОЕДИНЯЮЩИЙ ДВЕ НИТИ И РАЗДЕЛЯЮЩИЙ ДВЕ НИТИ, ЗАВЯЗЫВАЮЩИЙ И РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙ, СШИВАЮЩИЙ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ, РАЗРЫВАЮЩИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СШИТЬ ДВУМЯ СТЕЖКАМИ. ЛОВЯЩИЙ ОЛЕНЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЙ ЕГО ШХИТУ И СНИМАЮЩИЙ С НЕГО ШКУРУ, СОЛЯЩИЙ ЕЕ, ВЫДЕЛЫВАЮЩИЙ ЕГО КОЖУ, ВЫГЛАЖИВАЮЩИЙ ЕЕ И РАЗРЕЗАЮЩИЙ ЕЕ. ПИШУЩИЙ ДВЕ БУКВЫ И СТИРАЮЩИЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ДВЕ БУКВЫ. СТРОЯЩИЙ И РАЗРУШАЮЩИЙ. ГАСЯЩИЙ огонь И РАЗЖИГАЮЩИЙ его. НАНОСЯЩИЙ УДАР МОЛОТОЧКОМ, ВЫНОСЯЩИЙ ИЗ ВЛАДЕНИЯ ВО ВЛАДЕНИЕ. ВОТ ЭТО — «ОТЦЫ РАБОТ»: СОРОК БЕЗ ОДНОГО. (Мишна. Шаббат 7:2).
Эти работы были запрещены, поскольку они непосредственно производились при создании Ковчега Завета.
Таким образом, Мишна задает 39 видов запрещенных в субботу работ: 1. пахать; 2. сеять; 3. жать; 4. вязать снопы; 5. молотить; 6. веять: 7. выбирать; 8. размалывать; 9. просеивать ; 10. месить тесто; 11. варить; 12. стричь овец; 13. отбеливать шерсть; 14. чесать шерсть; 15. окрашивать; 16. прясть; 17. делать две петли; 18. расправлять нити; 19. ткать; 20. разъединять нити; 21. завязывать узлы; 22. развязывать узлы; 23. шить; 24. рвать; 25. охотиться; 26. убивать животное; 27. сдирать шкуру; 28. засаливать кожу; 29. разглаживать кожу; 30. намечать линии; 31. разрезать по размеру: 32. писать; 33. стирать написанное; 34. строить; 35. разрушать; 36. зажигать огонь; 37. гасить огонь; 38. делать «последний удар молота» — заканчивать производственный процесс; 39. переносить вещи из одного владения в другое.
Разберемся, какие конкретно действия производились Христом в каждом из указанных выше отрывков. В эпизоде с исцелением у купальни близ Овечьих ворот (Ин. 5:6-9) мы видим как Иисус подходит к больному; узнает как давно тот болен; уточняет имеет ли тот желание к выздоровлению; произносит слова «Встань, возьми постель твою и ходи». В эпизоде с исцелением человека с сухой рукой (Мф. 12:10-13), мы видим как Спаситель только «протяни руку твою». В эпизоде с исцелением страждующего водяной болезнью (Лк. 14:2-4) Господь касается больного. В эпизоде с исцелением скрюченной женщины (Лк. 13:11-14) Иисус подзывает женщину; произносит «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» и кладет на нее руки. Никакое из этих действий не совпадает со списком действий, запрещенных в субботу.
Более того, дальнейшее развитие иудейской законнической мысли только подтверждает, что в действиях Спасителя, который использовал для исцеление лишь слово, не было предосудительных действий. Так главный галахический кодекс Восточной Европы XVI века прямо указывает, что запрет лечения в субботу, не распространяется на такие действия, которые совершают абсолютно здоровые люди, даже если их совершают исключительно в лечебных целях. Например, все продукты и напитки, которые употребляются в пищу здоровыми людьми, разрешены к употреблению в медицинских целях. Даже если здоровому человеку трудно их есть, и очевидно, что он делает это в медицинских целях, это разрешено. (Шульхан Арух 328:37). А если у человека болит спина, он может намазать больное место розовым маслом, если в его местности люди используют розовое масло не только для лечения. (Шульхан Арух 327:1). Поскольку, очевидно, что использование слов не является прерогативой исключительно больных людей и не является способом исключительно лечения, то действия Христа попадают в список разрешенных ситуаций.
Таким образом, мы видим, что ни в ближайшем по времени к евангельским событиям законоучительном документе Мишне, ни в дальнейшей логике развития иудейского закона, действия Христа по исцелению в субботу нельзя характеризовать как нарушение Шаббата. Следовательно, рассматривать действия Спасителя как нарушение Закона – некорректно.
Что из этого следует? Почему вообще этот вопрос столь значимый? Святоотеческая экзегеза задает определенный стандарт рассмотрения и анализа Писания, однако важно иметь ввиду, что порой у Святых отцов не было достаточно культурно-исторического материала для правильной интерпретации тех или иных действий иудеев в евангельской истории. А поскольку именно святоотеческий взгляд признан единственно верным в православной традиции для многих верующих, представляется важным дополнять общепринятую трактовку теми данными о культурно-историческом контексте тех событий, которыми мы обладаем на данный момент.
Нами были рассмотрены лишь четыре эпизода евангельской истории, все относящиеся исключительно к нарушению заповеди субботы. Дальнейший анализ эпизодов, связанных с обвинениями фарисеев и саддукеев Христа может представить для нас совершенно новую картину тех событий. А также повлиять на нашу трактовку слов апостола Павла: «Закон – детоводитель ко Христу» (Гал. 3: 24).
Источники:
- Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. Д. Боголепов. Издание 5. М.: 1910. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogolepov/rukovodstvo-k-tolkovomu-chteniyu-chetveroevangelija-i-knigi-dejanij-apostolskih/
- Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Электронное издание. https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/vodoju-i-kroviju-i-dukhom/
- Ириней Лионский, Против ересей. https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/
- Иоанн Златоуст Беседа на слова: «Отец Мой доныне делает…» https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/beseda-na-slova-otets-moj-donyne-delaet/
- ТаНаХ на русском языке https://toldot.com/limud/library/
- Мишна. Трактат Шаббат. На русском языке. https://toldot.com/cycles/cycles_664.html
- Шульхан Арух. На английском языке https://en.wikisource.org/wiki/Translation:Shulchan_Aruch