Все три синоптических Евангелия содержат эпизод с упреком от фарисеев и учеников Иоанна Крестителя к Иисусу в том, что Его ученики, в отличие от них самих, не постятся.
Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого и дыра будет ещё хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (Мф. 9:14-17).
Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (Мк. 2:18-22).
Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сём сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше». (Лк. 5:33-39).
Иногда можно встретить рассуждение о том, что Иисус в этих фрагментах отрицает практику поста. Либо, через притчу, демонстрирует неактуальность «ветхого» Закона перед лицом Сына Божьего. Однако, внимательное исследование показывает, что никакого нарушения Закона ученики Христа не совершают, а образы, используемые Спасителем, говорят совсем об ином.
Основными источниками Закона являются: Письменная Тора (ТаНаХ) [1] и Устная Тора. На момент евангельской истории Устная Тора не имела зафиксированного вида. Это произошло позднее в период таннаев и амораев, облекших ее сначала в Мишну (окончательная редакция составлена Иехудой ха-Наси в 189-219 гг. н.э.) [2] и двух Талмудах – Иерусалимском (60-е годы IV века) и Вавилонском ( V век н.э.). ТаНах, в свою очередь, состоит из Торы (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророческие книги) и Ктувим (Писания). При этом окончательно корпус книг Ктувим был закреплен уже после евангельских событий.
В тексте Торы закреплен лишь один обязательный пост для евреев — пост перед праздником Йом-Кипур (см. Лев. 16:29-31, Лев. 23:26-32, Числ. 29:7). Никаких других постных дней Пятикнижие не предусматривало. В книге пророка Захарии (в иудейской традиции Зехарья) указано еще 4 поста:
Так говорит Господь Саваоф: пост четвёртого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир. (Зах. 8:19).
Речь идет о четырех постах, установленных в память о разрушении Первого Храма:
- Пост 10 Тевета — начало осады Иерусалима
- Пост 17 Тамуза — пролом стены Иерусалима
- Пост 9 Ава — день разрушения Храма (дальнейшая иудейская традиция будет настаивать, что и Второй Храм был разрушен в этот же день
- Пост 3 Тишрея — убийство Гедальи бен Ахикама, последнего еврейского правителя Иудеи после разрушения Первого Храма.
Никаких иных указаний на обязательные посты Письменная Тора не содержит. В Мишне (Мегила 2:6), помимо указанных выше постов, упоминается еще Пост Эстер, отмечаемый перед праздником Пуримом, основанный на книге Эсфирь (см. Эсф. 4:16).
На сегодняшний день в иудейской традиции есть и иные посты (например, Пост 20 Сивана в память о погромах Богдана Хмельницкого в XVII веке и Пост 5 Тевета, отмечаемого только любавическими хасидами). Однако очевидно, что в евангельский период этих постов не существовало.
Стоит заметить, что все приведенные выше посты были обязательны для иудеев, вне зависимости от течения. То есть они в равной степени соблюдались как фарисеями, так и саддукеями. Примечательно, что синоптики единодушно указывают, что вопрос о несоблюдении поста учениками Христа был задан фарисеями (по Луке) и учениками Иоанна Предтечи (по Матфею и Марку). Очевидно, что фраза «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся» (Мк. 2:18) подразумевала, что только обозначенные в вопросе группы держат эти посты.
В период Второго Храма многие фарисеи брали на себя добровольные посты, считая полное воздержание от воды и пищи дважды в неделю важной составляющей религиозной жизни наряду с молитвой и покаянием [3].
Таким образом, в данном евангельском эпизоде речь идет не о постах, установленных Законом Моисея, и даже не Пророками, а о благочестивой традиции фарисейского направления в иудаизме периода Второго Храма. Соответственно, ответ Христа не имел никакого отношения к сравнению иудейского Закона с «ветхими мехами» или «ветхой ткани».
Но о чем же тогда здесь идет речь? Обратимся к классическим святоотеческим комментариям. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Смысл слов Его таков: ученики еще не утвердились, и требуют большего снисхождения; они еще не обновились духом; а при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей. Говоря это, Он дал ученикам Своим закон и правило, чтоб и они, когда будут принимать в число учеников своих всех живущих во вселенной, обращались с ними с великою кротостью» [4].
Ему вторит и блаженный Феофилакт Болгарский: «Ученики, говорит, еще не сделались крепкими, но нуждаются в снисхождении, и не должно возлагать на них тяжесть заповедей. Но Он сказал это, научая и учеников, чтобы и они, когда будут учить вселенную, были снисходительны. Итак, пост — это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха — слабость учеников» [5].
Византийский богослов XI века Евфимий Зигабен также отмечает: «Берет и другое сравнение, называя новым вином строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а ветхими мехами называя учеников, – мехами, как вмещающих учение,– ветхими, как слабых. Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время. Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12). И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий» [6].
Из приведенных выше комментариев мы можем увидеть, что слова Христа относились прежде всего к самим апостолам, степени их готовности к принятию суровой аскезы и являлось наставлением для них, касательно трезвенного отношения к делу проповеди.
Филипп Кегелес, студент 3 курса Колледжа «Наследие»
Источники:
- ТаНаХ на русском языке
- Мишна. Трактат Шаббат. На русском языке
- Крейг Кинер«Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет»
- свт. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие от Матфея», беседа 30
- блж. Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский «Толкование на Евангелие от Матфея» (Мф. 9:17)
- Евфимий Зигавинос (Зигабен) «Толкование на Евангелие от Матфея» (Мф. 9:17)






