Надежда Смирнова, студентка 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
Иллюстрация вверху: Илья Репин «Иов и его друзья» (фрагмент), 1869 г.
Книга Иова (литература Премудрости) относится к книгам Писаний. Книга Иова построена как двухплановая. Она делится на прозаическую и поэтико-драматическую части. Прозой написаны пролог и эпилог, а основная часть книги – поэтическая. Время написания книги – конец V не позже IV века до Р.Х. Очень схожие по сюжету поэмы известны в шумерском и вавилонском вариантах. Образ Иова собирательный. Автор книги, не желая полемизировать с учителями Закона, создал главного героя Иова не евреем (он житель земли Уц — едомитянин). Иов ничего не знает о Законе и обетовании. Он исповедует Единого Бога в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (непорочен, прост, целостен), к людям (праведен, справедлив, прям) и по отношению к Богу (богобоязнен и далек от зла).
Пролог описывает некое существо, которое называется Противником (евр. Шатан, русск. Сатана) Противник является перед лицом Божьим вместе с другими сынами Божьими (ангелами). Противник выражает сомнение в бескорыстие Иова и считает, что его праведность только плата за те блага, которые дал ему Бог. Бог же придерживается иного мнения. Противник в книге Иова еще не дьявол, как его понимают сейчас, он исполнитель суровых предназначений Бога. Его задача испытывать человека. В речах Противника содержится обличение популярной трактовки Завета как сделки. Это упрек религиозной этике (Do ut des – ты мне, я тебе). Бог отдает Иова для испытания в руки сатаны. Испытание Иова в том, что он в одночасье лишается всего (имущества, детей, здоровья). Он еще живой, но пораженной проказой сидит на куче пепла, но не хулит Бога. Он был на самой вершине, а оказался на самом низу. И тут на страницах Писания появляется жена, которая предлагает ему: «…Похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Почему она это говорит? Видя, что он мучается, а самоубийство не приветствуется, она предлагает такой вариант. На что Иов ей отвечает: «…ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).
Беседа Иова с друзьями – это основная (поэтическая) часть книги. Друзья Иова пришли поддержать его, разделить горе. Семь дней и семь ночей они сидели молча, не произнося ни слова, ибо видели, как велико его страдание. Они понимали, что все, что могут – это сострадать, соприсутствовать со своим другом. Вся беседа Иова с друзьями ставит мучительный вопрос: «Почему страдает невинный?».
Иов верит в благость Бога Живого и его страдания усугубляются пониманием их несправедливости. Его друзья методично и последовательно отстаивают идею о том, что Бог справедлив и наказывает только виновного. Человек грешен, значит виновен, значит подлежит наказанию. Иов с этим не согласен и старается аргументировано доказать. «Ну вы посмотрите!» — я сам лично видел, что злодей благодействует и живет прекрасно, достойно умирает, а безвинные люди мучаются и страдают. Но друзья стоят на своем, Бог то знает, кто какой грешник и наказывает за грехи, которые нам не видны. Бог справедлив. После длительного диалога с друзьями, Иов призывает Бога на суд, указывая на благодействие злых и насильников (Иов 24:12).
Заключительная речь Иова полна воспоминаниями о прежней счастливой жизни. Он продолжает сетовать на судьбу и защищать свою невиновность. Этим заканчивается три беседы Иова с друзьями. Буря стихает, умолкают голоса и раздается Глас Господень. Явившись Иову, Бог не объясняет логику и мотивы Своих поступков, Он лишь разворачивает картины мироздания, которые указывают на Его беспредельную мощь и мудрость.
Все пути Творца направлены на благость мира, сколь бы загадочными они не казались людям (Иов. 38:1-7). Реакция Иова парадоксальна: не получив ответов на свои вопросы, тем не менее, Иов склоняется перед Богом в смирении и благоговении: «Раньше я лишь слышал о Тебе, а теперь вижу Тебя своими очами. Поэтому отрекаюсь я от слов своих и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6).
Почему Иов снимает свои претензии, хотя ответа не получает? Был же четкий вопрос Богу: «Я праведник, наказывать меня не за что, но Ты меня наказал, объясни за что?». Вместо этого является Бог и говорит: «Я – Творец, а ты – червь». И вот здесь одно из сложных мест для интерпретации. Почему Иов снимает свой вопрос? Что произошло? А произошла явление Бога непосредственно человеку. Раньше Иов лишь слышал о Боге, признавал Его, верил в Бога, но не было личного контакта с Богом. А теперь он есть, -случилась теофания (Богоявление). И вот этот опыт снимает все вопросы, которые уже оказываются не существенными. Это уже не важно, Теофания разрешает всё.
Не менее парадоксален ответ Бога друзьям: «И … сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7-8). То есть Бог сообщает друзьям, что они не правы, а Иов прав. «Догматическая логика» друзей не верна. Попытка определить Бога как неизбежную и автоматическую справедливость потерпела неудачу. В этом фрагменте наглядно раскрывается богословие Имени Божьего. Имя в древности всегда открывало сущность носителя. «Эхье Ашер Эхье»
в некоторых переводах звучит как: «Я буду с вами, но такой, какой Я буду с вами». Так открывает Свое Имя Моисею Господь при «Неопалимой Купине» (Исход 3:14). Имя Божие, само уже содержит в себе великую тайну и великое обетование. Бог – это Помощник и Покровитель, Он всегда будет с нами. Господь открывается в Своем Имени как неопределимый, непостижимый, но всегда присутствующий рядом. Все представления друзей о Боге не верны, поэтому они всегда будут упрощениями. Бог всегда больше любого определения. Мартин Бубер писал:
Бог именует Себя не Сущим, а Присутствующим, для тебя присутствующим, стоящим на твоей стороне, к тебе приходящим, тебе помогающим.
По мнению о. Александра Меня:
Главный вывод книги заключается в том, что не богословские теории о созерцании Бога открывают завесу Тайны. Но о самой Тайне автор книг и молчит, ибо ветхозаветное сознание еще не созрело для откровения о бессмертии и Воскресении мертвых. Пока оно не дано Спасение заключается в абсолютном доверии к Богу и Его высшей непостижимой для человека правде.
И завершить этот доклад хочется цитатой архимандрита Ианнуария (Ивлева):
Обетование “Я буду с вами” может быть опытно пережито только там, где люди готовы расторгнуть свои привычки и связи, чтобы следовать только голосу Божию. Этот голос зовет их в путь, ведущий их в открытое, неизвестное будущее, которое однако освещается обетованием Божиим: “Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь” (Быт. 28, 15).
Литература
1. Протоиерей Александр Мень. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий завет. — 2003.
2. Протоиерей Александр Мень. Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета // ЖМП. — 1991.
3. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Библейское богословие. Лекции для студентов СПбДА. — 1996.