Наталья Аммосова, студентка 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
В моем первом докладе речь шла о самом Грехопадении. Сегодня я бы хотела поговорить о том, что было до Грехопадения и после.
1. Происхождение зла
Существует много богословских и философских теорий, объясняющих происхождение зла, то есть темных сил, направивших свою волю против воли Творца.
Библия говорит нам, что:
- Бог не создал зла;
- Бог сотворил человека свободным;
- человек по своей свободной воле выбрал путь уклонения от Божьих путей.
2. Человек и свобода
С одной стороны, свобода – это аспект богоподобия человека.
С другой стороны, свобода – это возможность воспротивиться призыву Творца и избрать свой путь (чем человек и воспользовался).
Как сочетать свободу с предопределением? Многие века философы бились над этой дилеммой. Получалось, либо «человек обладает свободой воли, и неизвестно, что он выберет», либо «Бог все заранее предопределил, выбора нет». В XIX-XX веках физики стали использовать принцип дополнительности (свет является одновременно и волной, и частицей). Этот же принцип взяли на вооружение философы и богословы. У человека есть свобода выбора, однако Бог видит всю историю: и прошлое, и настоящее, и будущее – как бы сверху, вне времени. Будущее неизвестно человеку, чтобы он мог действовать по вере и творчески.
3. Хаос и Логос
Мы знаем, что Логосом Писание называет Иисуса Христа. Евангелие от Иоанна говорит о Нем: «И все через Него начало быть» (Ин 1:3). Однако Отец Александр выделяет еще и малый логос. «В действующие силы мира вводится как бы малый «логос» или принцип структурности, целесообразности, эволюционной направленности. Принцип «логоса» проявляется в неживом мире через атомарную, молекулярную и кристаллическую организованность. Но особенно ясно его можно проследить в мире живых существ.»
Отец Александр ссылается на труды русского богослова и философа Владимира Николаевича Ильина. Он считает, что произошла некая домирная катастрофа, итогом которой явились тьма и хаос. Этот богоборческий Хаос выступает в Библии под символами Левиафана, Рахава, Змея, Бездны и Моря.
Момент зарождения жизни на Земле был «вторжением творческих сил Логоса в материю, до того времени покорную распаду и энтропийной тенденции. Жизнь оказалась способной накапливать информацию, которая, в противоположность энтропии, есть мера порядка и организованности, и передавать ее по эволюционной линии».
Становление твари, или Мировая Эволюция, пошла по кривой линии, неуклонно сбегающей вниз, в пустоту. И первый день творения мог бы стать его последним днем, если бы «над поверхностью бездны» не парил животворящий Дух Божий.
Творческие силы Логоса, вступая в действие, преодолевают Тьму, хотя и не полностью; выпрямление линии происходит постепенно. Порядок и структурность материи – первые признаки отступления Хаоса. Но все же распад и энтропийность остаются наиболее вероятными состояниями. Кривая выпрямлена лишь на некоторое число градусов.»
Дальнейшая эволюция шла как борьба жизни со смертью: с одной стороны, усложнялись появляющиеся структуры, с другой, живые организмы были подвержены распаду и гибели. В природе, благодаря Жизни, усиливается сила сопротивления распаду, и ее эволюционный поток подготавливает новую фазу борьбы Логоса против Хаоса. Эта новая фаза – человек. «Человек – это посланник Логоса в мире, одаренный самосознанием, личностью, «образ и подобие Божие».
В истории человечества можно выделить несколько этапов:
Создание человека → Грехопадение → всемирная история как борьба добра и зла, порядка и хаоса → создание «народа Божьего» → приход в мир Спасителя.
Воплотившееся Слово совершает то, что не в состоянии был совершить падший Адам, и во Христе начинается новый эсхатологический этап мирового Становления.
4. Два Адама апостола Павла
Если Адам – глава древнего человечества – отпал от Бога, то начало новому человечеству положил «новый Адам». Он не искал «похитить высшую власть», но Сам, будучи божественным, «умалил» Себя, приняв страдания мира и смерть ради людей (Флп 2:7).
«Второй Адам», Христос активно борется с силами зла в этом мире.
Власть тьмы проявляется: в грехе, в болезни, в одержимости, в смерти.
Сущность провозвестия Христова – в освобождении мира от власти сатаны и греха.
Разобщенность человечества как следствие Грехопадения преодолевается во Христе, ибо в нем Церковь собирается в Тело Господне. «Во «втором Адаме», во Христе, апостол Павел видел мистическое средоточие тела Церкви.
«Мы многие составляем ОДНО ТЕЛО во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:5).
Этот соборный организм Церкви, заключенной в «небесном Адаме», противопоставляется состоянию человека в «Адаме ветхом».
5. Четыре типа толкования догмата о Падении
1) Абстрактно-аллегорическое толкование: Библия говорит о том, что совершается всегда; история Адама – аллегория, означающая постоянное отпадение людей от Бога. (Филон Александрийский, де Витте, Эйхгорн и др.).
2) Натурализм и буквализм: историчность библейского Пролога носит такой же характер, что и историчность книг Судей или Царств. (Антиохийская школа, некоторые латинские теологи).
3) «Александрийское» толкование: мировое страдание есть дело человека; Адам – мистическое средоточие совершенного и гармоничного космоса, созданного Богом мгновенно; падение вселенского Адама раздробило мироздание и подчинило его законам грубой материи. (Климент, Ориген, Григорий Нисский, Булгаков, Бердяев).
4) «Статистическое» толкование: мир творится в виде раздробленности и множества, неизбежно несовершенным; Божественная сила постоянно упорядочивает и организует его, преодолевая раздробление, а на уровне человека совершает Искупление от греховности. (Шарден)
Взятый в отдельности, ни один из этих четырех типов толкований не является удовлетворительным. Однако в каждом из них содержится нечто ценное. «Первое толкование освобождает нас от рабства перед буквой, второе – утверждает «событийность» Падения, третье – связывает несовершенство мира с Грехом и свободой, четвертое – рассматривает Падение в контексте мировой эволюции.» (Прот. А. Мень)
6. Отец Александр о смысле жизни
Во время одного из выступлений о. Александра Меня спросили, в чем смысл жизни. Он ответил: «Смысл жизни заключается в том, чтобы человек, созданный по образу и подобию Божию, приближался к своему Первообразу». Именно это о. Александр и реализовал в своей жизни, и в его лице мы видим отражение того Первообраза, к Которому он всю жизнь стремился. Таким образом, он, идя по пути Богочеловека, восстанавливал разрушенное Адамом, исправлял последствия Грехопадения.
Спасибо за внимание!