Павел Сельченков, студент 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
Актуальность данной работы определяется тем, что сегодня многие люди — и это очевидно — пытаются убежать от действительности. Происходит вытеснение подлинной культуры на периферию жизни, когда нравственный релятивизм легко переходит в цинизм. Наблюдается противоречие между объективной ценностью сохранения взаимопомощи, понимания между людьми и фактическим разрушением этого. Зачастую человек становится материалистом, с присущим ему культурным нигилизмом и духовной пустотой.
В своей работе я попытался представить способ приблизиться к главным христианским ценностям, основываясь на тексте «Исповедь» Святого Августина. Показать, что внутренняя иерархия ценностей может меняться — в зависимости от духовного опыта, так как христианская система ценностей уточняет эту индивидуальную иерархию ценностей, так как христианство обостряет ощущение ценностей, погружает нас в бытие, совершенствует нашу совесть. Совесть — это наш орган добра и зла, где отражается объективный, данный Богом, порядок ценностей.
Важность проблемы ценностей
Августин в своей книге «Исповедь» рассуждает над вопросами, что на самом деле ценно для человека. Поэтому важно дать определение ценности.
Ценность — значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность свойственны им не от природы, а являются субъективными оценками конкретных свойств, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Ценность зависит от субъективной оценки людей. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Сохранять общество люди могут только тогда, когда они производят верные смыслы и формируют ценности для общества, озаренные реальностью Бога, что создает также образ желаемого будущего. Наличие общих ценностей (в противовес тотальному цинизму) важно и для элит и общества — поскольку такие ценности облегчают диалог между группами и делают возможным достижение договоренностей о правилах игры.
Содержание или предметы наших направленных чувств мы называем «ценностями». Наличие ценностей в действительности открывается нам через чувства радости или горя, почтения или презрения, любви или ненависти, страха или надежды….
Если устремиться к поиску удовольствий, наслаждений, то не удастся испытать чувства более высокого порядка: радость жизни, основанной на контакте с реальностью.
Содержание ценностей не становится нам доступным сразу, с самого начала. Оно открывается постепенно и только в той мере, в которой мы учимся объективировать свои интересы. Надо научиться слушать и понимать хорошую музыку, чтобы получать от нее радость; надо научиться внимательно, читать текст, понимать других людей… (Роберт Шпеман, Основные понятия морали, с.27)
Августин учит нас в Исповеди слушать и услышать присутствие Бога, реальность Бога, его любовь и милосердие.
У каждого человека есть свой, характерный его истории и происхождению, естественный порядок ценностей. И человек должен согласовывать свои хотения с другими и такие соглашения проходят ежедневно.
Тот, кто в состоянии понять соотношение ценностей и подчиниться даже тогда, когда это противоречит его непосредственному желанию, способен к тому, что мы называем моральным поведением (Роберт Шпеман, Основные понятия морали, с.29).
Источники человеческих ценностей
Данная схема — Die drei Quellen von Werten (v.Hayek 1979, Tembrock 1987, Junker u.Paul 2009 u.a) — взята из статьи «Werte wachsen im Wald!?» (SDW-Waldpädagogiktagung 10.-11.3.2016, Bonn). Она хорошо показывает, что ценности формируются через коллективное знание из глубины истории, в совместной жизни, через совместные действия, через привычки, через принятие образца для подражания. В младенчестве и детстве на формирование ценностей огромное влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском возрасте группы сверстников. Всего важнее то, что делают «другие» и в соответствии с какими ценностями они действуют.
Ценности возникают пассивно в ходе индивидуального развития.
И на их формирование оказывает кардинальное влияние греховная человеческая природа, передающаяся каждому человеку при рождении. Эта греховная природа является глубинной причиной нестроения человеческих отношений.
Однако мне показалось важным дополнить эту схему, потому что без реальности Бога, невозможно обеспечить передачу традиции и системы ценностей, из поколения в поколение, на протяжении тысячелетий. Эта божественная абсолютная система ценностей дает последующим поколениям возможности самореализации и их действия есть продолжение жизни тех поколений, кто жил до них, в вечном присутствии Бога.
Пример греховной человеческой природы у Августина
Один из эпизодов «Исповеди» — рассказ о том, как в детстве Августин вместе с соседскими стайкой мальчишек воровал груши в чужом саду. Такое часто бывает в детстве, у многих есть такой опыт. Эта история часто приводится в пособиях по этике. «Случай с грушами» является одним из первых психоаналитических наблюдений, записанных в тексте.
Грушевое дерево росло в чужом саду по соседству с нашим виноградником. Помню, однажды в глухую ночь, мы, шайка негодных мальчишек…отправились в сад, к этому дереву, чтобы нарвать с него груш. И унесли их великое множество, но не для лакомства, потому что, едва отведав, бросили свиньям, а…лишь бы совершить поступок, который тем был приятен, что запрещен.
Вот сердце мое, Господи, вот сердце мое… Пусть же скажет оно Тебе, чего искало в этом зле ради зла…Гнусно было зло, но я его хотел; я любил себя губить – не то, ради чего я грешил, а самый грех…
Гнусная душа моя низверглась с неба твоего, Господи, во тьму кромешную…Что же я тогда любил в воровстве моем? Чем хотел уподобиться Тебе, хотя бы превратно? Не тем ли, что мне было сладко преступать закон… и, будучи рабом, казаться свободным в темном подобии Всемогущества Божия… (Исповедь, 2:IV).
Это проявление самого первородного зла. «Зло ради зла». Выясняется, что есть грех как таковой — взятый вне масштабов, конкретной причины и повода.
Человек способен к преступлению, в конечном счете, из-за порочности самой своей природы, а также потому, что не в силах одиноко противостоять разврату окружающих, соблазняясь их одобрением своего греха.
Так и было с этими несъедобными кислыми грушами:
Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность… я любил падение свое (Исповедь, 2:IV).
…я любил здесь еще сообщество тех, с кем воровал, [было] стыдно не быть бесстыдным (Исповедь, 2:VIII—IX).
Люди грешат обычно «ради чего-то», ради благ, которые — суть ничто вне Господа. Только в Нем благое «чисто и беспримесно». Так что «все, кто удаляются от Тебя и поднимаются против Тебя, уподобляются Тебе в искаженном виде». Но люди, и в этом корень, грешат еще и ради греха, по слабости своей. «О тлен, о ужас жизни, о глубина смерти! Может ли быть любезно то, что запретно, и только потому, что оно запретно?» (Исповедь, 2:VI).
Невольно хочется здесь пару слов сказать об альтернативе: это следование декалогу. Это закон – норма. Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
Выводы
Содержание христианских ценностей не становится нам доступным сразу, с самого начала. Оно открывается постепенно. Августин взращивает нас способность предпочесть абсолютную ценность Бога, умение слушать и услышать присутствие Бога, реальность Бога, его любовь и милосердие.
Следование декалогу, нагорной проповеди: это путь причастности к бытию Бога. Так мы воздаем Славу Богу, сливаясь с ним в его вечности. Августин завершил свой трактат «De Trinitate» («О Троице»; XV, 28, 51) словами:
Когда приходим к Тебе, тогда завершается многое, что мы говорим (о Тебе) и всё-таки (Тебя) не постигаем; остаешься Ты един, Который есть всё во всём. Беспрерывно будем тогда говорить одно, будем славить Тебя одним голосом, да и сами станем в тебе одно.