Валентина Кирилюк — выпускница Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
1. Чтение Писания – одна из составляющих жизни христианина
Жизнь православного христианина неразрывно связана с богослужениями и чтением Священного Писания. Каждый из нас держал в руках и изучал Слово Божье. Мы слышим слово Божье за каждой Литургией, слышим проповеди священников на Евангельское чтение дня. Многие из нас уделяют каждый день некоторое время на чтение Писания. Священники обычно советуют прочитывать каждый день одну главу Евангелия и две главы из Апостола. Хорошо, уединившись открыть Новый завет и углубиться в Слово Божье. Не всегда и не все для нас понятно в Священном Писании и многие прибегают к толкованиям. Это все очень хорошо и полезно.
2. Мое знакомство с чтением Евангелия в колледже Наследие
Пять лет назад я узнала, что Писание можно читать в группе, как это делается в колледже Наследие. Я присоединилась к чтениям, которые проводятся в колледже. Мне очень понравился этот необычный для меня тогда формат. У нас в соборе проводились священниками беседы по Евангелию. Тоже очень полезно. Старалась посещать эти беседы. Но в группах по чтению Евангелия в колледже Наследие мне понравилось, что здесь можно рассуждать, слушать рассуждения других участников, задавать вопросы. Есть возможность углубленного изучения Евангелия. Небольшой отрывок позволял разобрать его с разных сторон. Мне настолько понравился этот формат, что я начала применять некоторые элементы во время занятий по Новому завету в воскресной школе для детей. И это дало результат. Дети научились рассуждать, задавать вопросы, думать.
3. Мои первые шаги в ведении группы
В прошлом году ректор колледжа предложил мне попробовать вести Евангельские чтения. Я согласилась. Конечно, в начале было трудно. Очень волновалась. Было очень сложно распределять внимание. Нужно было и внимательно выслушать, что говорят участники и продумать реакцию и найти каким своим заготовленным материалом я могу дополнить суждение участника или предложить подумать вместе или какой вопрос я могу связать с высказыванием, чтобы расширить, предложить поразмышлять. Хоть я и работала в школе, но при ведении чтений намного больше сосредоточенности нужно. Это сложнее, чем вести беседу, когда сам управляешь процессом. Здесь нужно подстроить свой материал, под высказывания участников. Я часто советовалась, старалась учитывать советы при подготовке. Старалась, чтобы это не было лекцией, а обсуждением. Часто обращала внимание на то, как это делают другие ведущие, на их взаимодействие с участниками, реакции, брала себе на заметку. Мои первые встречи больше были похожи на беседы, а потом я решила, что нужно отпустить ситуацию и дать возможность говорить участникам, а самой только реагировать, дополнять и Слава Богу получилось, участники начали говорить. Конечно же, перед каждым чтением молилась Богу, просила Его благословения и помощи. Группа формировалась постепенно. В начале на чтения подключались каждый раз разные люди. Я обычно перед чтением следующего отрывка кратенько повторяю, о чем мы говорили на предыдущей встрече. На первых чтениях сложно было разговорить людей. Были паузы и хотелось их заполнить. После первых встреч обдумала вопросы, которые можно задать, чтобы стимулировать участников говорить, но не сумела их правильно использовать. Обсуждение получилось не совсем естественное. Делала ошибки, анализировала, пыталась исправить, чтобы обсуждение в группе было естественным. Постепенно в группе появились новые, постоянные участники. Стало легче, появилась целостность во время чтения Евангелия. Приблизительно знаешь уровень каждого участника, на кого можно опереться, кто может дополнить. Полезно и всегда очень приятно, когда участники задают вопросы, рассуждают о том, как мы можем применить отрывочек в нашей жизни. Сейчас, конечно, тоже волнуюсь перед встречей, но всегда есть уверенность, что общими усилиями, с помощью всех участников чтения получатся. У нас сформировалась очень дружная группа единомышленников, небольшая православная семья. Участники очень активные. Каждый вносит в чтения что-то ценное. Как отмечают участники: сам бы так никогда не прочитал. Раскрываются смыслы, которые сам читая, не замечаешь и это очень ценно. Конечно, не легко вести группу, но очень много получаешь и для себя, и через высказывания участников и через дружественную атмосферу. Хочется молиться и благодарить Бога за все. Все Им, все через Него. Слава Богу за все.
4. Моя подготовка к чтениям
У нас сформировалась очень дружная группа. Многие участники хорошо знакомы с Писанием. Многие читали и толкование. Есть и те, которые имеют богословское образование. Все это помогает разносторонне разобрать отрывок. Конечно, много времени занимает подготовка. Это очень интересно для себя. Узнаешь много нового. Хотя есть одно, но. Когда начитаешься толкований, то уже сложно воспринимать отрывок, как что-то новое, пропадает новизна. Поэтому пробую прежде, чем начать готовиться к чтениям прочитать вдумчиво отрывок и сделать свои записи. При подготовке беру разные толкования на портале Экзегет. Суммирую толкования, чтобы получился связный текст. Отбираю интересное, особенно обращаю внимание на связь Нового и Ветхого завета, цитаты из библии. Всегда хочется связать отрывочек с нашей жизнью. Использую притчи, рассказы из патериков. Это оживляет чтения. Слушаю лекции священников, также использую материалы радио вера, что помогает увидеть, как оно относится к нам, к нашей жизни. В процессе подготовки стараюсь обдумать и составляю вопросы.
5. Результат встречи зависит от каждого из участников
Результат встречи зависит от каждого из участников. Важно высказывание каждого. Только общими усилиями у нас получается хороший разбор отрывка. Все наши участники очень разные и все дополняют друг друга. Одно из правил чтений – это молитва. Через молитву Бог каждому открывает что-то важное. В этом огромный плюс чтения в группе. И важно, что участники делятся своими мыслями, своим опытом. Огромный плюс таких встреч в том, что у нас есть возможность вдуматься в Писание, посмотреть на Писание и глазами другого человека. На встречах участники часто говорят, что сам так никогда бы не прочитал. А часто обсуждаемые вопросы оставляют желание порассуждать в течение нескольких дней. У нас сформировалась, по-моему, хорошая привычка делиться в группе теми материалами, которые затронули.
6. Примеры разбора Евангельских отрывков
а. Встреча Захарии с Ангелом
Во время чтений участники задают интересные вопросы. Так, читая отрывок о послании ангела к Захарии, мы рассуждали почему Захария смутился, увидев Ангела. Размышляли каким образом он явился. Он внезапно сделался видимым, как это толкуется у Медиоланского. Вспомнили, как Ангелы пришли ногами к Аврааму. Предположили, что, когда ангел явился, у него был обычный вид. Задавались вопросом: понимал ли Захария, что он находится в храме, где ему сослужат Ангелы, тогда почему он изумился. Видимо Захария не ожидал сверхъестественных проявлений. Раньше он ничего такого не переживал и вдруг Ангел. Ведь была очерёдность в служении и Захария понимал, что он один и никого больше быть не может. Вспомнили, что в Ветхом завете не часто упоминаются Ангелы. Упомянули Иакова, который боролся с Ангелом, вспомнили, как Товита отец отправил за долгом и Ангел помогает ему. Второй вопрос, который мы разбирали при обсуждении этого отрывка – это почему Ангел наказал Захарию. Вспоминали Ветхий завет. Гедеона, который просил расстелить шерсть и даже дважды просил Бога подтверждения о своем избрании. Когда Езекии Илья сказал, что он выздоровеет, он просил знамение, чтобы тень вернулась назад. Упомянули, что ведь Захария был образованный, должен был знать пример Авраама и Сарры, у которых ребенок родился в старости. Поэтому наказание для Захарии было поучительно. Молчание еще и как знамение совершившегося чуда. Здесь возможно и для того, чтобы заранее не возглашалось о чуде. Мария была достойна узнать о чуде первой. Из этого отрывочка участники вынесли, что Богу нужно доверять несмотря не на что. Доверие должно быть сильнее всего и тогда случится чудо. Не надо отчаиваться: иди и делай — самый лучший вариант из возможных.
б. Благовещение
В другом отрывочке Евангелия от Луки, повествующем о Благовещении, мы рассуждали почему же Ангел не наказал Марию, когда она спрашивает: как это будет. Да, у Захарии были примеры рождения детей в старости, а здесь небывалое и Мария сразу принимает. Мы видим Пятидесятницу до Пятидесятницы. Вспоминали, есть ли в Ветхом завете такое. У Исаии: «Дева во чреве приимет». Для Бога нет ничего трудного. Здесь визуализация заповеди: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мария первая узрела Бога. Связь между Богородицей и Евой. От Евы скорбь, от Марии радость. Новый народ займет место ветхого. Участники отметили, что Дева не очень еще понимает, что это ребенок ее, но не для нее. Ее Сын проповедует, но ей говорят, что что-то не ладное с ее Сыном и она все бросает и идет к сыну, забывая, что Он и есть Мессия.
в. Пастухи – первые вестники о рождении Христа
В отрывке о приветствии пастухов и Ангелов участники отметили, что если у Матфея встреча с волхвами, то у Луки мы видим пастушков. Стража пастухов и сонм ангелов. Пастухи в силу своих обязанностей весь закон исполнить не могли. Ангел является простым людям. Они первые вестники о рождении Христа. Они пасли скот близ Иерусалима и пригоняли животных, чтобы возносить жертвы. Больше им не придется этого делать. Родился Тот, Кто принесет единственную жертву, Который Сам станет жертвой. Бог, Который сотворил все из ничего, умаляется до младенца. И предается в руки человека. Трогательно, что Он стал беспомощным, беззащитным и полностью доверился людям.
г. Сретение
И в следующем отрывке, как отметили участники происходит обрезание Господне. Первое пролитие крови, символизирующее жертву на кресте. На сороковой день жизни Христа происходит встреча с Симеоном. За что же его, язычника Бог так возблагодарил, задаются вопросом участники. Ключ к решению этого вопроса – и Дух Святой был на нем. Ходил пред Богом, и Господь благословил. Симеон – тот, кто вознагражден Богом. Пророчество по благодати, духовное зрение доступно не всем. Возможно, не легко далось Симеону ожидание длиной в более, чем 300 лет. Гимн «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка» поется на вечерне, как напоминание о вечере жизни. Прожить эту жизнь в мире.
д. Возрастание Иисуса
Читая повествование о возрастании Иисуса, участники задались вопросом почему Мария не поняла Иисуса в храме. Заметили, что Господь говорит о Своем Небесном Отце в то время, как Мария говорит о Его нареченном отце Иосифе. Евреи считали себя сынами Божьими. Каждый мог сказать, что он сын Божий. Отсюда и возможное непонимание. Трудно вместить Матери, что ее Сын Бог. Участники отметили, что уже в двенадцатилетнем возрасте проявляется Его божественная сущность. Также предположили, что возможно через вопросы уже тогда Иисус хотел удостовериться, что они верно толкуют закон, где-то экзаменовал их, а где-то возможно искал ответы. Участники предположили, что возможно не случайно Иисус потерялся, а для того, чтобы подчеркнуть, что это не простой ребенок растет. Задумались, с рождения ли знал Господь о своем Богочеловечестве. Возможно, прекрасно знал, но до поры, до времени не проявлял свою Божественную сущность. Нам трудно об этом рассуждать. К Богу приближает только премудрость с любовью. Мудрость и ученость доказывается жизнью. Родители потеряли Иисуса, как ребенка, нашли, как Бога. Участники увидели в трехдневной разлуке родителей с Иисусом прообраз нахождения Его три дня в чреве земли.
е. Родословие Иисуса Христа
Читая родословие, участники задались вопросом с какой целью приводит Лука родословие. У Луки родословие восходит до Адама и даже до Бога. Это помогает не сомневаться в бессеменном рождении Господа. Ведь Адам родился тоже без семени. Мы все братья и сестры. Иисус Христос — Господь всего человечества подчеркивает Лука. Участники отметили, что за каждым именем в родословной мы читаем историю. Из встречи участники вынесли, что это не просто перечисление имен, но связь Ветхого и Нового завета. Также возник вопрос почему у Матфея родословная в начале, а у Луки между крещением и искушениями. Разгадка в том, что еврейские писатели давали родословную в начале деятельности человека. Проходит 30 лет предуготовления к служению. У Моисея, было отмечено, тоже родословная дается перед его выходом на общественное служение. Во время встречи также было отмечено, что мы расходимся с Иудеями. Мы дождались Мессию, а евреи продолжают ждать. После встреч часто участники выкладывают в группу полезный материал, который все могут посмотреть. Так и после этой встречи была возможность посмотреть видео протоиерея Олега Стеняева, а также ток шоу с иудеем и его воззрениями.
7. По-разному мы приходим к вере
Радует то, что наши участники делятся и личным опытом. По-разному мы приходим к вере. У многих в то атеистическое время, которое приходилось на время детства и взросления первое семя веры посеяли бабушки. И чуть позже это семя начало прорастать. Бабушки четко донесли молитвы, наставления из Евангелия. У некоторых обращение к Богу началось с поиска смысла жизни. Появилось понимание, что чего-то не хватает. Начинали и с обществ пятидесятников и баптистов и порой и с этого зарождалась вера. Но Бог, видя сердца устраивал встречи со священниками и это помогало прийти в православную Церковь, начать глубже изучать Писание. Становясь крестными, люди понимали ответственность за дитя и это способствовало утверждению веры. Удивительно, что порой Бог может достучаться до сердца человека даже через чтение книг, не относящихся к религии. Через книгу Диагностика кармы человек понял, что есть связь между грехом и последствиями, пришло озарение, что есть Бог, все взаимосвязано. Бог управляет миром. И человек более глубоко стал изучать библию. В советское время невозможно было найти библию и люди искали хоть что-то. Даже брали в руки такое издание, как Забавная библия, где все передавалось в насмешливом виде. Но даже по этим изданиям брали хоть какие-то крупицы. Бабушки помогали понимать правильно, просвещали. Кто-то брал словарик Азы православия и узнавал оттуда хоть какие-то понятия. Во время отпевания приглашали воцерковленного человека, который читал Псалтирь и так хоть немного просвещались. Но даже в это сложное время даже атеисты были тайно верующие. Бог зовет нас к Себе. В неверующих семьях рождались дети, которые желали покреститься и потом приводили к вере и своим родителей и неверующих бабушек, которые устраивали скандалы, когда внуки шли в храм. Вера возрождалась после долгих лет атеизма. Появлялась возможность взять библию в протестантских общинах. Я тоже таким образом познакомилась с библией. Читала по порядку и естественно с Ветхого завета. Читала скорее, как беллетристику. Когда дошла до Нового завета, плакала, не могла понять, как можно было убить Христа. Перечитывала библию много раз, постепенно начинала понимать и духовный смысл. Когда пришла в храм, начала читать и толкования библии.
8. Как важно, что у нас есть возможность читать в группе
Как отмечают многие наши участники, нам очень не хватает таких групп по чтению. Мы мало слышим Слово Божье. В храмах часто этому не уделяется внимание. Нет кружков по чтению Евангелия. Люди испытывают жажду. И это очень важно, что благодаря трудам и руководству ректора колледжа Владимира Стрелова есть возможность участвовать в чтениях онлайн. Могут вместе собраться люди из разных концов России и других стран. Нас объединяет Бог, Его слово, желание узнавать Слово Божье, рассуждать. Спасибо Господу, что мы имеем такую возможность. Спасибо Господу за помощь в этом благом деле.