Валентина Кирилюк — выпускница Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27 мая 2025 года
Когда мы слышим слово «любовь», у каждого возникает своё представление. Для кого-то это чувство, для кого-то — выбор, а для кого-то даже слабость. Словом «любовь» обозначается множество различных явлений. Любят приятную вещь, друга, детей, животное, родителей, женщину. Но является ли любовь просто добродетелью? Что, если это критерий истинной духовной жизни? Любовь – это эмоция или практика жизни? Я намереваюсь проанализировать, как понятие любви воспринималось в Ветхом Завете. Что изменилось, добавилось в восприятии этого понятия в Новом завете. И, наконец, что нового привнес апостол Иоанн. Немного затрону тему любви в современном восприятии. Как соотносятся понятия вера и любовь.
Любовь в Ветхом Завете — начало откровения. Она выражается в послушании заповедям, в соблюдении закона, помощи бедным, в отношениях общины. Ветхий завет открывает нам Бога как Законодателя, Судью, Пастыря, но уже там мы слышим заповеди о любви, о милосердии Божием, о том, что Бог прощает грешников.
Тема любви в ВЗ имеет свои особенности:
1. С инициативой выступает Бог: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа»(Ос 2:19-20)
2. Любовь — это не просто эмоции, а нравственное отношение. Непоколебимая и стойкая любовь Бога, пожелание блага другому, вне зависимости от того, достоин ли он любви и отвечает ли на нее. Это более возвышенная форма любви, предполагающая милосердие, преданность, доброту, стойкость: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно», (2Цар 22:26). Любовь Бога неизменна, Он любил Свой народ терпеливо, не покидая грешников. Бог ждет ответа на любовь. «в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам». (Втор 6:20-25).
3. Любовь к Богу и ближнему тесно связаны. В призыве любить ближнего, «как самого себя» вершина ветхозаветной этики.
Второзаконие 6:5: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всеми силами» и эта любовь проявляется в исполнении закона Моисеева. Такую любовь к Богу мы видим у Авраама. Он не пожалел души своей и сына ради Бога.
Левит 19:18: «Люби ближнего твоего, как самого себя» Это была сердцевина общественной морали, но было и множество правил: кого считать ближним, с кем не общаться. Это понятие подразумевало лишь евреев: «Не имей злобы на сынов народа твоего». Но также сказано: «Не обижай наемника, бедного и нищего из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих» (Втор. 24, 14), т.е любить нужно всех, кто живет с тобой и поступает по Закону. В Священном Писании указывается на подлинную любовь, ответственность, фундамент, на который опирается всё остальное, выбор, верность, а в обыденном употреблении, как мы это видим в Песне Песней, слово «любовь» может пониматься лишь как привязанность.
Какое же отношение к врагам в Ветхом завете? Тексты, где предполагается гуманное отношение к врагу, в Ветхом Завете немногочисленны. «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося — приведи его к нему; «(Исх. 23, 4). Не следует ненавидеть врага, «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою»(Прит. 25, 21). Заботиться нужно не только о имуществе врага, но и о нем самом. В большинстве случаев в Библии упоминание о враге имеет негативную окраску. «Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих» (Пс. 7:7).
Перейдем к заповедям любви в Евангелии. Иисус превращает заповедь Моисеева закона в основополагающий нравственный принцип. Любовь не должна быть только взаимной; добро только ответным. Сам Иисус, проявляя к людям любовь и милосердие, не ожидает ответной любви. Его любви не были лишены мытари и блудницы, даже фарисеи и законники. Его любовь проявилась в сопереживании, исцелении немощных, заботе о несчастных и отверженных. Прощение Иисуса было безвозмездным, главное принять его в вере и покаянии. По учению Иисуса Бог благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35). И нам предписано относиться так же. Вспомним притчи о блудном сыне, об овцах и козлах, о работниках 11 часа.
Что нового вносит Новый завет в понятие любви к врагам? Победа над врагом в любви к врагу, такова воля Божия в Его законе. Для этого требуется работа над собой, а также наличие благоприятной среды, чтобы развивать в себе это качество. Важно 1) чувствовать и знать, что тебя Бог любит, простил – тогда и ты можешь любовь распространять дальше 2) важно быть в Духе Святом, важна помощь Божья 3) важно быть в общине, чтобы братья и сестры помогали найти правильное решение. Слова « люби́те врагов ваших» конкретизируются в трех призывах: благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Молитва — лучший ответ на злобу, ненависть, вражду. Иисус молился за распинавших Его, Архидиакон Стефан молился за побивающих его камнями.
Иоанн расширяет понимание любви, углубляет. Он утверждает: любовь — это не просто наша обязанность, это сущность Бога. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1-е Ин 4: 8).
«Любовь не свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек» ( Иустин Попович)
Христианская любовь – это любовь от Бога и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога.»(1 Ин4:7). Иоанн явил нам главные качества Бога: любовь и смирение, которыми Он победил врага через Свои страдания и смерть «явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1) И Своим ученикам Он на Тайной вечере оставил заповедь о любви друг к другу как «заповедь новую». В чем ее новизна? Это призыв любить друг друга не любовью, основанной на взаимности, а жертвенной любовью, не ожидающей ответной любви. Источником этой любви являются Сам Бог. Если я с Богом, во мне должна проявляться та же природа. Любовь к людям проявляется не на словах, но в делах, в помощи им, уступках, и: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). Принцип наших взаимоотношений с Богом — жизнь под благодатью. Самой большой жертвой благодати стал наш Господь Иисус на кресте. Мы не можем воздать Христу, точно так же и те, кому мы служим, не способны воздать нам. Но дело даже не в воздаянии, а в его ожидании. Здесь две ключевые идеи: 1) жертвуй, не ожидая ничего, и 2) жертвуй даже неблагодарным и злым. Служи даже тогда, когда тобой пренебрегают или даже ненавидят. Это трудно, но только такая любовь имеет божественное происхождение, являет собой настоящую жертву благодати. Для апостола Иоанна, важно, что в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4:18). Иоанн показывает: исполнение закона возможно только при наличии живой любви в сердце. У Иоанна нет границы между любовью и верой — они неразделимы. Апостол соединяет любовь с верой, делает её неотъемлемой частью христианской истины. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.(1Ин.4:16).
Иоанн делает акцент: Христос есть воплощённая Любовь. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…»(Ин. 3:16). И Слово стало плотью… полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Иисус, Учитель и Господь, смиренно склоняется к ногам учеников и моет их. Иисус спасает блудницу от смерти, не оправдывая грех, но давая шанс на новую жизнь. Любовь в милости, прощении, с призывом к перемене жизни. Иисус плачет у гроба друга и воскрешает его, показывая Своё сострадание. На браке в Кане заботится о нужде простой семьи, участвуя в помощи без просьбы и человеческих радостях. Объясняет Никодиму тайну нового рождения даже когда тот не понимает. Любовь в терпении, наставлении и открытии пути ко спасению. Иисус говорит с самарянкой, предлагает ей воду живую. Любовь в принятии отвергнутых, стремлении даровать спасение. Любовь в помощи безнадёжному в глазах людей -расслабленному у Овчей купели. Иисус заботится о нуждах людей, кормит их в пустыне. На кресте заботится о Своей Матери, поручая её Иоанну, отдает жизнь за спасение мира через самопожертвование. Восстановил Петра, предавшего Его. И ап. Иоанн как бы говорит нам: «Хочешь быть христианином? Покажи это делом, как Христос».
Любовь – отличительный признак ученичества. Любовь в общине — это коллективная атмосфера заботы, уважения и поддержки, пронизывающая всю жизнь христианской общины, основанная на принципах братства и единства в вере. Любовь к ближнему проявляется в доброте, милосердии, готовности помогать и прощать, даже если кто-то не заслуживает этой любви.
Любовь — это не чувство. Это действие. Реакция в трудный момент. Когда меня предают — люблю ли я? Когда мне хамят — отвечаю ли добром? Когда кто-то рядом страдает — остаюсь ли я безразличным? Любовь раскрывается в страдании, это плод рождённости от Бога. Если ты любишь, ты рождён от Бога. Если нет, ты Его не познал. Эта мысль для нас вызов. Потому что легко себя обмануть. Можно соблюдать обряды, говорить правильные слова, даже учить других. Но если во мне нет любви — это всё ничто. (1 Кор. 13): «Если я говорю языками ангельскими…но не имею любви — я медь звенящая» Любовь — это суть, а всё остальное лишь форма.
Апостол Иоанн даёт нам зеркало, чтобы посмотреться в него. Есть ли во мне любовь? Не к друзьям, а к врагам. Не в теории, а в поступке. От Бога ли я. Здесь не просто нравственный призыв, это уже духовная диагностика: если нет любви, вера не подлинна. Мы не можем оставаться в самообмане. А если ты любишь даже врагов, даже тех, кто унижает тебя, в тебе живёт Сам Бог. Но враг врагу, конечно, рознь. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. (2 Ин: 1: 7) Иисус Заповедью о любви убеждает к единению, чтобы не переходили к обольстителям, которые ходят по миру и отвергают пришествие Господа во плоти. Пусть тот, кто видит нас, скажет: “Я видел любовь — значит, я видел Бога”. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» (1 Ин. 4:12).
В своем докладе я бы выделила следующие тезисы:
1. Тема любви в ветхом Завете имеет свои особенности: 1) С инициативой выступает Бог; 2) Любовь — это не просто эмоции, а нравственное отношение к ближнему; 3) Любовь к Богу и ближнему тесно связаны.
2. Любовь Бога к человеку не зависит от поведения человека.
3. Любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. Христианин должен сам становиться источником любви и добра.
4. Христос есть воплощённая Любовь.
5. По Иоанну, любовь — это не просто наша обязанность, это сущность Бога.
6. Любишь ли ты? Если да — ты рождён от Бога. Если нет — ты Его не познал.
7. Иоанн поднимает планку — он соединяет любовь с верой, делает её неотъемлемой частью христианской истины.