Владимир Лялькин, студент 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
Не раз на первом курсе говорилось о практичности богословия в Библии. На курсе “Язык Библии” Илья Яковлевич Гриц повторял, что Библия – книга практическая, книга действия. Отец Алексей Раздоров в курсе по Павловым посланиям в свою очередь говорил, что у апостола богословие не догматическое, но ситуативное. В данном докладе я бы хотел иллюстрировать эти мысли на примере христологических гимнов у апостола Павла.
Гимн – короткая форма воспевания, восхваления в возвышенном или поэтическом стиле. Соответственно христологический гимн – это гимн, воспевающий Христа.
В христологических гимнах апостола Павла с точки зрения конструкции прослеживается влияние иудейской ветхозаветной традиции (подобно псалмам, в этих гимнах мы встречаем использование параллелизмов, акцент не на метре, но на конструкции), с другой стороны, подобно античной традиции, Павел использует гимны для описания устройства мира, для передачи определенной системы ценностей, как это было на древнеримских и древнегреческих фестивалях, ритуалах, публичных выступлениях (можно вспомнить “Гомеровские гимны”, воспевающие разных божеств). Подробно я хотел бы остановиться на двух христологических гимнах: в послании к Филиппийцам и в послании к Колоссянам. На слайдах я привожу перевод Кулакова, т.к. на наших занятиях по Павловым посланиям в этом году мы увидели архаичность и некорректность во многих местах Синодального перевода в Павловых посланиях.
Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. И по виду Своему признанный всеми за человека, Он в смирении Своем и послушании смерть принял, смерть на кресте. Потому Бог и вознес Его высоко, и даровал Ему имя всех иных имен превыше, дабы все на небесах, на земле и под землей колени свои преклонили пред именем Иисуса, и во славу Бога Отца всякий язык провозгласил Господом Иисуса Христа
(Флп. 2:6-11, перевод под ред. М.П. Кулакова)
Этот гимн можно разделить на две части:
Первая часть предваряется увещеванием Павла в стихе 2:5 “И на всё это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса“, после чего говорится о воплощении Христа, кенозисе, принятии Им крестной смерти. Павел этим отрывком призывает христиан к подражанию Иисусу, приводит Его как образец смирения. Как Он ради спасения людей был в смирении и послушании Отцу даже до крестной смерти, так и христиан Павел призывает строить между собой отношения по этому образу. Как пишет Иоанн Златоуст: “великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу”. Вторая часть, где говорится о Его прославлении, уже имеет другие цели, она скорее пытается раскрыть новое христианское видение мира. Образ раба и позорная крестная смерть в строках 6-8 становятся причиной возвышения в строках 9-11, что было совершенно чуждо для взглядов жителей древнего мира. Параллельно с этим в возвышении имени Иисуса превыше всех иных имен можно увидеть вызов положению цезаря в существующей системе, раскрывая истинное положение Христа выше светских правителей. Но все же использование гимна в развенчании греко-римского представления о власти будет наглядней в следующем отрывке, в послании Колоссянам.
Он — совершенный образ Бога невидимого. Первенец, Он превыше всякого творения, ибо в Нем все сотворено, что ни есть в небесах и на земле: все видимое и невидимое, будь то престолы, господства, правления или власти, – все через Него и для Него сотворено во всей Вселенной. Он – прежде всего, и все лишь с Ним в единении существует. Он Церкви, Тела Своего, Глава, Он — начало начал, Первенец Он и среди тех, кто из мертвых восстал, чтобы быть Ему первым во всем. Пожелал Отец, чтобы вся Божия полнота во Христе пребывала, дабы через Него все примирить с Собою, мир утвердив кровью Его на кресте, – все что ни есть на земле и на Небе [через Него] примирить.
(Кол. 1:15-20, перевод под ред. М.П. Кулакова)
Можно рассматривать этот гимн, как направленный на спор с языческим мировоззрением. Некоторые части гимна отсылают к распространенным в греко-римской культуре взглядам о влаcти, но в гимне свойства светских правителей приписываются Иисусу (к примеру, как видно из 3 слайда, подобие Богу, которое Плутарх приписывал царю, или миротворческая функция государя, о которой писал Плиний):
Он — совершенный образ Бога невидимого | Чтить царя и падать ниц перед ним, как перед подобием бога, хранителя всего. Плутарх, Фемистокл |
и чтобы посредством Его примирить с Собою все | Поистине почетным долгом государя и даже консула является примирять враждующие между собой государства и усмрять возгордившиеся народы. Плиний, Панегирик императору Траяну |
Помимо конфронтации с идеями о власти древнего мира, в гимне есть и “позитивное” учение: свойства, присущие исключительно Христу. С одной стороны гимн исправляет уже существующие взгляды слушающего о языческом устройстве мира, роли цезаря в нем, с другой стороны гимн дополняет мировоззрение новым христианским учением, не имеющем параллелей в античной культуре (участие Христа в творении, Его крестная смерть и Воскресение).
Помимо диалога с древнеримской культурой, рассматривая гимн в контексте всего послания, Павел приводит его для борьбы с лжеучением, распространившемся у колоссян, в котором умалялась роль Христа и уделялось особое внимание ангельским силам. Возвеличивание Иисуса в данном гимне, раскрытие Его роли в творении, утверждение Его первенства направлено на самую сутью “колосской ереси”.
Выводы
1) Использование апостолом Павлом гимнов для наставления христиан, решения насущных им проблем может послужить нам сегодня примером того, как мы можем относиться к современному церковному песнопению: не просто как к молитве, но и как к тексту, способному показать пример поведения, раскрыть христианскую систему ценностей.
2) Также, как мне кажется, мы можем вынести урок из формы и содержания гимнов у Павла. В том, как эти гимны с одной стороны по смыслу укоренены в библейской традиции, а с другой используют жанр и стиль современной культуры, можно брать пример в диалогах о различиях в христианском и светском мировоззрениях, как с христианами, так и с людьми вне Церкви.
3) Хотелось бы отметить, что несмотря на ситуативность использования гимнов Павлом в посланиях для борьбы с лжеучениями, его учитывание мировоззрения своих современников, христологические гимны продолжают быть актуальными и для нас. Этический пример отношения Христа к людям, пример Его отношения к Богу, продолжают быть ярким образцом поведения для любого христианина, читающего послания Павла сегодня.
И закончить хотелось бы двумя призывами апостола:
Кол 3:16 Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Еф. 5:19 Наставляйте друг друга словами псалмов, гимнов и песнопений духовных и воспевайте в своих сердцах Господа, Его прославляйте.