Здравствуйте, дорогие друзья!
Продолжаем публиковать постом по две главы из Евангелия от Марка. Так за весь пост прочтем все Четвероевангелие. Не ждите научных комментариев — я (В.С.) делюсь вопросами к самому себе, которые возникают при личном чтении. Я благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем.
5:1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И [жители] вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Мир лежит не только во грехе, но и в болезни, в болях. Иисус не проходит мимо, но, похоже, специально плывет, чтобы встретить одержимого и исцелить его.
Вероятно, у нас нет чудодейственных сил. Но есть ли сострадание к тем, кому плохо? Готовы ли мы им хоть как-то послужить?
А сам я — цельный или раздробленный? Могу ли я свидетельствовать о том, что и я исцелен?
И еще вопрос. Цена исцеления может быть порой высока — потребовать больших расходов. Буду ли я думать о неразумии трат сил, денег, ресурсов, или буду надеяться, что человеку может быть дарована жизнь, и это самое главное?
21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
Девочке — всего двенадцать лет, возраст совершеннолетия в иудейской традиции. Ей только открывается жизнь! Страдания никогда не бывают справедливы в этом мире. И Иисус о них никогда не рассуждает теоретически.
24 [Иисус] пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, —
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Христос подчеркивает важность веры. Не знаний. Женщина дерзает — и получает исцеление. И так бывает и в жизни. Боишься, но берешься за что-то. А когда получится милостью Божией, не хватает слов, чтобы благодарить.
35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. [Видевшие] пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
Трогательно, что Господь заботится не только о высоком — воскресении, но и просто о земном — «Покормите ее!» Ему есть дело до всего в нашей жизни.
6:1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.
5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их].
6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
Я начинал это чтение Четвероевангелия с вопросов к себе. Но все больше мне важно, а как там Он. Как трудно Ему было встречаться с неверием, с враждебностью, — и все равно продолжать.
7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12 Они пошли и проповедывали покаяние;
13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
Проповедь Иисуса расширяется, в нее должны включиться и те, кого Он призвал. Служение это бескорыстно, в доверии к Богу и людям. Бывает, берешься за дело, а потом силы иссякают. Есть маленькая подсказка: делать что-то нужно не в одиночку, а искать друга-единомышленника.
И вот три составляющих настоящей апостольской миссии: проповедь покаяния (изменения жизни), исцеление духовное и телесное. Ничего лишнего, ничего, что отрывало бы от главной цели.
14 Царь Ирод, услышав [об Иисусе], — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
Пример Иоанна Крестителя — знак нарастающей вражды к проповеди Царства, и напоминание об опасности компромиссов. Хотя компромиссы в жизни неизбежны, есть грань, которую переступать нельзя. Но это для себя. А как быть в отношениях с другими? Я видел, как обличали=критиковали, и в результате отношения просто рвались. Но если не говорить, неправда пускает корни, и через какое-то время сам человек воспринимает ее как норму, и кажется, что раньше надо было бить тревогу… Как действовать? Здесь не может быть схем. Нужно молиться.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.
31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32 И отправились в пустынное место в лодке одни.
33 Народ увидел, [как] они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место [здесь] пустынное, а времени уже много, —
36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все, и насытились.
43 И набрали кусков хлеба и [остатков] от рыб двенадцать полных коробов.
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
Очередное доказательство того, что у Господа всего вдоволь, а когда начинаешь гнаться за материальным, — постоянное ощущение нехватки.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали [к] [берегу].
54 Когда вышли они из лодки, тотчас [жители], узнав Его,
55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
Мне тут важно не столько чудо (наверняка, вы не раз слышали проповеди об этом), сколько то, с какой энергией Христос трудится. Он даже учеников отсылает, чтобы они отдохнули, пока он отпустит народ. А потом идет пешком в бурю. Он ведь тоже человек, и при этом сколько всего успевает!
Один из богословов начала ХХ века писал о том, что Иисусу для проповеди было отпущено всего три года. Но какие насыщенные были эти три года, как много Он успел сделать!
Господи, помоги нам с мудростью использовать отведенное нам время. Аминь/
35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
Что почувствовал Иаир, когда узнал о смерти дочери… Как важно, (и у меня тоже такое было) чтобы в тот момент, когда кажется, что рушится мир — рядом был человек, способный сказать: «Не бойся. Только веруй»… А может быть и я могу стать для кого-то таким человеком?
И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
Рядом с Ним утихает страх. И снова для меня звучит ободряющее: «Не бойтесь»
Наташ, наша крестная отдает книги митр. Антония о переживании смерти, расставания. Если нужно, это может быть дополнением к твоим словам, а может, и источником, из которого можно черпать.
Спасибо, Володя! Нужно. В хосписе приходится общаться с людьми, для которых это актуально.
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
Я — человек грешный как и этот бесноватый. Кто накладывает на меня оковы и цепи, чтобы я могла жить и трудиться в нашем обществе? И почему я их разрываю и бьюсь об одни и те же камни (проблемы)? Что мне мешает бегом бежать в сторону Христа и Евангелия?
У меня возникло несколько вопросов в связи с прочитанным:
В 3,4,5 стихах говориться о бесноватым, что ему пришлось жить в отдалении от людей, разве бесу не лучше бы ,чтобы он был на людях в гуще ,и страху бы наводил больше?
А люди не знают как с ним справиться хотят избавиться от него, понимая это человек мог как то сам бороться с бесом или хватало сил только уйти по дальше от людей.
Подбегая ко Христу это инициатива беса или человека осознающего присутствие Бога?
В 10 ст. Почему бесы просят не высылать их вон из страны той, неужели им не все равно в какой местности находиться, или здесь более глубокий смысл. Мне кажется как будто здесь сам человек просит ,привыкший к своему месту, пути, ничего не менять, хотя он в этом очень нуждается.
Интересно , есть ли взаимосвязь между тем , что девочке было 12 лет и женщина которая страдала кровотечением также 12 лет? Или всё-таки эти числа имеют больше символическое значение?
Александр, давай не будем представлять себе бесов эдакими чертиками с хвостиками и нелепыми гримасами. Здесь описывается вполне реальная динамика одержимости любой страстью. Посмотрите на алкоголика. Сначала у него много друзей, и проблем как будто нет, одно веселье. Потом он начинает вести себя буйно, и все хватаются за голову, пытаются как-то обуздать его. Ну а одиночество — конечный итог порабощения любой страстью.
Кто был инициатором — скорее всего, сам человек, желающий освобождения. Но он колеблется, как всякий одержимый.
Почему в этой стране хотели остаться бесы — не знаю 🙂 И по числам — да, склонен думать, что это указание на число полноты.
Спасибо за комментарий, я наверно не совсем корректно описал свой вопрос. Хочу немного уточнить , человек одержимый бесом находясь в обществе чаще всего бывает отвергаем, его не принимают таким какой он есть, дескать поделом ему, сам выбрал такую судьбу, и тогда ему приходится уйти по дальше, либо найти себе подобных. Что он испытывает когда его по сути прогоняют ?Либо он сам самоустроняется, понимая ,что никому не нужен? Как нам принимать таких людей? И вопрос про то, что человек одержимый сам ищет встречи с Богом для меня остаётся открытым, так как в таком состоянии его все устраивает, несмотря на страдания. Наверно его нужно подготовить к этой встрече , подвести к ней, а дальше будет действовать Господь.
Александр,
не знаю, можно ли подготовить человека к встрече без его на то желания. Но пытаться стоит.
Спасибо. Молитва за страждущего может стать такой подготовкой, и придать сил для для того ,чтобы самому не отчаиваться , если времени на это может потребоваться много.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
Насмешка над Иисусом, после Его слов, что девочка не умерла, показывает, что люди эти не переживали, не сопереживали горю родителей, ведь даже неверие Его словам при искреннем сопереживании вызвало бы лишь недоумение, вопрос, но не смех. И всех этих людей Господь прогоняет, остаются лишь те, кто верит Ему: родители и ученики.
Мк 5:1-13 / Удивительно: один человек может понести в себе столько скверны, сколько две тысячи свиней не выдержали и, можно сказать, покончили с собой.
Мк 5:31 / Прикоснулся и теснит – сопоставление заставило задуматься. Прикоснуться к Богу или теснить Его? Для меня это о молитве. Можно теснить Его своими многочисленными просьбами. А можно в собственном бессилии прикоснуться к Нему и быть с Ним, потому что иначе не можешь, потому что Он – источник твоей жизненной силы.
Про гибель Иоанна Крестителя. Один брат высказывал мнение, что обличение Ирода в том, что тот женился на жене брата, не было таким уж богоугодным, а было личной инициативой Иоанна. Иисус не спас его от казни, хотя знал о том, что Иоанн в темнице. Мне это мнение кажется как минимум имеющим право на существование.
Лена, приветствую!
«Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего». (Лев.18:16)
Просмотренные мною иудейские комментарии (ортодоксальный, консервативный и реформистский) в один голос говорят, что речь идет о сексуальных отношениях.
Так что Иоанн Креститель действовал в строгом соответствии с Торой. К тому же, Иоанн был пророк, и должен был возвещать волю Божию. Мне кажется, в чем-то его случай похож на случай Стефана — он тоже мог бы промолчать.