7:1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Жить по слову Божию непросто, все время хочется заменить заповеди Божии чем-то своим — попроще, полегче. И как непросто порой понять, где главное, а где второстепенное…
Благодарю, Отче, за моих родителей, приношу Тебе их сейчас. Надо бы позвонить!
14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
Внешняя религиозность имеет малую цену. По-настоящему благочестивые люди часто внешне никак не выделяются. Здесь речь о пище, замечательно, как раз для времени поста! Осквернит ли вас мясная подливка в столовой общепита, если других блюд просто нет? Нет, не осквернит. Важнее — что у нас в сердце. Вот только разве от нас зависит — его изменить? Принуждая себя, можно изменить поступки, но не внутреннее содержание. Только доверив свою жизнь Богу, включая слабости и грехи, можно найти покой — только Он может нас очистить.
24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
Готов ли я ТАК открывать Господу свое сердце, ТАК просить о своей нужде? Если нет, почему?
31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, [Иисус] опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 [Иисус], отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.
Это реакция простого народа. Действительно, как хорошо, что Бог посетил народ Свой!
8:1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто [взять] здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.
Говорят, если благословлять Бога, как предписывает древнее предание, получится не менее 50 раз в день. Благословение — действительно очень важная составляющая духовной жизни (у нас был специальный семинар об этом). Могу ли я благословить Бога прямо сейчас, и постараться это удержать в течение дня?
10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас.
17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
О чем это? Закваска формального соблюдения Закона — положим, о фарисеях. А что такое Иродова закваска? Склонность к конформизму? Похоже, золотая середина лежит вообще не в «заквасках» -учениях, а в живой преданности Самому Иисусу.
22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
А ты за кого Меня почитаешь? Кто Я для тебя (не по учебнику, а в молитве, отношении?)
Учитель, Господь? Дерзнешь ли назвать Меня другом? Братом? Может быть, Судия, Второе лицо Пресвятой Троицы, Вседержитель? Человек, подобный другим, кроме греха? Ходатай перед Отцом? Путь, Истина, Жизнь? Или пока — просто Некто?
Кстати, в Кесарии Филипповой очень трудно на фоне гигантского святилища Пана увидеть в плотнике из Назарета Мессию…
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Благодарю Тебя, Господи, за то, на что Ты пошел ради нас. Прости за ропот в прошлом. Верю и знаю, что с Тобой нести свой крест возможно.
Какое расстояние разделяет споры о религиозных обычаях (в начале сегодняшнего чтения) — и самопожертвование (в конце)! Как часто жизнь проходит по поверхности, и слишком много внимания уделяется внешним вещам. Как было бы хорошо научиться всегда видеть главное в жизни, в отношениях!
И напоследок, ответы на некоторые вопросы
Виктория: Поясните, пожалуйста, почему начали изучение с Евангелия от Марка, а не по порядку, от Матфея?
Спасибо за вопрос. Евангелие от Марка, скорее всего, было написано самым первым, а Матфей и Лука — это уже как бы уточнение первоначального текста. В Евангелии от Марка слышится живое, «непричесанное» свидетельство самого апостола Петра (считается, Марк писал с его слов). Оно наполнено действием, легко читается, требует меньше всего пояснений. С него лучше всего начинать, чтобы не испугаться множества ветхозаветных цитат, своеобразных особенностей иудейской культуры. Впрочем, вот вам пример того, как можно эти же главы разбирать подробнее, из которого можно убедиться, что это Евангелие не настолько просто, как кажется.
Александр: К эпизоду с бесноватым. Разве бесу не лучше было бы жить среди людей и наводить страх?
Спасибо за вопрос. Давайте не будем представлять себе бесов эдакими чертиками с хвостиками и нелепыми гримасами. Здесь описывается вполне реальная динамика одержимости любой страстью. Посмотрите на алкоголика. Сначала у него много друзей, и проблем как будто нет, одно веселье. Потом он начинает вести себя буйно, и все хватаются за голову, пытаются как-то обуздать его. Ну а одиночество — конечный итог порабощения любой страстью.
Андрей: Не совсем ясно, почему слова о хуле на Духа Святого — это предупреждение об опасности поспешных суждений и о том, как важно быть чутким к Духу.
Спасибо за вопрос. Хула на Духа фарисеев заключалась в том, что они называли Дух Божий, действующий во Христе, — бесовским, веельзевуловым. Дух действовал и на фарисеев, обличая их, призывая их воздать славу Богу и благословить Иисуса как Мессию, — но они оказались глухи к Его голосу.
Увы, сегодня многие легкомысленно любят обвинять других то в прелести, то в ереси. Так, один публичный человек, выступая, обвинял Порфирия Кавсокаливита в прелести. Типичная хула на Духа Святого. А когда последнего прославили, даже не подумал извиняться!..
Кажется, трудно представить, что человек может так поступать сознательно, скорее всего, он искренне заблуждается. Но ведь и фарисеев так можно оправдать: искренне заблуждались. Отсюда предупреждения: не судите прежде времени (1 Кор. 4:5), вообще, не судите (Мф. 7:1).
Наверно, то, что нам больше всего подвластно в нас самих — это наше поведение (действия, слова). Именно его я могу постараться исправлять в первую очередь.
Остальное приносить Господу и умолять Его, как сирофиникиянка — со всей силой и неотступностью, чтобы Он изменил мое сердце. Кажется, так умолять можно только действительно дойдя до предела: с одной стороны понимая, что ты должен измениться, иначе дальше и жить-то не сможешь, а с другой — зная, что без Его помощи измениться невозможно и кроме Него надеяться не на кого…
Стихи 24-37 главы 7: сила — у Бога, и она огромна. Она у него, а не во мне, а я чего-то «пыжусь», как будто что-то могу и должна к тому же. Легкость была после этого. И грустно и радостно. Господи сил, с нами буди. Не уверена, что правильно понимаю эти слова, что-то другое может значить «Господь сил», но вспомнились они. Будь с нами, Господь сильный, особенно близко эти дни.
Как же стать новым человеком, изменить свое сердце?
Мне кажется, что изменить свое сердце самому невозможно, иначе жертва Христа была бы напрасна. Христос однажды принес Себя в жертву и каждое воскресение мы вкушаем Его Плоть, тем самым нам даруется реальная возможность изменить себя и свое сердце. Но так как это Таинство, а не магический ритуал, то из этого следует наше насколько возможно полное участие в этом ( участие и Причастие однокоренные слова). — это наши собственные усилия по изменению себя. А если это изменение ( оно же — покаяние) будет искренним нашим желанием с максимальным приложением сил, то очень скоро поймём на практике, что одного своего недостаточно.
Меня немного удивляют стихи о том как Христос исцеляет глухого и слепого. Особенно то что он для этого использует, помимо возложения рук ,это как раз ещё можно понять, свою слюну (плюновением). Этот отрывок я читал вслух в присутствии детей, и вот они услышав эти эпизоды ,с большим недоумением и удивлением, стали мне задавать вопросы: -Почему Христос именно так исцеляет. Я спросил , — а как он по вашему должен был это сделать? И дочь мне говорит , что просто словом ,прикосновением руки или на крайний случай поцеловать , — он же все таки Бог. В ответ я только улыбнулся, но призадумался.
Возможно, эти вещи нужны самим болящим, которым не хватает веры. Вера в слово — это высоко, а вот в материальное посредничество — попроще.
Смирение,везде смирение. Как бы я отреагировал,если бы»некто»,сравнил меня с псом,и плюнул в лицо?
Да, я тоже думаю про смирение, про «как бы я реагировала, если бы меня и моего ребенка сравнили бы со псами». Верно ли, что сейчас это разделение на «детей» и «псов» кончилось?
Отрывок действительно вызывает недоумение. Вот что хотелось бы заметить.
В нашей культуре «псы» носят негативный характер. В еврейской не так.
Во-первых, в греческом употреблено уменьшительное «щенки, песики».
Во-вторых, собака — это друг человека, но она нечистая, т.е. не подходит для жертвоприношения, участия в богослужении. Именно это последнее качество и было важным, когда язычников обозначали как «собак». Они живут без освящения, как животные, — хотели сказать современники Иисуса.
Хочется думать, что Иисус таким образом обозначил проблему ее языческой веры, а не личности. Такое богопочитание, какое было у хананеев и сирофиникийцев, видимо, действительно Богу неприятно.
Наконец, я бы не стал добавлять в библейский текст то, чего там нет (плевок).
Есть ли сегодня такое разделение? Увы, есть, и даже среди христиан по отношению друг ко другу…
Доброе утро.
Почему Христос пытается скрыть ото всех чудесные исцеления?
Анна, объяснений несколько:
1. Ему не была нужна слава чудотворца, она Ему только мешала (толпы преследовали),
2. Чтобы избежать неверного понимания Его миссии (спасение от греха — это больше, чем просто исцеления, или политическое мессианство),
3. чтобы показать пример скромности,
4. чаще всего Он запрещает бесам, т.к. не нуждается в свидетельстве от них,
5. В Евангелии от Марка и зависящих от него Мф. и Лк. этот мотив преувеличен, чтобы создать определенный эффект: наблюдатели не знают, кто Иисус, а мы знаем, — и как это разрешится? В Евангелии от Иоанна Иисус постоянно говорит о Себе.