Сегодня на малой группе читали завтрашнее Евангелие про Фому, и, поскольку часть народа болеет, я сделал конспект. Может, кому пригодится

Мы читали Евангелие от Иоанна, 20 главу, которую будут читать в воскресение. После чтения мы немного помолчали, и потом поделились, что для нас тут важного, и пошли по вопросам. Выжимку из комментариев на 22-23 стихи мы посмотрели после того, как поделились своим видением.

 

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам![1]

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои[2]. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся[3].

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие[4].

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его[5].

 

Вопросы были предложены следующие.

 

  • Зачем автор подчеркивает, что двери были заперты?
  • Почему Иисус начинает свой диалог с апостолами словами «Мир вам!»? Зачем показывает руки, и ноги, и ребра Свои?
  • Дух Святой подается здесь и на Пятидесятницу. В чем же различие? О каком прощении грехов и кем идет речь?
  • Фома – это пример сомнений, или веры? Что поддерживает нашу веру? А что заставляет сомневаться?
  • Какие  из истин этого отрывка у вас наиболее откликаются?

 

 

Это уже лучше прочесть после самостоятельных размышлений.

 

  • Древнее толкование, на которое ссылается Златоуст и повторяет Феофилакт, говорит о том, что Он делает их способными к принятию Духа, и побуждает желать Его и молиться о Нем.
  • Папа Григорий Двоеслов, создатель трактата о пастырстве, считает, что в этот момент Дух подается для исполнения заповеди любви к ближнему, потом – для любви к Богу. Эта власть относится к апостолам и епископам, но разрешать нужно истинно сокрушающихся.
  • Златоуст. Сейчас — обновление жизни падшего Адама, а потом – дарование сверхъестественных даров. Это относится к священству (видна уже разница с Западом в том, что все священники, а не епископы, которые делегируют свои полномочия), и эта власть высока и ни с чем не сравнима, и потому должно оказывать им почтение.
  • Кирилл Александрийский говорит, что это относится к духоносцам.
  • Иакова 5:16 связывает прощение с исповеданием проступка и молитвой праведных братьев.

[1] Запертые двери – это свидетельство того, что Господь теперь может присутствовать где захочет, для Него нет барьеров, вот хоть бы и с нами. И тут как бы противопоставление: ученики в обороне, они боятся, это по-человечески, – и по контрасту с этим Его Присутствие несет освобождение, мир.

[2] Христос показывает им свои руки и ноги и ребра – во свидетельство, что это реальность. И одновременно это свидетельство того, как он спасает людей – эти раны свидетельство Его искупительной жертвы.

[3] Предположение одной из участниц заключалось в том, что Господь в этот момент дает Духа для личного назидания учеников, а потом – для укрепления их в миссии. Прощение грехов связано с продолжением того, что делал Сам Господь: прощал грехи и исцелял человека. Теперь это делает Церковь, Его ученики. Но есть вопросы. Если речь идет о прощении грехов на исповеди, то как священник может не разрешить грехи? Это выглядит как окончательный судебный приговор! Одна из участниц сказала, что всегда воспринимала как относящееся не к исповеди, а как власть прощать тех, кто нас обидел. Если мы прощаем обидчиков, и Господь их прощает.

Далее мы обсуждали сводку толкований Отцов.

Так, в первом толковании откликается, что нужно готовиться к тому, чтобы принять Духа, не ждать этого пассивно.

Папа Григорий Двоеслов разрешает сомнения относительно того, на ком можно оставить. Если человек действительно не раскаивается, как же священник может свидетельствовать о примирении с Богом? Толкование Златоуста оказалось близким тому, о чем говорили мы (про личное устроение и миссию), а толкование Кирилла про то, что это относится к духоносцам, поставило вопрос, так ли, что это может относиться к мирянину, исполненному Духа, и не относиться к священнику, потерявшему благодать? Наконец, вспомнив ап. Иакова, призывающего признаваться в проступках друг другу и молиться друг за дркга, мы вспомнили о практике и первых христиан, и гонений 20 века, и пришли к выводу, что эта власть дается не мирянам и не священникам, а церковному собранию, общине.

 

[4] Здесь нет осуждения Фомы, скорее, это ободрение последующих поколений. Вообще, Фома похож на Иова, который страстно ищет встречи с Богом, а потом раскаивается в своей дерзости – но это пример веры, а не сомнений. Очень важно приносить эти сомнения Богу, не сидеть в них.

Мы говорили о том, что помогает верить. Это 1) пример других верующих, общение с ними, когда сам от них зажигаешься 2) это опыт ответа на молитвы – когда складываются обстоятельства, изменяется сердце 3) это когда видишь изменения в других людях, и в себе. Соответственно,охлаждаешься, когда подпадаешь под влияние неверующих, смотришь, что они живут без Бога и ничего, и иногда живут лучше, правильнее, чем мы, — и сам теряешь ревность. Охлаждаешься, когда чувствуешь себя неудачником, ощущаешь собственную неисправность. Но выход, быть может, вообще не анализировать себя, верю или не верю, хорошо ли живу или нет (так можно запутаться), а делать, идти к Господу. Мы обсуждали не только теорию, но и конкретные примеры, и каждому было что добавить.

[5] Мы благодарили в конце за все дарованное нам, за эту жизнь. Отрывок подчеркивает важность малого собрания для Господа – это то место, где можно почувствовать Его Присутствие, укрепиться в вере. Иногда кажется, что для Бога нужно делать что-то особенное, иметь служение, а просто так собираться как-то и стыдно – а здесь показана ценность простого общения, простой трапезы. И вместе с тем, образ Фомы – это образ того, что личные взаимоотношения, поиск также важны, и мы вспоминали всех, кто в этом поиске сейчас.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий