Запись блога пользователя «Редактор Блога»

для всего мира

Евангельские заповеди

Дмитрий Галактионов, 2 курс 

1. Введение

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин. 14:15).

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. (Ин. 14:21).

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Ин. 15:14).

Эти отрывки призывают к размышлению о новозаветных заповедях.
Но заповеди не собраны компактно в нескольких местах, как в Пятикнижии.
Они, можно сказать, разбросаны по тексту всех четырёх евангелий. Некоторые из них предваряются притчами либо поучениями.

В данной работе приведены результаты анализа текста синоптических евангелий и евангелия от Иоанна. Сознательно вне осмысления оставлена нагорная проповедь. Хотя в ней также содержится ряд заповедей, она требует отдельного и самостоятельного анализа.

 

2. Понятие заповеди

Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение
к ослабевшему вследствии греховной жизни у человека внутреннему ориентиру – совести. (Православная энциклопедия «Азбука веры»).

 

3. Критерии новозаветных заповедей

Как можно отделить заповеди Христа от остальных его речений?

- Адресат. Христос говорит это ученикам. А в широком смысле всей Церкви.

По этому критерию вне анализа остались слова в адрес начальника  синагоги: не бойся, только веруй (Мк. 5:36) и ряд других. Они адресованы одному человеку.

Также были «отсеяны» высказывания в адрес фарисеев, саддукеев
и прочие обличительные высказывания (заблуждаетесь, не зная Писаний,
ни силы Божией (Мф. 22:29).

- Вневременность. Может применяться не один раз. Актуальны
до сегодняшнего дня.

Например, высказывание прокажённому: «покажись священнику
и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им»
(Мк. 1:44)
к нам напрямую сейчас не относятся.

 

4. Классификация новозаветных заповедей

Может быть несколько классификаций. Можно разделить
их на заповеди об отношении к Богу и к человеку. Можно взять за основу десять заповедей и «привязать» новозаветные заповеди к ним.

В данной работе заповеди разделены на этические, аскетические, мистические, литургические. Данная классификация является условной. Некоторые заповеди относятся одновременно к нескольким категориям.
Она приводится только для облегчения понимания и скорее, как дань античному типу мышления.

 

а) этические

О миссии, о социальном служении

Вы дайте им есть. (Мк. 6:37).

О любви

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
(Ин. 15:12).

Об исполнении воли Божией

Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра,
и матерь. (Мк. 3:35).

О крестном пути

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой,
и следуй за Мною. (Мк. 8:34).

О нерасторжимости брака

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10:9).

Запрет преграждать духовный путь ближнего

Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте
им, ибо таковых есть Царствие Божие. (Мк. 10:14).

Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили
его во глубине морской. (Мф. 18:6).

О старшинстве

Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. (Мк. 10:43-44).

Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя,
тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мф. 23:11-12).

Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк. 14:11).

Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Ин. 13:14).

О прощении

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого,
дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. (Мк. 11:25).

Об исповедании

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю
и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Мф. 10:32-33).

О потере души

Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. (Мф. 10:39).

О чтении Писания

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную;
а они свидетельствуют о Мне. (Ин. 5:39).

О суде

Не судите по наружности, но судите судом праведным. (Ин. 7:24).

О прощении

Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
(Мф. 18:21-22).

О празднословии

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. (Мф. 12:36-38).

 

б) аскетические

О хранении сердца

Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. (Мк. 8:15).

О любостяжании

Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. (Лк. 12:15).

О мире

Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. (Мк. 9:50).

О трезвении

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. (Мк. 13:5).

Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
(Мф. 16:6).

О страхе

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. (Лк. 12:4-5).

О бодрствовании

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. (Мф. 24:42).

О мудрости

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Мф. 10:16).

О приоритетах в жизни

Наипаче ищите Царствия Божия. (Лк. 12:31).

Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. (Лк. 12:34).

О молитве

Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. (Мк. 11:24).

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф. 18:19-20).

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Лк. 11:9-11).

 

в) мистические

Запрет хулы на Духа

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи
и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому
не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
(Мк. 3:28-29).

О покое душам

Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; 30 ибо иго Моё благо, и бремя
Моё легко. (Мф. 11:28-30).

О жизни со Христом

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Мф. 12:30).

Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Ин. 8:12).

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин. 8:31-32).

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
(Ин. 15:4).

 

г) литургические

Об евхаристии

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
(Ин. 6: 53).

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Ин. 4:14).

 

 

5. Заключение

В данной работе приведены, естественно, не все новозаветные заповеди. Этот список можно расширить, как в рамках четвероевангелия, так и в рамках в целом Нового завета.

По окончании анализа становится видно, что приведённые заповеди дают целостное отношение к Богу, миру и человеку. Они охватывают
все стороны жизни человека и способны быть ориентиром, задачей
на всю жизнь. Они имеют практическую ценность в жизни человека.

Христос говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». (Мф. 5:20). Книжники знали наизусть огромные тексты Писания. Христианам нормально знать наизусть хотя бы одно Евангелие. Так поступают многие протестанты. Так делали первые христиане. Но в наши дни даже и это представляется сложным. А вот выучить наизусть данные короткие тексты, чтобы они постоянно были в памяти, уже более реально. Можно и каждый небольшой кусочек брать с утра на день и размышлять о нём в течение всего дня.