С 30 июля по 6 августа в живописном месте Подмосковья состоится очередной библейский семинар Колледжа «Наследие». Несколько студентов выехали на дачу для того, чтобы пообщаться, отдохнуть, и начать готовиться к чтению книги пророка Иеремии. Мы дважды читали Писание, и один из отрывков был из будущей книги. Некоторые мысли участников предложены ниже.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
9 Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
Этот краткий текст-пророчество повторяет в своей структуре, с одной стороны, Второзаконие 28 главу, с другой, 1 Псалом.
Связь с Второзаконием не только тематическая (проклятия и благословения), но может быть засвидетельствована и исторически. Именно с нахождения свитка Второзакония, как полагают исследователи, и начались реформы царя Иосии, горячо поддержанные молодым Иеремией. Пророк эту книгу, несомненно, читал, и она на него повлияла (некоторые считают даже, что знаменитые слова Иеремии об обретенных словах Божиих 15:16 относятся именно к находке книги Второзакония).
О чем говорится в Законе? Тщательно служи Богу в избранном Им месте, твори добро, отвращайся зла, — и тебе будет хорошо. Автор первого псалма по сути развивает эту линию, дополняя ее: для того, чтобы понять, как действовать, надо постоянно поучаться в Законе, читать его, размышлять о нем.
Что же отличает слова Иеремии? Неужели он просто повторяет истины, данные во Второзаконии и вписанные в самый первый Псалом, который только ленивый не знал наизусть?
Из опыта народной жизни Иеремия, по-видимому, сделал неутешительный вывод: реформа ничего не изменила; люди живут внешним благочестием, богообщения по-настоящему не ищут, сводят всю жизнь с Богом на уровень «можно-нельзя», и даже в этом оказываются непоследовательны, двоедушны, обманывают самих себя.
Поэтому Иеремия говорит не о том, что надо делать, а о том, на Кого нужно надеяться. Это перевод Закона во внутренний план: это не про поступки, а про отношения, из которых все вытекает.
Пятый стих дает три признака проклятия: надежда на человека, опора на плоть, и удаление сердцем от Господа.
В истории Иеремии надежда на человека выражалась в том, что перед лицом военной угрозы люди искали не Бога, а союзников в лице Египта, Ассирии… Но разве исчерпывается этим слово Божье, и что оно означает для нас сегодня? Надежда на человека может выражаться в том, что мы готовы обсуждать жизненные трудности с друзьями или даже незнакомыми «профессионалами», — но не передаем их Господу. В духовной жизни мы порой сильно надеемся на своих близких, соотносим себя с ними (брат не молится, и я сегодня отложу молитву) – забывая о том, что ответ перед Господом мы все равно держим каждый сам за себя. Здесь непростой вопрос соотношения личности и общины. Зрелая община очень важна, она поддерживает духовное горение своих членов, помогает пережить испытания. Но для того, чтобы община была зрелой, она должна состоять из зрелых личностей, осознающих свою личную ответственность перед Богом.
Опора на плоть – опора на собственные силы, таланты, способности, связи, жизнь ценностями этого мира, нежелание посмотреть дальше, соотнести себя с Богом. Иногда про человека говорят, что «он крепко стоит на ногах», у него есть все необходимое для хорошей, наполненной приятными переживаниями жизни. Но ищет ли Он при этом Господа, или он самодостаточен?
И об этом третья часть проклятия. Удаление сердцем от Господа – жить так, будто Его нет, необращение к Нему.
К чему приводит все это?
Если текст первого псалма сулит грешникам суровые кары, осуждение на Суде Божием, то пророчество Иеремии в 6 стихе снова говорит о внутренней жизни человека: этот человек будет как сухой куст в пустыне, неспособный увидеть доброе. Это может быть жизнь в достатке (в начале 12 главы упомянуты преуспевающие нечестивцы), но при этом скудная, пустая, ненаполненная самым важным. Есть такие люди: казалось бы, все у них есть, но смысла в жизни недостает, и видно, как они суетятся/маются.
И, второе, это жизнь «близорукого» человека: даже если Господь посылает ему доброе, он не способен его увидеть и возблагодарить за него. Так бывает в жизни: если сердце направлено не туда, центрировано на самом себе, на каких-то вещах, людях, или собственных целях, но не на Господе — просто не видишь того, что уже дано, и становишься несчастным (как гномы в «Последней битве» у Льюиса).
Человек же, надеющийся на Господа, подобен дереву, посаженному у воды. Я видел такой эвкалипт у вади Кельт в Иудейской пустыне. Кругом – голые камни, а здесь – мощный ствол, крона, полная сочных листьев.
К сожалению, тех, кто жил бы всецело надеждой на Господа, редко встретишь. Мы, христиане, живущие через двадцать шесть веков после Иеремии, ничуть не лучше соплеменников Иеремии. Мы точно также можем обманываться, потому что и у нас сердце лукаво и крайне испорчено (ст. 9).
Но радость в том, что следующий стих можно прочесть не только как приговор, но и как надежду: Господь посещает нас, подвергает испытаниям, и, если мы понимаем это, то мы заново испытываем нужду в Боге, обращаемся, и возобновляем Завет с Ним, — завет любви, как любит подчеркивать Иеремия, — и Он исцеляет от греха, Он дает силы, Он дает радость, и жизнь наша снова становится подлинно наполненной.
Напоминаю, еще можно записаться и принять участие в семинаре 🙂