Иллюстрация — Л.Н.Ратнер. Песнь Песней. Прочтите, пожалуйста, сами Песнь Песней 8:5-14
5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.
6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
7 Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.
8 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее?
9 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками.
10 Я — стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты.
11 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников.
12 А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести — стерегущим плоды его.
13 Жительница садов! товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его.
14 Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!
В этом диалоге переплетаются голоса возлюбленной, ее братьев, и самого жениха. Церковная традиция говорит о том, что под Женихом можно понимать Самого Бога, а под Невестой — Церковь, или человеческую душу.
5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? — Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.
Если это о душе и Боге, то первый вопрос, как понимать слова: «Под яблоней разбудила я тебя». Может ли душа или Церковь разбудить Бога? В Псалмах есть прямые обращения ко Господу: «Восстань, Господи!» — но там это гораздо требовательнее, там больше мыслей о себе самом, — а здесь все очень деликатно, очень нежное отношение. Вот какой нежной может быть молитва!
Восходит, опираясь — только так может восходить душа: опираясь на Бога. Так рождается в ней что-то прекрасное.
О чем говорит образ пустыни? Такое ощущение, что в этом месте Песнь Песней перекликается с пророком Осией, который обвиняет деву Израиля в прелюбодействе, но затем возвещает от лица Бога: «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской» (Ос. 2:14-15). Песнь Песней — как будто счастливая часть истории, если будет сохранена верность любви.
6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
7 Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.
Эти стихи столь прекрасны, что и говорить о них неловко. Разве что — если в этом отрывке и есть заповедь, что делать, то она здесь: храни любовь, храни ее, как подвесную печать, которую тебе доверили, храни ее как перстень, всегда напоминающий о том, Кому ты принадлежишь.
Так любила Господа Лилия Николаевна — не романтически-сентиментальной, но настоящей, крепкой любовью-верностью. Впрочем, почему любила? Любит, ибо любовь сильнее смерти.
8 — Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее?
9 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками.
10 Я — стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты.
Есть мнение, что братья должны были сопровождать юных девушек всякий раз, когда они выходят за порог дома. И эти же братья сопровождают ее на свадьбе. Здесь братья не видят, что перед ними уже не девочка. Они так и воспринимают сестренку маленькой, раздумывают, как бы помочь ей вырасти? Вот если бы она была стеной, ее можно было бы прекрасно нарастить… Но девушка уже выросла.
У нас иногда может быть ложное ощущение, что кто-то духовно меньше нас, ему бы подрасти! Хорошо еще, если мы благожелательны, как эти братья, а ведь бывает, что к тем, кто кажется незрелым, и отношение снисходительно-презрительное. Эти стихи говорят о том, что зрелость души знает только Бог.
11 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников.
12 А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести — стерегущим плоды его.
Виноградник — традиционный образ народа Божия, и хозяин виноградника — Сам Бог. Но есть те, кто его стерегут — пастыри народа. Они получают свою плату, в пять раз меньше, чем хозяин, и не должны пользоваться виноградником как своей собственностью. Впоследствии притча о злых виноградарях Господа будет построена на этих словах (Мф. 21:33 и дал.)
13 Жительница садов! товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его.
14 Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!
Мы начинали с того, что молитва может быть не только просьбой, требованием, жалобой, — но и просто нежным разговором любви. Но и в ответ — нежность: «Жительница садов! Товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его». Богу важно услышать наш голос, наше обращение.
И снова «Беги, возлюбленный мой» — душа соглашается на то, что Бог — свободен, как серна, как молодой олень. Когда Он хочет, тогда приходит и уходит.