Получив прощение, мы тоже призваны прощать (из комментария на 8 главу)
(Жан Ванье. Войти в тайну. Иисус в Евангелии от Иоанна)
Мы совсем как те фарисеи и книжники,
которые судят и осуждают эту женщину.
Важно, что их Иисус тоже не осуждает.
Более того, Он призывает их быть не зрителями и обвинителями,
а увидеть собственный грех, увидеть истинную суть вещей
и осознать, что они делают и кто они сами.
Иисус говорит им:
«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
Это слова доверия, света, единства и мира.
Только вера может противостоять силе,
если человек находится в положении слабого.
Наверно, после этих слов Иисуса надолго воцарилась тишина,
и это были мгновения благодати и истины.
Наверно, в душу фарисеев и книжников проник свет,
и с ними что-то стало происходить.
Увидев собственный грех и собственную потребность в прощении,
некоторые, наверно, встали на путь внутреннего освобождения.
Они не стали настаивать, чтобы грешницу побили камнями,
нестали обвинять Иисуса,
а ушли, один за другим.
Суд окончился, женщина свободна.
Когда мы судим или осуждаем кого-то –
то не потому ли,
что не готовы признаться в собственной слабости
и простить самих себя?
Мы проецируем на других людей то, что отказываемся видеть в себе.
Мы обвиняем, судим и осуждаем их,
потому что в этот момент подсознательно судим самих себя.
Осуждая других людей, мы судим самих себя.
Мы с трудом признаем, что причиняем людям зло,
что мы эгоисты.
Мы преступаем закон и делаем, что хотим, пока нас не схватят за руку.
Мы оправдываем себя и свои действия.
Иисус призывает нас встретиться с реальностью,
не судить и не осуждать,
а признать, что мы эгоистичны и замкнуты в самих себе,
не способны сопереживать и любить, как могли бы на самом деле.
Он призывает нас простить себя и просить прощения
за все то зло, которое мы причинили,
за все дела любви и правды, которых не совершили,
заравнодушие к тем, кто слаб и беззащитен.
Когда мы поймем, что Бог прощает нас,
то и сами научимся прощать.
Когда мы научимся по-новому, глубже пребывать в Боге,
мы откроем свое настоящее «я», свою истинную сущность,
и наше «я» перестанет скрываться и выйдет наружу.
Мы будем любить других людей, как их любит Бог.
Если Бог прощает нас со всей нашей грязью и хаосом,
то и мы можем прощать людей с их грязью и хаосом.
Стены, разделяющие нас, начнут рушиться.
Но прощение — это великая борьба.
Мы по-прежнему можем испытывать гнев или жажду мести.
Нам нужны новые силы от Бога,
которые сделают нас способными прощать
и стать миротворцами.
Все Евангелие Иисуса заключено в словах:
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Но прощение не ограничивается одним поступком –
например, подойти к человеку, который причинил нам зло,
и обнять его.
Прощение — это процесс.
Переход от ненависти к приятию и любви — это долгий путь.
Мы можем возрастать в прощении,
даже если нам нанесена очень глубокая рана.
Несколько лет назад в Руанде мне довелось встретить одну женщину.
Семьдесят пять человек ее родственников были убиты.
«В моем сердце столько ненависти, — сказала она, —
а все говорят о примирении».
Я спросил, хочет ли она убить тех, кто убил ее родных.
«Нет, — сказала она, — убитых и так слишком много».
Я сказал: «А знаешь, что первый шаг на пути к прощению –
это отказ от мести? — Ты на пути прощения».
Я слышал о женщине, которая оказалась в тюрьме
по ложному свидетельству одного человека.
Она не знала об Иисусе,
но к ней в тюрьму регулярно ходила одна монахиня.
Однажды она встретила Иисуса и узнала евангельскую весть.
Это было для нее откровением.
Монахиня спросила, не думает ли она простить лжесвидетеля.
«Нет, он причинил мне слишком много зла, — ответила она. –
Но я молюсь каждый день,
чтобы он избавился от зла, которое в нем».
Второй шаг на пути прощения — это молиться за тех,
кто сознательно или неосознанно причинил нам зло.
Следующий шаг — понять, что представляет собой человек,
который причинил нам зло.
Как он стал таким? Какие страхи его терзают? Откуда они?
Наверное, этот человек тоже когда-то был глубоко ранен.
Постепенно мы начнем понимать его.
Иисус пришел освободить нас
силою Духа Святого,
чтобы мы шаг за шагом шли по пути прощения.
Он открывает нам такой взгляд на человека,
под которым цепи насилия падают
и стены разделения разрушаются
и где мы свободны любить так,
как нас возлюбил Бог.
Вот как пишет о прощении романист Виктор Гюго:
Бог — это гигантский благоухающий сосуд,
всегда умывающий ноги Своим созданиям;
Он источает благоухание каждой порой Своего бытия
и отдает Себя в любви без остатка.
Прощение — это Его дело.
Прощение лежит в основе всех отношений между людьми,
это квинтэссенция любви.
Прощать — значит любить людей такими, какие они есть,
открывать их красоту,
скрытую за стенами, которые они воздвигли вокруг своего сердца.
Прощение — новая сила, которую дает Бог.
Прощение — это путь мира.
Папа Иоанн Павел II писал:
«Нет мира без справедливости и нет справедливости без прощения».