Иван Шувалов, студент 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
Братья и сёстры, друзья, наставники и сокурсники,
из-под пера апостола Луки вышло два произведения, которые Церковь ещё с ранних времён своего существования принимала, как вероучительные и богодухновенные. И если Евангелие от Луки рассказывает нам о том, как жил и чему учил Христос, о Его жертве и Воскресении, то Деяния святых апостолов раскрывают нам путь Благой Вести из Иерусалима «во все концы земли», как и заповедовал Христос своим ученикам.
51 зачало, на которые Церковь поделила книгу Деяний, прочитываются полностью от Пасхи до Пятидесятницы. И лишь отрывок о сошествии Святого Духа на апостолов оставляется для чтения в День Святой Троицы.
Пятидесятницу, или День Святой Троицы, мы отмечаем, как День рождения Церкви Христовой. Каждая неделя (воскресный день) в этот период нам открывает некий важный аспект, как в учении Иисуса, так и в жизни учеников после Его Воскресения и, затем, Вознесения.
Христос, как и обещал, не оставил своих учеников, но послал им Духа Утешителя. Ученики же, исполняя волю Иисуса Христа, вышли на проповедь и столкнулись с реалиями этого мира. Оказалось, что даже силы Духа, который теперь был в каждом из них, не хватает, чтобы обратить исполненных зависти саддукеев. И также то, что Христос не зря предрекал скорые гонения. Оказалось также, что стремление апостолов погрузиться в молитву и быть ближе к Богу плохо сочетается с необходимостью физической заботы об учениках, немощных, вдовах.
Но, Церковь, ещё очень молодая, преодолевает эти вызовы и начинает путь из Иерусалима, сначала в окрестности (Лидда, Сарон, Иоппия), затем, в рассеянии, после начала серьёзных гонений, охватывает Кипр, Финикию, Антиохию и идёт далее, покоряя учением просторы Римской империи.
Каждое воскресное чтение Деяний святых апостолов показывает нам не только расширение физического пространства и числа людей, для которых Благая Весть о Христе Воскресшем становилась смыслом жизни, но и раскрывает духовный рост и становление набирающей силу Церкви Христовой.
Встретив воскресшего Христа в Пасхальную ночь, мы, вместе с молодой Церковью, уже прошли больше половины пути к Пятидесятнице. Мы уже стали свидетелями первых гонений, которым подверглись ученики за проповедь в Иерусалиме. Уже выбирали вместе с ними «попечителей о столах». Уже, вместе с Петром, дошли до Лидды и Иоппии.
В ближайшее воскресенье Церковь вспоминает самарянку, с которой Господь разговаривал у колодца, и предлагает нам узнать из Апостольского чтения о дальнейшем распространении Благой Вести.
Итак, Стефан забит иудеями камнями, ученики же апостолов подвергаются гонениям и вынуждены покинуть Иерусалим, отправившись в полу добровольную ссылку. Они доходят до Кипра, Финикии и Антиохии, но проповедуют только иудеям, которые живут в этих местах.
И вот в Антиохию приходят обратившиеся ко Христу киприоты и киринейцы и начинают возвещать Благую Весть о Господе Иисусе язычникам. И такая вера и сила была в их словах, что большое число язычников обратилось ко Христу. Чтобы разобраться в ситуации, Иерусалимская церковь отправляет Варнаву в Антиохию. Он же увидел, что «это хорошо», призвал всех держаться полученного учения, и, народ, на радостях, обратился к Господу в ещё большем количестве.
Возможно, поняв, что не справляется с возросшим объёмом работы, а может, чтобы не нарушать традиции, положенной самим Иисусом, когда тот посылал апостолов по двое, Варнава привлёк для расширения и углубления проповеди апостола Павла (тогда ещё Савла). И они вместе создали мощный плацдарм для дальнейшего продвижения учения Христа. И так глубоко и лично была воспринята учениками в Антиохии Благая Весть, что они первыми начали называться христианами.
И сотворили они милость живущим в Иудее братьям, отправив через Варнаву и Павла собранное по достатку каждого христианина пособие.
Этот текст находит много интересных параллелей в том отрывке из Евангелия, который Церковь предлагает для этого воскресного богослужения.
Обращенные ко Христу киприяне и киринейцы приносят эллинам-язычникам Благую Весть. Евангелие нам рассказывает о том, как Христос беседует с самарянской женщиной. Из текста видно, что это не просто инопременница, с которой «добропорядочный иудей» и за один стол бы не сел, но ещё и погрязшая в грехах особа. Однако, ей первой Иисус открывается, как мессия, и она, хоть и сомневаясь ещё, принимает Его.
Иерусалимская церковь посылает Варнаву в Антиохию, где он «увидел благодать Божию», «убеждал держаться Господа искренним сердцем» и «приложилось довольно народа к Господу». Евангелие повествует о том, как самарянка идёт обратно в город, и зовёт народ посмотреть, не тот ли человек – мессия (по факту, проповедует), и люди приходят ко Христу, и «многие уверовали по слову женщины».
Варнава приводит Савла, и «целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей». Евангелие говорит, что самаряне просили Иисуса «побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову».
Важно, мне кажется, обратить внимание на один, с первого взгляда, незначительный факт, о котором нам говорит апостол Лука. Большинство из нас — христиане с рождения. И уже более тысячи лет живём в цивилизации, пронизанной христианской культурой. Поэтому для нас естественно называть себя христианами, даже не задумываясь, по большому, а что это значит. И вот, апостол Лука говорит нам, что именно здесь, где вера горела, где Варнава увидел Благодать Божию, где учил апостол Павел, впервые ученики, принявшие Весть о Воскресшем Христе, стали называться христианами.
Павел в послании к Коринфяном будет пенять ученикам, говоря: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» Но не так, видимо, было в Антиохии, потому и называться стали христианами – учениками, последователями, свидетелями Христа, распятого и воскресшего.
Церковь не только повторяет то, что делал Христос, но и старается усвоить, адаптировать и развить Его учение в приложении к повседневной жизни. Поэтому апостол Лука не просто утверждает тот факт, что некая община стала именоваться христианами, но показывает, что она на деле принимает и исполняет то, чему учил Господь. А Иисус учил, когда умывал ноги ученикам: «…если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Ин. 13:13-14). И самое главное, чего хочет от нас Бог, что красной нитью проходит через всё Писание: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). И потому, мы видим, как христиане Антиохии собирают «по своему достатку» и отправляют средства для поддержания своих братьев в Иудее.
И нас призывает Церковь этим текстом взращивать в себе любовь к ближним (и не очень), искать, чем мы можем послужить воскресшему Христу и, надеяться, что где-то в течение жизни, мы Господа накормим, когда он будет голодать, примем Его, когда он будет странствовать, посетим Его, когда он будет болен… И сможем разглядеть Его образ в ближних, через которых Он стучится в двери нашей души.
В дополнение, от себя, хотел бы добавить, что ещё одна мысль мне показалась в этом отрывке очень живой. Апостол Лука говорит, что проповедь язычникам, которая привела к такому яркому горению веры, начали «киприоты и киринейцы» — не иудеи, но обращённые из язычников. И они не просто приняли Христа своим Богом и Спасителем, но отправились в достаточно длительное и опасное путешествие, чтобы нести Слово Божие в мир. Возможно, несколько вынужденно. Господь попустил быть гонениям. Но не остаться на месте, не обозлиться на весь мир, а прийти именно туда, где их слово упадёт в благодатную почву, где они своей любовью к Господу нашему Иисусу Христу смогут «заразить» многих.
Не говорит ли это нам о том, что, в каком бы статусе и на каком бы месте не находились, если Господь Иисус Христос постучался в двери нашей души, и мы с дерзновением эту дверь Ему открыли, наша жизнь уже не может быть прежней. Мы призваны, по примеру ранней Церкви, нести Слово и открывать Христа остальному миру всеми возможными способами: проповедью, личным примером жизни, любовью к ближним – хоть как-то по силам.
Аминь