…Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8: 5–15, из воскресного отрывка 29 октября 2017 года).
Cемя есть слово Божие, попадающее на почву нашего сердца. Всякий земледелец знает, что урожай зависит от характеристик почвы: сердце может быть каменным (нечувствительным к Слову), погруженным в суету или житейские дела (тогда нет времени или желания услышать и исполнить требующее тишины, внимания и усилия Слово), зараженным болезнями, а может быть способным принести хороший урожай. Можем ли мы оправдываться тем, что почва нашего сердца плохая, или наша ответственность есть в том, чтобы приготовить ее к посеву? Конечно, есть моя ответственность в том, чтобы убрать камни, вспахать землю, удобрить почву. Бог не действует вне моего произволения. Есть понятие синергии (с греческого «сотрудничество») — совместного усилия человека и Бога в деле подвига и спасения, взаимодействия человеческой свободы и Божественной благодати. Данный отрывок говорит о сеянии в наши сердца Слова Божиего, о таком слушании, которое способно принести плод. И, как говорит Господь, результат слушания зависит от качества почвы.
Но если почва моего сердца непригодна для сеяния Слова Божиего, то как я могу ее улучшить? Парадоксально, но тем же самым способом — слушанием Слова Божиего! «Вода по свойству своему мягка, а камень — тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его», — говорил авва Пимен («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», № 182). Правда, данная истина верна при условии, на которое Христос обращает внимание Своих учеников и наше словами видя не видят и слыша не разумеют, напоминая строки из пророка Исайи: …слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 9, 10). Условие это — искреннее желание познать волю Божию и исполнить ее, а иначе, если подходить к слушанию Слова Божиего с гордостью и сознательным противлением, услышанная истина будет истолкована превратно и не поможет в деле спасения.
Итак, мы открываем Священное Писание с молитвою и надеждою, что само Слово Божие изменит наше сердце. В сельском хозяйстве есть понятие сидератов (зеленых удобрений) — растений, которые выращиваются с целью их последующей заделки в почву для ее удобрения и увеличения урожайности: сначала на грядке выращиваются сидераты, потом грядка перекапывается и засевается сельскохозяйственными культурами. То есть сначала одни семена высаживаются в землю для того, чтобы подготовить почву, затем земля перекапывается, и в нее высаживаются другие семена, те, которые должны принести урожай; кстати, есть сидераты, которые засеваются одновременно с культурными растениями в междурядья для предотвращения эрозии, борьбы с сорняками, насекомыми-вредителями и болезнями. Значит, можно сначала читать Слово Божие, чтобы оно вспахало и удобрило почву нашего сердца, потом снова читать Слово Божие, чтобы оно позволило произрасти добродетелям, которые принесут в нашей жизни плод, потом опять читать Слово Божие, чтобы оно ограждало помышления сердца от нашествия вредителей и заражения болезнями. Разные места Священного Писания по-разному могут помочь нам на разных этапах данного делания: подготовить почву сердца можно чтением псалмов, засевать словами евангельскими, оберегать наставлениями апостольскими и святоотеческими. Если земля нашего сердца оказалась слишком каменистой и поросшей бурьяном, то молитву Псалтири можно предварить чтением яркой ветхозаветной истории, которая своей занимательностью привлечет наше внимание, оживит мыслительную деятельность и породит благотворные впечатления. Конечно, это происходит не сразу, не вдруг, и в терпении, то есть в понуждении себя поступать согласно услышанному Слову. Кажется, данное размышление вполне соответствует мысли апостола Павла: …вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 17), слово же Божие живо и действенно (Евр. 4: 12). Помоги, Господи, приносить Тебе урожай добрых дел, которые Ты предназначил нам исполнять (Ср.: Еф. 2: 10)!
Источник: сайт Свято-Елисаветинского монастыря