История первых одиннадцати глав – это описание взлетов и падений конкретных личностей и всего человечества. Как вы думаете, почему рассказчик завершил все историей вавилонской башни, что он хотел сказать этим?
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они (потомки Ноя) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
Появляется новая технология, вместо кирпича-сырца (самана) появляется обожженый кирпич, который не боится воды и выдерживает большую нагрузку. Сегодня принято рассуждать о соотношении прогресса и нравственности. Но в мире библейского повествования нет абстрактной нравственности, и вопрос нужно ставить иначе: как технология влияет на отношения с Богом?
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Зиккураты строили еще в Шумере. В Вавилоне на берегу Ефрата была своя башня, и с ней были знакомы первые читатели Библии. Вот как описывает это строение Геродот: «В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в один стадий (порядка 200 м). На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе».
Казалось бы, молодцы, построили такой великолепный храм! Между тем, библейский автор утверждает, что эта башня была построена в первую очередь для прославления своего имени.
Так можно строить самую высокую в мире телебашню или небоскреб не столько для людей, сколько для того, чтобы доказать превосходство своей страны перед другими.
Так можно запускать спутник, собирать суперкомпьютер, побеждать на Олимпийских играх. Так можно делать карьеру и воспитывать детей — во имя свое. Так можно даже жертвовать на строительство храма и заниматься библейскими исследованиями…
Это серьезный проступок, или просто незрелость? Хотя в тексте нет явных оценок, все же есть ключ к пониманию этого и других подобных мест – смотреть через призму Десяти заповедей (Исход, 20 глава). 1-3 заповеди – как раз о том, чтобы ставить Бога на первое место, святить Его имя. Об этом же — первое прошение молитвы Господней (Да святится Имя Твое!). Здесь же люди делают прямо противоположное. Собственно, в этом и заключается разница между гордыней и смирением.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
Ирония. Люди думают взойти высоко, а Господу приходится сходить вниз, посмотреть, чем они заняты.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
Почему Господь просто не разрушил все и не погубил людей? См. про завет с Ноем.
Забегая вперед, скажем, что после рождения Церкви (Деяния, 2 глава) люди могут понимать друг друга, даже будучи представителями разных народностей.
А что делаете вы, если вам трудно с другим человеком, понимание потеряно?
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Как бы вы сейчас ответили на вопрос, вынесенный в начало сегодняшнего чтения?
Означает ли эта история, что верующим в принципе не сделать себе имени? Ответ на это мы узнаем в следующих отрывках.
Рекомендую посмотреть замечательную презентацию О. Гандуриной об изображении Вавилонской башни у Питера Брейгеля-старшего
Отвечая на Ваш вопрос могу заметить, что для меня он зазвучал по-новому. Удивительно в этом отрывке связываются Ветхий и Новый Завет. Да, строительство Вавилонской Башни доказывает, что страсти, грехи в людях того времени множатся. Они даже порой не отличают, где добродетель, а где страсть. И в наше время под видом добродетели часто выступает греховность мотива поступка. Как понять, когда добродетель будет вести за собой душу, когда Дух действительно Божий. Думаю, что возможность определится и истинном делании только в том случае, если себя самого «вменяешь в ничто». Этот рассказ очень поучителен для каждого, поскольку «суета сует» — тоже, что Вавилонская Башня