Жизнь в Ханаане оказалась непростой. Начались конфликты с Лотом, и племянник решил жить отдельно. Вскоре после разрыва его пришлось спасать из плена, ввязавшись в военный конфликт местных князьков (об этом повествуется в главах 13,14).
1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
Аврам только что чуть не потерял племянника, и не знает, чем окончится этот конфликт.
Но Бог знает о наших страхах. Аврам их не формулирует, — а Бог отвечает, утешая и укрепляя его: «Я за тебя».
Аврам отказался брать добычу с войны – Бог обещает ему награду.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
«Не бойся» относится ко всему – в том числе не бояться Бога, иметь смелость говорить к Нему.
И Аврам задает свой главный вопрос: «Я уже стар, мне не воспользоваться этим богатством. Кому я передам свой опыт, мудрость? Кто продолжит то, над чем я трудился? В чем смысл моей жизни, Господи, если у меня нет сына, наследника?»
Возможно, размышляя над этим эпизодом, псалмопевец скажет:
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!
Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». (Пс. 126:5).
Дети, как бы трудно с ними ни было, — это жизнь, и это одно из самых главных благословений.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Это очень похоже на эпизод из жития преп. Сергия, которому Господь показал голубей, застилающих все небо. Что же роднит этих великих мужей?
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
Доверие Господу. Как бы трудно ни было, Авраам продолжает верить.
Позднее апостол Павел, размышляя над тем, как мы спасаемся, будет ссылаться именно на этот эпизод (Римлянам, 4 гл).
Авраам велик не потому, что он выполняет множество религиозных предписаний, – а потому, что доверил свою жизнь Господу и продолжал надеяться.
Он праведен не потому, что за каждый свой проступок принес необходимое удовлетворение или культивировал определенные добродетели, — а потому, что жил перед Богом, — и Бог его оправдывает.
Тебе не видно, что может поменяться в твоей ситуации, – продолжай верить.
Столкнулся с мучительным неразрешимым вопросом, — продолжай верить.
Тебя борет искушение, и легче сдаться, жить как все, — продолжай верить.
Все потерял, и жить больше не за чем, – все равно продолжай верить.
Тебе, наконец, хорошо, и помощь свыше больше не нужна, — тем более продолжай верить.
Но не просто «верить» — верить Ему, спрашивать Его, разговаривать с Ним.
Какой вопрос вы задали бы Господу?
7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
Одна из особенностей веры героев Библии – они просили удостоверения. И это не маловерие, а именно настоящая вера. Если все равно, удостоверения просить не будешь (ср. Исайя 7:12). В ответ на этот вопрос Бог заключает Завет с Авраамом.
9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
Это стандартная процедура заключения вассального договора. Выбирались животные, рассекались на две части, и люди проходили между этими двумя частями. Наглядно видно, что случится, если уклонишься от договора направо или налево.
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
Авраму показано: за верность Завету придется бороться.
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
Это не обычный сон, а экстаз и трепет, связанный с ощущением близкого Присутствия Божия (ср. Иов 4:13).
13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
Бог открывает Аврааму будущее и о нем, и о его потомках, ведь первая часть договора – именно о потомстве.
В скобочках можно заметить, что Бог никогда не устраивает счастье одних за счет других. Если аморреи теряют землю, то не из-за евреев, а из-за собственной греховности.
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].
Огонь и дым (облако) – именно так происходят богоявления на Синае, на Фаворе.
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
Вторая часть договора – о земле. Земля для евреев – не просто территория. Это зримый знак продолжающегося Божьего благословения.
Правда, никогда Израиль не был столь обширен – от Нила до Ефрата. Наоборот, территория государства съеживалась до маленькой Иудеи, а то и вовсе земля сбрасывала с себя потомков Авраама. Так происходит всякий раз, когда народ оказывается ниже своего призвания, недостоин участвовать в благословении Авраама.
Изучающие Новый Завет могут в свете этого совершенно другими глазами читать блаженства и награды ученикам (Мф.5:5 и 19:27-30).