Сегодняшнее чтение рассказывает о призвании на служение последнего судии Израиля, Самуила.
1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин;
Раматаим-Цофим, по одной из версий, переводится как «возвышенность пророков», т.е. место одной из пророческих школ. Вероятно, общение с этими людьми оказало влияние на Элкану. Но зачем нам знать что-то об Элкане и о его предках, разговор-то пойдет о его сыне Самуиле? – спросите вы. Мне видится, что достойный человек не рождается без усилий предыдущих поколений. Кроме того, если сличить родословие Елканы здесь и в 1 Пар. 6:33-38, станет понятно, что Елкана происходил из колена Левия.
2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.
Ремарка о сыновьях неспроста. Эти молодые люди, как будет ясно в дальнейшем, порочили служение Богу. И тем не менее, Елкана продолжает ходить к Скинии.
4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;
5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.
6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.
8 И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?
Елкана берет вторую жену, чтобы продолжить свой род. Он — человек благочестивый, совершает положенные паломничества к ковчегу Завета, и он старается утешить свою бесплодную жену. Но, похоже, то, что он выделяет ее, усиливает соперничество. Чем-то ситуация похожа на случай Сарры и Агари, или Рахили и Лии – только сама Анна не вступает в борьбу с сопериницей. Вместо этого она обращается к Господу. Похоже, столетия жизни народа Божия не прошли даром для этой семьи.
9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.
10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
Анна использует прозвище Бога как Саваоф, Господь Воинств. Возможно, она намекает, что у Бога – мириады ангелов, тьмы небесных колесниц, что Ему стоит даровать ребенка бедной женщине?
Посмотрите, как она просит. Во-первых, создается впечатление усиленной молитвы. Во-вторых, она не зацикливается только на своем горе. Она жалуется и одновременно надеется, просит и обещает.
Анна дает обет, что посвятит своего сына Богу. И это – главное. Дальше уже детали. Анна уточняет, что бритва не коснется головы сына. Видимо, она посвятит сына в назореи (см. Числ. 6:1-21), которые должны воздерживаться от вина, не прикасаться к трупу, не стричь волосы. Два первых требования к назореям относятся и к служащему священнику, поэтому И.Я.Гриц полагает, что обет назорейства — это возможность постоянно быть готовым на служение Богу. Обычные священники «выпадали» из этого состояния ритуальной чистоты и должны были каждый раз возобновлять его. Другие комментаторы видят в назореях особый религиозный чин, близкий к служению пророков (назорея видели в Иоанне Крестителе и Самом Господе).
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
13 и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.
14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего.
15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
Как вы думаете, что хотел сказать автор этим описанием ошибки Илия?
- Что иногда наши самые лучшие порывы души могут истолковать превратно?
- Что искренняя молитва, «изливание сердца» пред Богом (Пс. 61:9) важнее принятых в обществе форм?
- Что Илий уже здесь показан как человек, плохо различающий реальность?
- Что Анна и с Илием, ее обвинившим, ведет себя кротко и в этом являет себя праведницей, и потому оказывается достойной благословения?
- Что-то еще?
16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.
18 Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже [печально], как прежде.
Обет что-то меняет в человеке, его давшем. Посвящение жизни Богу дает свободу и радость, обновляет надежду. Присутствие Божие ощущается невероятно близко.
Но это посвящение – постоянная задача, каждый день заново.
19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.
20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его.
Имя Самуил происходит от глагола шама – услышал, и Эль – Бог. Бог услышал молитву Анны. Одновременно это и пророчество о судьбе ребенка, ведь он будет слышать Бога, и Бог будет слышать Его.
21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои.
22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.
23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.
И снова Елкана показан праведником. Еще одни руки в хозяйстве никогда не бывают лишними, и он имел право отменить обет жены. Но для него есть нечто большее, чем прибыль – это благоговение пред Богом и любовь к супруге, уважение к ее выбору.
24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, [взяв] три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя.
25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию
26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
Анна не была слепой, она видела, что в Скинии не все прекрасно, но ее доверие Богу превосходит опасения за сына.
2: 1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.
2 Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.
4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;
5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
9 Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.
10 Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.
Красота этой песни хвалы становится особенно видна, когда текст читают в оригинале со знатоками языка.
Мы можем лишь заметить, что Анна начинает с торжества (возможно, над соперницей), но не останавливается в этом, а переходит к славословию Бога, Его справедливости и милости, и даже начинает пророчествовать о будущем царе (!). Красной нитью проходит мысль о том, что те, кто надеются только на себя, оказываются посрамленными.
Если вчитаться, эта песнь настолько потрясает, что ее мотивы потом использовала Мария, узнав о рождении Сына (Лк. 1:46-55).
11 и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.
12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей
14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.
15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.
16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.
17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
Здесь виден контраст в отношении к служению между сыновьями Илия и Самуилом. Сыновья Илия, не стесняясь, демонстрировали, что используют свое положение для себя, презрительно относясь к паломникам и даже к чину жертвоприношения. Они не знали Господа. Самуил же служил пред Господом. Впрочем, родители продолжали о нем заботиться, и их влияние не прошло бесследно.
19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.
21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.
Служение человека Богу оборачивается благословением для его близких – конечно, если это подлинное служение, и сами близкие имеют глаза, чтобы видеть.
22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.
24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень;
25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.
26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.
Снова подчеркивается контраст между сыновьями Илия и Самуилом, а 26 стих евангелист Лука даже использует для описания взросления Иисуса (Лк. 2:52).
Примечательно, что в этих главах трижды описываются предупреждения, которые посылались Илию и его сыновьям. В первый раз сам Илий пытается образумить сыновей, но безрезультатно.
27 И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?
28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
Второй раз вразумление приходит через пророка. При первом прочтении этой истории кажется, что Илий в дальнейшем пострадал безвинно. В 29 стихе – ключ к пониманию дальнейшей судьбы Илия. Он должен был бы отстранить сыновей от служения, но боится семейного конфликта и потери дохода, а ревности о Боге в нем нет.
30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;
32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,
33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.
35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;
36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».
Хотя звучит устрашающе, это – пророчество, а не предопределенность. Пророчество всегда условно: «Если не покаешься, будет так». Но и после этого Илий не предпринимает никаких действий. И тогда Бог поставляет Самуила преемником Илию, как и предсказывало пророчество.
3: 1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты.
Почему? Не потому ли, что было мало ревностных людей, а тех, кто имел ревность, плохо учили?
2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, —
3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
Самуил спит при ковчеге Завета в Скинии, которая к тому времени приобрела стационарный вид и стала называться храмом. И вот, к нему обращается Господь.
4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!
5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
Примечательно, как быстро Самуил откликается.
6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7 Самуил еще не знал тогда [голоса] Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.
8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.
9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.
10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.
Господь трижды обращается к Самуилу. Но у него еще нет опыта Богообщения, и Илию приходится разъяснить ему, как действовать.
Богу нужно не только что-то говорить или делать. Столь же важно – учиться слушать. Это отношение: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой», по мысли И.Я. Грица, является основой для настоящего разумения Писания (см. о молитвенном чтении).
11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
Здесь – уже определение Божие. Есть какой-то предел, после которого уже поздно.
15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!
17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.
18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
Илий принимает с покорностью суд Божий.
19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.
Действительно, в следующей главе (1 Цар. 4) рассказано, как гибнут сыновья Илия и сам священник.
20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.
21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.
Началась новая эра – когда Господь является и открывает Свою волю.
Что меня роднит с персонажами сегодняшнего чтения – как действующими по воле Божией (Елкана, Анна, Самуил), так и против нее (Феннана, Илий, Офни и Финеес)? Чему я могу научиться у каждого из них?
Слышу ли я волю Божию?
Через кого я могу ее услышать?
Что мне мешает ее услышать?