После смерти Соломона из-за недальновидной политики его сына единое царство распалось на Иудею и Израиль. В небольшой Иудее по-прежнему правили потомки Давида, а в Израиле с столицей в Самарии династии сменяли друг друга, и новые правители то и дело пытались создать собственный культ, независимый от Иерусалима.
В этих условиях Бог выдвигает на первый план пророков, которым, увы, часто приходится бороться с царями за сохранение народом верности Богу.
16:29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года.
30 И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.
С точки зрения государственности Ахав – великий царь. Он был блестящим военным стратегом, мудрым дипломатом, ему удалось снова сделать Израиль серьезным игроком на международной арене. Но с точки зрения священного писателя все это не имеет значения, потому что он оказался неверным Господу и несправедливым к своим подданным.
31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
32 И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.
33 И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева.
34 В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем [сыне] Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина.
Иеровоам был первым из царей отделенного Израиля, и он устроил собственные жертвенники Богу, чтобы у народа не было нужды ходить в Иерусалим. Ахав идет дальше: чтобы укрепить государство, в котором значительную часть по-прежнему составляют хананеи, он легализует культы Ваала и Астарты. Причем, как и в случае с Соломоном, этому содействует жена, убежденная язычница.
Глубину падения веры в это время иллюстрирует тот факт, что некий человек из Вефиля восстанавливает Иерихон, пренебрегая пророчеством Иисуса Навина (Нав. 6:25). То ли этот человек принес своих детей в жертву Ваалу, чтобы обеспечить себе благоволение богов (как понимали это наши переводчики), то ли его дети просто умерли, и так исполнилось пророчество – но упоминание о нем не случайно. Это – как будто предупреждение Ахаву: если ты не одумаешься, также потеряешь потомство (что и случилось впоследствии).
17: 1 И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
Илия, великий пророк Израиля, появляется в повествовании буквально ниоткуда. И это отражает характер Илии: исчезать и появляться, чтобы в конце концов быть восхищенным на небесной колеснице. В иудейских преданиях Илия до сих пор, подобно свт. Николаю, участвует в жизни народа, оказывая различные благодеяния нуждающимся.
Но в нашем повествовании Илия – грозный вестник засухи (см. проклятие Втор. 28:23). Причем это чудо Илии, затворение неба на три с половиной года, носило характер полемики с язычеством: Ваал был богом гроз и плодородия, — и при этом ничего не смог сделать!
2 И было к нему слово Господне:
3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана;
4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
5 И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана.
6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
Самому Илии приходится скрываться от гнева царя у потока (сейчас это вади Кельт), и Бог поручает воронам заботиться о нем. По библейским представлениям, вороны – птицы, которые не могут заботиться даже о собственных птенцах, но здесь они приносят пророку роскошную в условиях голода пищу дважды в день.
7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.
8 И было к нему слово Господне:
9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.
Илии сказано идти в город, откуда была Иезавель, и скрываться, можно сказать, в самом сердце языческих территорий, посвященных местночтимому Ваалу-Мелькарту. Если в условиях засухи языческий бог оказался слаб и бессилен, то теперь он еще и близорук.
10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.
11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои.
12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем.
Илие встречается женщина, готовая напоить странника. Она и оказывается вдовой, обещанной пророку. Вообще, удивительно, что спасение от голода для самого Илии приходит через птиц, через бедную женщину – видимо, чтобы он понял нечто важное о действии Божием: сила Божия в немощи совершается.
13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;
14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.
15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.
16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.
Если язычество ведет к смерти, то верность Богу сохраняет жизнь.
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
Женщина решила, что близость к святому обернулась гибелью для ее сына, ведь она сама – не святая.
Но сам Илия не ищет логики в смерти. Он крепко верит, что Бог – это Бог жизни:
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.
Женщина столько времени питалась чудесно подаваемой мукой (аналог манны в пустыне), но только сейчас она исповедует свою веру. Так это бывает и у нас. Некоторые вещи мы принимаем как должное, хотя они и чудесны, но необходимо пройти через кризис, чтобы родилась подлинная вера.
18: 1 По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
2 И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии.
3 И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный,
4 и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою.
5 И сказал Ахав Авдию: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота.
6 И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою.
Бог действует с опережением. Ахав только задумал искать пастбищ для скота, а Бог уже послал Илию навстречу. Впрочем, сначала Илия встречает царедворца Авдия, который должен напомнить Илие, что в Израиле еще остались богобоязненные люди.
7 Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия?
8 Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: «Илия здесь».
9 Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня?
10 Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, [что тебя] нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя;
11 а ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь».
12 Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей.
13 Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою?
14 А ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь»; он убьет меня.
15 И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему.
Заметьте, что Авдий лишь однажды называет нечестивого царя господином, и трижды так величает пророка. Но он боится, что Илия опять скроется (кстати, здесь он сам выступает невольным пророком, ведь в конце концов так и произошло! Не повлияла ли на него близость Илии?). Ахав в таком случае будет вне себя от ярости, ведь Авдий не предпринял ничего, чтобы задержать неудобного пророка.
16 И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии.
17 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?
18 И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам;
Илия – образ того, как нужно говорить с нечестивой властью: без страха, не оправдываясь, а обличая.
После Пятидесятницы такое дерзновение получат и апостолы.
19 теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели.
Ахаву это удобно. Кармил – горная гряда, разделяющая территорию Израиля и Финикии, где как раз почитают Ваала как главное божество. Близость к главным жертвенникам уж должна подействовать!
20 И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил.
21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.
«Хромать на оба колена» некоторые комментаторы понимают как быть двоеверными, склоняться и к Богу, и к Ваалу. Нам же кажется, что хромать на оба колена — это образ болезни и крайнего унижения, и только Бог может исцелить от этого, вернуть человеческое достоинство (ср. Мих. 4:6-7, Соф. 3:19, Евр. 12:13). Народ в ответ на это обличение молчит. Интересно наблюдать, как меняется реакция людей.
22 И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек.
23 пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу;
24 и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо.
25 И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.
26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
Илия начинает издеваться над жрецами Ваала, которые доводят себя до исступления. Оказывается, транс, экстатическое состояние – еще не критерий подлинности духовного опыта. Главный вопрос, а откликнулся ли Бог на вашу молитву, что изменилось?
28 И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.
29 Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.
Ваал не помог.
30 Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень.
31 И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое.
Илия символически напоминает Израилю о его духовных корнях: вы – потомки праотца Иакова, 12 колен, вы и называетесь Израилем потому, что ваш праотец встретился с единым истинным Богом.
32 И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен,
33 и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова,
34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз,
35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
В отличие от жрецов, Илия предельно трезв. Ему не нужно прибегать к самоистязанию, чтобы Бог его услышал. Его молитва предельно проста, лишена пышности, исполнена смиренного достоинства и твердой веры в исполнение просимого.
36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.
37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].
38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
И Бог ответил.
39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!
40 И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там.
В соответствие с законом Втор. 12.
Но этого мало: Илия хочет обратить и сердце царя, и для этого он предсказывает ему дождь и в нужный момент отправляет с горы, пока дороги еще не размыло.
41 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя.
42 И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими,
43 и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай [это] до семи раз.
44 В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь».
45 Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель.
46 И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля.
Сам же Илия в экстазе бежал перед Ахавом более десятка километров – не в страхе, а как бы служа живым напоминанием царю, от Кого этот дождь.
19: 1 И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
Ахав предпочитает занять «нейтральную» позицию. Он не уничтожает оставшиеся капища, не уговаривает жену оставить язычество – просто равнодушно пересказывает случившееся. Это равнодушие дорого обойдется дому Ахава.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них.
Но совершенно иначе реагирует царица. Она клянется, что не оставит своих пророков неотомщенными.
3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
Илие приходится бежать. Он уходит в Иудею, там, в самом южном городе, оставляет своего слугу, и движется дальше.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
Один из исследователей в свое время заметил, что каждый герой Библии в своей борьбе проходит через поражение, осознание собственного бессилия, и должен быть восстановлен Богом.
5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
Оказывается, пути Илии направляются к Хориву, древнему названию горы Синай, где Моисей получил Откровение. И, как и Моисей, он сорок дней и ночей идет навстречу Богу без пищи.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему [Господь]: что ты здесь, Илия?
Разве Бог не знает? Разве Бог не может просто дать Илие новое указание, и Илия бы послушался?
Но Богу важен Илия не как механический исполнитель высочайшей воли. Богу важен сам Илия. И, мне кажется, Господу важно помочь Илие разобраться в самом себе. И здесь не обойтись без того, чтобы сам Илия сформулировал, что его беспокоит, чего он по-настоящему хочет, чтобы он выразил свое горе:
10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
Что мы ожидаем в ответ на жалобу? Утешения. Здесь утешение приходит в неожиданном виде: Илие дано пережить явление Божие. Если раньше он слышал Бога, то теперь он Его ощущает, Бог прикасается к нему «гласом хлада тонка», как сказано в церковнославянском переводе.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
Это Богоявление по своей глубине сопоставимо с тем, что переживает Моисей (Исх. 34). Присутствие Божие оказывается неожиданно тихим, успокаивающим. Я думаю, что Илия слышит голос Божий в своем сердце, который говорит ему только о любви.
13 Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?
Остались ли у тебя еще вопросы, Илия? – как бы говорит Господь.
14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.
Это те же самые слова, но, я уверен, произносит их Илия уже совершенно иначе.
15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею,
16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;
17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей.
Илия выполнил только третье повеление, поставив вместо себя Елисея, а Елисей уже завершил два первых поручения. Азаил продолжил утеснять непокорный Израиль, руками Ииуя пресекся род Ахава, а Елисей был для Израиля как меч Божий, и если он произносил суд, то это исполнялось Господом.
18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
Господь обновляет надежду: всегда будет остаток, верный Господу. Семь тысяч мужей – это символическое число, показывающее, что таких людей достаточно. Но тенденция ясна: Израиль будет деградировать все дальше, в итоге будет взят в плен и растворится среди переселенных народов. Иудея продержится дольше, но и ее ждет конец – падение Иерусалима и плен, о чем мы будем, если Бог даст, читать завтра.
К сожалению, мы пропускаем многие захватывающие и поучительные истории этих книг. Я надеюсь, что они заинтересовали вас достаточно, чтобы в дальнейшем самостоятельно или вместе с нашими преподавателями прочесть их подробнее.