Пророческий дух присущ всем авторам Библии, ведь каждый из них открывает нам, как Бог смотрит на мир и человека, на историю, каждый из них говорит по вдохновению от Духа Божия.
Но в истории избранного народа выделяются те, чье служение было особо связано с вразумлением народа Божия, предупреждением о наказании за неверность Завету и утешением тех, кто был готов обратиться к Богу с покаянием.
Одним из величайших пророков был Исайя, действовавший в 8 веке до Р.Хр. Его называют ветхозаветным Евангелистом, а почему – мы узнаем из сегодняшнего текста.
Если вы предпочитаете слушать, предлагаю вам послушать эфир на радио «Вера»
1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
Как вы помните, после смерти Соломона царство Давида разделилось. Один из его потомков, Ахаз, был царем Иудеи. Соседи, Израиль и Сирия, выступают войной против Иудеи – эта территория является невероятно важной стратегически: через нее проходят торговые пути, имеется выход к Средиземному морю, и в случае войны она является тем узким горлышком, через которое должны идти армии Африки и Азии.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
Ефрем – самое многочисленное из колен Израиля, его земля, Самария, непосредственно граничит с Иудеей, это меньше дня пути. Неудивительно, что и царь, и народ Иудеи испугались.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
Бог посылает пророка с сыном (у сына – говорящее имя, означающее «Остаток спасется») к царю, который в это время инспектирует водопровод, сумеет ли город выстоять в случае осады.
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
Ахазу не следует бояться. Хотя Рецин, глава Сирии, и Факей сын Ремалиин, глава Израиля, хотят сместить Ахаза и воцарить своего ставленника, некоего сына Тавеилова, их планам не суждено осуществиться. Более того, Господь предрекает, что это Израилю, а не Иудее, предстоит потерять независимость и раствориться среди других народов. И Сирия, и Израиль — уже дымящиеся головни, т.е. у них скоро начнется пожар (Ассирийское нашествие), а они не знают об этом.
9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
«Если не будете в вере, то не устоите» — так точнее было бы перевести эту фразу. Бог через пророка говорит о том, что основой спасения являются не человеческие расчеты (укрепление обороны, союзнические договоры), а доверие Господу, полное упование на Него.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
Понимая, что слова пророка могут восприниматься просто как слова, Бог предлагает царю выбрать знамение. Оно могло быть связано как с глубиной (возможно, внутренними органами жертвенных животных, или же с землетрясением из недр земли), либо с высотой (например, грозой).
Но Ахазу не до пророка с его Господом, они отнимают время подготовки к обороне. Им руководит страх, мешающий слышать. И ведь если он поверит, придется многое менять в своей жизни (Ахаз продолжает политику религиозного синкретизма, Бог для него – лишь один из богов, и уж точно не Господь его жизни).
Но на всякий случай лучше «благочестиво» оказаться.
13 Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
Но от Бога и пророка ничего не скрыть. Вы ставите препятствия людям, т.е. пророкам, вразумляющим народ, а теперь ты, царь, решил препятствовать Богу явить Свою волю?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
Исайя предрекает в высшей степени странное знамение. Должен родиться некий ребенок, и еще до достижения этим грудничком возраста понимания, что такое хорошо, и что такое плохо, Сирия и Израиль перестанут грозить Иудее. Так и случилось. В течение ближайших трех лет у союзников появились более существенные дела, чем грозить Иудее. Сирия подверглась нападению Ассирийской империи, и Рецин был убит.
Проблема только, что для самого Ахаза так ничего и не изменилось…
Однако у пророчества могут быть несколько горизонтов исполнения (и так это бывает с любым библейским текстом). Что означает, что родит «дева»? Хотя еврейский текст может быть понят и как «молодая женщина», переводчики Исайи на греческий за два века до Р.Хр. поставили слово «парфенос», одно из значений которого – дева, девственница. И странное имя Еммануил может быть понято как «с нами Бог». Поэтому Евангелист Матфей отнесет пророчество к рождению самого Христа, в лице Которого Бог посетил Иудею не просто через вмешательство в историю, но в самом прямом и буквальном смысле (Мф. 1:22-23).
Как тогда, так и сейчас, чтобы увидеть это, необходимо поверить.
- А что вам мешает слышать Бога?
- Нет ли чего-то, что вы не хотите слышать?
- Как, через кого Бог говорит вам?
- В какой области жизни вам не хватает веры, и вы хотели бы укрепления знамениями или хотя бы словом от Господа?
- Какое значение для вас имеет это пророчество о Еммануиле?
В книге пророка Исайи существует целая серия мест, относящихся к Мессии:
Как слуга Божий Он будет призван еще до Своего рождения (Ис. 49:1)
Он родится от Девы (Ис. 7:14)
Отрок Божий, Он „произойдет от корня Иессеева» и будет таким образом членом дома Давидова (Ис. 11:1,10)
Он получит силу от Святого Духа (Ис. 11:2; Ис. 42:1)
Он будет мягок, почти слаб (Ис. 42:3)
Исполняя миссию Свою, Он будет послушен Богу (Ис. 50:4-9)
Он добровольно примет страдание (Ис. 50:6; Ис. 53:7-8)
Он будет отвергнут Израилем (Ис. 49:7; Ис. 53:2-3)
Он возьмет на Себя грехи мира (Ис. 53:4-8, Ис. 53:10-12)
Он одержит победу над смертью (Ис. 53:10)
Он будет вознесен (Ис. 52:13; Ис. 53:12)
Он придет, чтобы утешить Израиль и всех сетующих и совершить отмщение нечестивым (Ис. 81:1-3)
Он придет, чтобы прославить Бога (Ис. 49:3)
Он придет, чтобы возродить Израиль духовно, для Бога (Ис. 49:5), и чтобы опять собрать его е землю, обещанную ему (Ис. 49:8)
Он будет царствовать, воссев на троне Давидовом (Ис. 9:7)
Он принесет Израилю свет радости (Ис. 9:2)
Он станет Новым Заветом для Израиля (Ис. 42:6; Ис. 49:8-9)
Он станет светом для язычников (Ис. 42:6; Ис. 49:6)
Народы обратятся к Нему, и Он возродит их (Ис. 11:10)
Язычники поклонятся Ему (Ис. 49:7; Ис. 52:15)
Он станет управлять миром (Ис. 9:6)
Он будет судить по правде и справедливости (Ис. 11:3-5; Ис. 42:1,4)