В иудейской среде жило предание о том, как молодых перспективных ребят-евреев привезли в столицу Вавилонской империи. Царь хотел сделать из них будущих чиновников для покоренной Иудеи, но для этого нужно было вытравить из них преданность Единому Богу и Его Закону, веру, которая вавилонянам казалась фанатизмом. Им сменили имена, предлагали в пищу мясо, посвященное местным богам, и, в конце концов, потребовали поклонения идолу. Юноши с честью выдержали испытания, а их чудесное спасение от мучительной смерти в печи стало известным сюжетом мировой культуры.
Мы будем читать об аналогичном случае спасения ото львов самого Даниила. Но все-таки не чудо, не красивая история (может быть, даже литературно обработанная) является предметом внимания автора. Это всего лишь фон, на котором ярче видно настоящее чудо – верность Богу, которую не может подорвать даже угроза смерти. Быть верным Богу во всех обстоятельствах – вот лейтмотив повествования. И такую верность являли Богу многие и многие среди избранных Божиих вплоть до нашего времени, новомучеников и тех, кто и сейчас страдает за веру.
1 Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве,
2 а над ними трех князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.
3 Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством.
Итак, один из четверки молодых людей удостоился чести стать одним из приближенных царя. В других частях этой книги Даниил уже показан как мудрец, толкующий сны царя, и эта мудрость и являлась свидетельством, что на нем преизобильно почиет Дух Божий[1].
4 Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.
Можно обратить внимание на то, как описывается его праведность в этом стихе: он верен царю во всем, не допускает ошибок по небрежности и тем более сознательных преступлений.
Трудно сказать, что было раньше: праведность Даниила, о которой говорится здесь, его преданность Закону (о чем сказано ранее и еще будет сказано), или дар Духа. Но очевидно, что эти три вещи связаны.
5 И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его.
Не поборов Даниила через его слабости, они ищут способ поставить его в двусмысленную ситуацию в связи с его верой. Либо он пойдет на компромисс с совестью и потеряет уверенность в Боге и себе (ср. Рим. 14:23), либо его можно будет обвинить в нелояльности и избавиться от него.
Все это есть и сейчас. Иногда борьба ведется завуалировано, но все больше – вполне открыто. Если работаешь с роженицами, делай и аборты. Если венчаешь, венчай и однополые пары. Если учишь, не смей говорить о Боге. Если ты во власти, поступай не по совести, а согласно генеральной линии.
6 Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи!
7 Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.
Не всегда слова соответствуют истинным намерениям людей, и уж как не правителю этого не знать. Но когда играют на тщеславии, люди оказываются порой невероятно близоруки.
8 Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен.
9 Царь Дарий подписал указ и это повеление.
10 Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.
Иудеи молились минимум два раза в день (Втор. 6:8): утром, чтобы освятить день и благословить Бога, и вечером, чтобы поблагодарить и в мире отойти ко сну. Давид молился в полночь (Пс. 118:62), а Даниил молится и после полудня, в час дневного жертвоприношения (ср. Пс. 54:18).
Пример Даниила – это не заповедь, а именно пример того, что значит быть праведником. Даниил демонстрирует смелость перед лицом опасности, служение Богу для него важнее людских повелений. В том числе в этом выражается его преданность Богу. Сомневаюсь, что он был бы столь ревностен и сумел бы сохранить веру во враждебном окружении, если бы пренебрегал молитвой.
Если у вас проблемы с регулярной молитвой, почему бы не возобновить ее с сегодняшнего дня, руководствуясь теми указаниями, что даны в тексте? Молиться (т.е. открывать Богу сердце, делиться переживаниями и желаниями, просить Его о чем-либо) и славословить (хвалить Его и благодарить) – это не трудно; это как раз то, что дает силы. Книга Псалмов вам может в этом быть хорошим подспорьем.
11 Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим,
12 потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения.
13 Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами.
14 Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.
Что Дарий, что Пилат в библейском повествовании рисуются как люди, симпатизирующие праведнику, но недостаточно твердые, чтобы действительно поддержать его.
15 Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено.
16 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!
Удивительно отношение царя к Даниилу и Его Богу. Как нужно жить, чтобы люди другой веры так оценивали тебя и твоего Бога, и желали тебе спасения!
17 И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле.
Царь и друзья Даниила не могли спасти Даниила, не нарушив печатей вельмож, и они не могли убить его, не потревожив царскую печать.
18 Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
19 Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному,
20 и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
21 Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи!
22 Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.
Даниил, во-первых, показывает настоящее почтение к царю. Его «вовеки живи» — действительно от сердца, он не пытается манипулировать. В своем ответе Даниил связывает спасение с верностью Богу, и замечает попутно, что в его вере нет преступления и перед царем. Не все, обнародованное как закон, является по-настоящему законным и полезным государству. Закон только тогда законен, когда не покушается на веру и свободу совести.
23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.
24 И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.
Что посеяли, то и пожали.
25 После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится!
26 Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.
27 Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».
Текст письма царя призван укрепить веру нас, читателей. Можете ли вы сказать о Боге то же, что говорится Дарием? В каком избавлении и спасении вы нуждаетесь?
28 И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского
[1] Здесь встает вопрос, как понимать слова о духе; и еврейский, и греч. текст можно понять двояко: перевод Кулакова дает «отличался духом необычайной силы», а Юнгерова «преизобильный Дух был в нем». Я думаю, что ключом здесь служит Дан. 4:5.