Книга Ионы – пожалуй, одна из самых любимых в библейском каноне. Все знают о Ионе, которого проглотил кит. Но какую весть в действительности несет в себе эта книга? Кто-то считает ее рассказом об образцовом покаянии. Другие видят в ней свидетельство того, что Бог на самом деле гораздо более милостив, чем люди. Третьи – полемику с национализмом и шовинизмом, утверждение мысли о том, что для Бога дороги все люди, не только Израиль, и Он хочет спасти даже таких непослушных, как сам Иона. А может, это как раз предупреждение о тщетности непокорства, или учебник послушания для людей, призванных к служению Богом? В книге можно увидеть все эти мотивы. При этом книга не лишена поэтической красоты и доброго юмора.
Написано много полемических сочинений относительно достоверности сюжета книги. Рассмотрение всех доводов вывело бы нас за рамки установленного формата, и всегда нашлись бы те, кому любые итоговые выводы показались бы неприемлемыми. Я предлагаю поставить вопрос иначе: богодухновенна ли эта книга? Если ответ «да», если в ней содержатся истины, необходимые для нашего спасения, истины, открытые автору Богом, этого достаточно, чтобы ее читать.
Если вам удобнее слушать, вы можете обратиться к эфиру об этой книге на радио «Вера» (там есть расшифровка, а сам разговор получился «с перчинкой»)
1:1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.
В завязке сюжета мы видим, что пророк слышит слово Господне – но поступает прямо противоположным образом! Вместо того, чтобы двигаться на восток, в Ниневию (современный Ирак), он направляется на юго-запад, в порт Яффо, и нанимает корабль, чтобы плыть в Испанию. Морское путешествие до Фарсиса и обратно занимало в то время целых три года!
Что побудило Иону так поступить? Непохоже, что он не расслышал или не понял Господа. Он сознательно не хочет идти в Ниневию. Это столица ненавистной Ассирийской империи, которая поглотит Израиль. Что делать там пророку Израиля? Ну хорошо, пророков в древности уважали, даже чужих пророков – на всякий случай. А вдруг они покаются – и получится, что Иона собственными руками спас тех, кто угрожает его родине?
В этом смысле книга невероятно актуальна. Мы все делим мир на своих и «чужих». Как бы мы поступили, получив от Бога повеление идти на проповедь к исламским фундаменталистам или просто в страну, которая, по нашему мнению, угрожает нашему отечеству?
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.
5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.
В то время, как корабельщики молились и выбрасывали груз, чтобы облегчить корабль, Иона спит.
6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.
Они могли по очереди вытаскивать одинаковые предметы, например, щепки или камушки, и чей предмет оказался помеченным, на того и падал жребий. В древности (да и позднее в истории Церкви при выборе епископов) жребий считался одним из способов узнать волю Божью.
8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?
9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
Корабельщики привыкли к миру язычества, где у богов – своя ограниченная территория, своя специализация. Возможно, они впервые сталкиваются с верой в Единого Бога, Творца всего существующего.
10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.
Ирония ситуации заключается в том, что Иона был послан упрекать, но вот уже дважды звучит упрек в его адрес – от капитана и простых матросов.
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
Иона понимает причины происходящего, и готов пожертвовать собой для спасения этих людей.
13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.
Некоторые считают, что корабельщики испугались ответственности перед Богом за смерть пророка. Мне видится, что корабельщики-язычники оказываются вдруг невероятно сострадательными, человечными.
14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!
15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.
16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.
Присутствие Ионы невольно послужило обращению мореходов.
2: 1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
В принципе такое возможно, но акцент здесь – не на самом пребывании пророка в этом мрачном месте, а в том, какое покаяние это в нем вызвало. Слова Ионы – это невероятно красивый гимн, где Бог отвечает на человеческий вопль. Мы не слышим самого обращения, это – скорее, воспоминание о состоявшейся встрече.
2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита
3 и сказал:
к Господу воззвал я в скорби моей,
и Он услышал меня;
из чрева преисподней я возопил,
и Ты услышал голос мой.
4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря,
и потоки окружили меня,
все воды Твои и волны Твои
проходили надо мною.
5 И я сказал: отринут я
от очей Твоих,
однако я опять увижу
святый храм Твой.
6 Объяли меня воды до души моей,
бездна заключила меня;
морскою травою обвита была голова моя.
7 До основания гор я нисшел,
земля своими запорами навек заградила меня;
но Ты, Господи Боже мой,
изведешь душу мою из ада.
8 Когда изнемогла во мне душа моя,
я вспомнил о Господе,
и молитва моя дошла до Тебя,
до храма святаго Твоего.
9 Чтущие суетных и ложных [богов]
оставили Милосердаго своего,
10 а я гласом хвалы
принесу Тебе жертву;
что обещал, исполню:
у Господа спасение!
11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Неужели некоторым нужно погрузиться в самую глубину, чтобы обратиться к Господу с такой силой?
3: 1 И было слово Господне к Ионе вторично:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
Просьба о прощении не снимает ответственности, ранее возложенной на человека Господом. Ионе приходится идти и делать то, что не сделал ранее (первый и второй стихи идентичны началу книги) – собственно, в этом и заключается его собственное покаяние (сравните третьи стихи).
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
Как корабельщики-язычники, так и язычники-ниневитяне обращаются к Богу, знание Которого, видимо, живет в глубине сердца каждого человека. Их сердце знает о Боге больше (надежда на Его милосердие), чем сам пророк. И еще: иногда в критической ситуации лучше всего действуют те, от кого ты этого совсем не ожидаешь (ни одна проповедь другого пророка не возымела такого эффекта, как проповедь Ионы!)
Хотя, конечно, пост животных – это преувеличение автора, чтобы мы – даже самые суровые из нас – улыбнулись.
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
4: 1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен.
2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
Горевал ли Иона о том, что Бог показал Себя мягкосердечным по отношению к врагам Израиля? Или ему было обидно, что Бог не подтвердил репутацию Ионы как гневного пророка, пророка суда Божия? Или он считает, что вся его деятельность была напрасной?
Тем, кто трудится на ниве Божией, — миссионерам, катехизаторам, ведущим Евангельских кружков, священникам, — иногда хочется «прорывных» результатов, яркого свидетельства того, что что-то меняется в жизни людей. И да, могут быть какие-то внешние свидетельства, но плоды, сердца видит только Господь. А ведь так трудно с этим смириться, просто делать свое дело, не ожидая результатов! И еще труднее оставить прежний суд о человеке, который вел себя неподобающе, поверить, что он действительно может измениться. Вот и Ионе было трудно.
5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
Странный Иона человек. С растением у него больше согласия, чем с людьми…
7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
Бог говорит с Ионой как с маленьким капризным ребенком. Но Иона то не хочет отвечать (ст. 4), то драматизирует свои страдания (ст.9).
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Люди, не умеющие отличить правой руки от левой – это, конечно, дети.
Многие люди обвиняют Бога Библии в жестокости. Мы пытались с вами смотреть тексты из Исхода, книги Судей, пытаясь понять, почему Бог иногда попускает случиться жестоким событиям. Эта книга дополняет картину, показывая, что как раз таки Бог оказывается гораздо милостивее людей, примеряющих на себя мантии судей.