Евангелие от Матфея, отрывок из которого мы будем сегодня читать, начинается с родословной Иисуса. Из нее становится ясно, что Он – несомненный потомок Давида, Мессия Израилев. Но подробности Его рождения родители вынуждены держать в тайне, чтобы не подвергать опасности от властей (Ирод и так уничтожил всех детей в Вифлееме).
И только в Крещении, о котором мы читаем сегодня, открывается, Кем на самом деле является Иисус.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Иоанн крестил для прощения грехов. Он знал Иисуса, ведь они были родственники. Но в этот момент на Иордане Иоанн почувствовал, что перед ним Тот, Кто гораздо чище, светлее его самого. Это многое говорит о самом Иоанне. Увидеть нечистоту в другом – труда не составляет. Но увидеть добро и святость в том, кто рядом, близок, — нужно особое зрение.
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
Зачем же крестится Господь? Приведем некоторые мнения:
1) Установление крещения как таинства исцеления человека.
Так, священномуч. Игнатий Антиохийский считает, что Христос крестится для того, чтобы очистить и воду. Свт. Григорий Неокесарийский, следуя этому, добавляет, что таким образом Иисус устанавливает таинство исцеления. Это же мнение звучит в проповедях митр. Антония Сурожского.
2) Исполнение всего, что требуется от людей по Закону.
Преп. Ефрем Сирин считает, что таким образом Иисус свидетельствует истинность Своего человечества и исполняет все, что требовалось от человека по Ветхому Завету, таким образом упраздняя крещение Иоанна. В этом с ним солидарен и свт. Иоанн Златоуст.
3) Явление Себя.
Иисус крестится, чтобы явиться людям (Евфимий Загабен, древняя литургическая традиция называть праздник Богоявлением). Автор комментария в Лопухинской Библии свящ. М.Фивейский считает, что Христос таким образом самоуничижается и являет пока только Иоанну подлинную природу Своего Мессианства – как раба, служителя.
4) Пример для других.
Архиеп. Аверкий Таушев, суммируя мнения многих, говорит о том, что Господь крестится, чтобы показать собственным примером необходимость крещения.
Итак, мы видим широкую палитру мнений. Неясно, как воспринимать крещение Господа – как завершение ветхозаветного Иоаннова крещения или как установление новозаветного, Церковного; это просто дело исполнения закона по-человечеству или начало новой Божественной реальности; кому являет себя Господь – всем людям или Иоанну.
Оказывается, насколько по-разному и даже противоположно святые отцы и авторитетные церковные толкователи могут смотреть на один и тот же вопрос, причем вопрос немаловажный!
Что же, не читать толкований? Читать, конечно (я не смог бы написать комментарии к предыдущим отрывкам без помощи многих, размышлявших и исследовавших Библию до меня, к кому я испытываю большую благодарность).
Но не будем абсолютизировать толкования. Ознакомление с историей толкований весьма полезно, но само по себе – не спасительно. Истина, ведущая нас ко спасению, не в том, как конкретно «по отцам» истолковать то или иное изречение, а в том, как жить тем Духом и по тому примеру, которые нам оставили святые и Сам Господь.
Чтобы действительно прочесть, усвоить данный текст, полезно спросить себя: «А что из этого я слышу как обращенное лично ко мне?», полезно обратиться с молитвой ко Господу: «Господи, а мне-то что из этого важно, что Ты мне хочешь этим сказать?» И вот то, что откроется, постараться исполнить, этим пожить хоть какое-то время.
Мне, например, откликается, с каким смирением, по мнению о. Михаила Фивейского, Христос относится к Себе, и что крещение – это действительно установление таинства моего исцеления, Христос ради этого приходит.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
На смирение Сына Отец отвечает со всей любовью.
Отверстые небеса, нисхождение голубя – это все образы того, что рядом с Иисусом открывается другая реальность, Бог становится вновь близок, а Иисус грядет не как завоеватель (с колесницами или орлами), а как Тот, Кто несет мир, исцеление человечеству.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
В жизни библейских героев часто после какого-то великого откровения, победы наступает период испытаний: сохранит ли этот человек верность Богу.
Конечно, как Бог Христос не мог быть искушаем. И даже как совершенный человек, не знавший греха, Он был свободен от греховных страстей, его не тянуло на грех. Но первого человека удалось совратить через непослушание Богу. Будет ли Христос по-человечеству во всем послушен воле Отца, или проявит самоволие?
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Первое искушение связано с пищей. «Позаботься о Себе», — говорит искушение (а заодно ты откроешь способ приобрести весь мир, решив проблему бедности). На это Иисус отвечает, что есть нечто большее, что поддерживает в нас жизнь, и это – Слова Божии. И если уж Отец Духом послал Иисуса сюда, Его и нужно слушать, Он знает о нуждах Сына.
А чем питаюсь я, где источники моей жизни? Жажду ли я так услышать слово Божие относительно своей жизни, или действую по-своему, а потом жалею?
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Второе искушение – чудом и надеждой, что Отец поддержит Сына в любом случае, даже несмотря на безрассудные поступки. Чудо, безусловно, имело бы смысл: Мессию-чудотворца признали бы сразу. Но Иисус отвечает фразой из Втор. 6:16, где она означает «Не испытывайте Бога» — Его любовь, Его терпение – не испытывайте. Иисус не хочет подвергать Отца, отношения с Ним бессмысленному испытанию.
Нет ли такого, что я жду чуда от Бога там, где требуется просто последовательный труд с моей стороны? Нет ли области, где я поступаю опрометчиво, надеясь, что Бог убережет от последствий?
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Достичь власти ценой всего лишь одной сделки с совестью, чтобы потом изменить мир к лучшему. Избрать для достижения высоких целей немножечко спорные средства. Ради результата сойтись с несколько неоднозначными людьми, начать с ними сотрудничать. Просто чуть-чуть забыть о Боге, занимаясь спасением мира от болезней, бедности, и прочего.
Почему-то Иисус на это не идет.
Есть вещи, которые нельзя поменять местами. Добро должно оставаться добром, зло – злом. Подлецу нельзя подавать руки как честному человеку. Об этом писал К.Льюис в своем эссе «После чистоплюйства».
Но, похоже, здесь есть и нечто большее. Для Иисуса цель – не в том, чтобы спасти мир (хотя, конечно, это Его цель). Его главная цель – быть в послушании Богу Отцу, даже если кажется, что Твое служение неэффективно и бессмысленно, все равно служить Ему.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Похоже, Матфей хочет, чтобы мы немного улыбнулись. Христос только что отверг служение Сатане и выбрал служение Богу. И вот уже в следующем предложении Он Сам принимает служение от ангелов, Он и есть Тот, Кому полагается служить!
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Иисус пока продолжает дело Иоанна Крестителя. Удалось ли удержать в памяти вчерашний отрывок, а еще лучше, пожить им?
«11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» В этом стихе можно еще увидеть дарованную нам свободу выбора и как она реализуется на практике. Пока Иисус был искушаем, божественное воинство не вмешивалось, не помогало, а просто наблюдало. А когда Господь отверг все предложения сатаны, выбрав послушание Отцу и оставшись верным Ему, тогда и ангелы в радости и служении окружили Его. Мне кажется, что в нашей жизни мы начинаем ощущать поддержку Господа только тогда,, когда своей свободной волей становимся на путь Любви, указанный Иисусом. Пока мы мечемся, что предпочесть, пытаемся «приручить» Бога, использовать веру с выгодой, ангельские силы выжидают….
Интересно Елисавета и Иосиф знали о причинах истребления младенцев? Неужели приход Господа связан с такими огромными жертвами? Вероятно «да» ,так и мы приносим в жертву все самое дорогое когда решаем идти за Христом. Но одно дело когда это касается нас и другое когда это испытывают совершенно непричастные к этому(может даже невоцерковленные) люди. Этот вопрос для меня пока открыт.
«Но в этот момент на Иордане Иоанн почувствовал, что перед ним Тот, Кто гораздо чище, светлее его самого», по -моему он это чувствовал еще в утробе Елисаветы, а учитывая что они с Иисусом были знакомы у меня вопрос, почему они не встречались раньше и не обогощали друг друга духовно?
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» Таким образом Господь говорит что пустыня это там где «пусто», где нет никого, а главное Бога, поэтому это место мгновенно заполняется диаволом с его искушениями, значит в пустыню нужно впускать Бога и постоянно отслеживать -находишься ли ты в пустыне или возделываешь рай (так Господь отвечает на мой вопрос)
«Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» Искушение это как неверие, как хула на Бога, естественно как Господь может к этому относиться. Он же не искушаем, а значит на искушения не реагирует- ну и подвергай себя опасностям, Господь за это не отвечает.
Юрий,
1) объективно не было истребления младенцев тысячами, это позднейшее. Как может чувствовать себя человек, когда рядом гибнут неповинные люди, кстати, один из основных мотивов в Гарри Поттере. Переживает, конечно, пытается этому помешать, насколько в силах.
2) Вы правы, в младенчестве — да, Иоанн Духом узнал Иисуса (или его узнала мать по биению плода?) Но легко ли сохранить такую память? Встречались ли они, мы не знаем, может, и встречались. Но мы точно знаем, что брат Иисуса, Иаков праведный, про которого говорили, что у него колени как у верблюда от коленопреклоненных молитв, не видел в Своем Брате Мессии до Воскресения, хотя общался с Иисусом теснее, и должен был знать семейные предания.
3) про пустыню — красиво, да, пустого места просто нет (притча о семи злейших)
4) не понял.
Спасибо Владимир.
4) Может так: Не искушай Господа Бога,потому что это бесполезно так как Бог не искушаем. Значит все поступки , связанные с неоправданным риском и опасностью для жизни не будут вызывать внимание у Бога. По-этому если хочешь подвергать себя безрассудной опасности, подвергай, только Бог здесь не причем последствия будут на твоей совести.