Если Нагорная проповедь, согласно евангелисту Матфею, была произнесена на горе, и слышали ее в первую очередь ученики, то поучения о Царстве Господь Иисус говорил внизу, на Галилейском море, и они предназначены для всего народа.
Незадолго до этого люди стали свидетелями множества исцелений. Это расположило их сердца к тому, чтобы слушать.
Иисус мог бы говорить о тысяче разных вещей, но Он выбирает говорить о самом важном, о Царствии Божием. И говорит Он парадоксально, притчами. Оказывается, Царство Божие уже присутствует в этом мире. Но оно – совсем не то, что о нем думают обычно. Оно – и драгоценность, и ответственность, оно и мало, и велико. Оно обязательно будет расти и распространяться. А ты, заметишь ли его ты, окажешься ли ты причастен ему?
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
Обычно люди стремятся подобраться как можно ближе к интересному человеку, и может случиться так, что другим за их спинами просто не будет слышно. Вода Галилейского озера создавала естественную преграду для толпы, образовывалось пространство для того, чтобы Иисуса могли увидеть и услышать все желающие. Забота Иисуса о людях проявлялась даже в таких, казалось бы, мелочах, как выбор места проповеди.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Свои поучения Иисус начал с притчи о сеятеле. Уже сейчас можно поставить себя на место народа и поразмышлять, что эти слова означают для вас – еще прежде всяких пояснений Самого Господа и толкований позднейших комментаторов.
Почему именно с этой притчи Он начинает, что Он хочет этим сказать?
О ком Он говорит, что это за человек, так расточительно бросающий зерна даже туда, где ничего не может взойти? Имеет ли Он ввиду Себя, или кого-то еще? Но что Он сеет? Может быть, слова надежды? И каких плодов он ждет?
Знаю ли я такие примеры в жизни других людей, кого?
И что в ответ просится во мне?
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
Слова о том, что нечто может быть отнято, побуждает к внимательности и хранению того, что получаешь от Бога.
Чего не хватает обычному народу? Веры? Готовности всерьез, не на один день, не на время проповеди, а на всю жизнь стать учениками? И если так, то зачем все-таки Иисус хоть что-то говорит к таким людям?
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Уже пророку Исайе было открыто, что люди не готовы слушать прямые слова и наставления. За столетия ничего не изменилось. Но, чтобы хоть что-то заронить в сердца людей, Иисус говорит им притчами, над которыми человек волей-неволей будет размышлять.
А что делаете вы, если вас слушать не хотят, а дело действительно важное?
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
Мы вместе с учениками счастливее простого народа, счастливее даже пророков и праведников прошлого, потому что нам Иисус готов дать и толкование. Но будем ли мы достойны этого?
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Мне кажется, объяснений Иисуса вполне достаточно для первого прочтения и размышления. Если же вы будете перечитывать это письмо, и у вас окажется достаточно времени, вы можете поразмышлять над вопросами к тексту из нашего пособия «Евангелие от Марка с вопросами и комментариями»:
- Когда, в каких ситуациях, через кого вы обретали это семя, слышали и слышите голос Божий?
- Некоторые толкователи сравнивали дорогу не только с неверующими, но и с верующими, которые довольны сложившейся у них «утоптанной и наезженной» картиной мира, и ни в чем больше не нуждаются. Получается ли у вас ощущать новизну, свежесть в знакомых Евангельских текстах, удивляться им как дару свыше? Готовы ли вы в принципе так относиться к слышимому слову проповеди, особенно если оно не похоже по стилю на то, к чему вы привыкли?
- Древние иудеи воспринимали сердце как средоточие памяти, желаний, воли. Как можно подготовить свое сердце? Как можно вспахать и углубить его, чтобы внешние трудности не поколебали веры? Как лучше сохранить Слово, которое мы слышим?
- В каком состоянии вы сами сейчас находитесь? Какие испытания веры из этой притчи более всего касаются вас, что более всего мешает вам, о чем вы можете молиться и просить Господа? Или вам нужно что-то изменить в жизни, чтобы лучше слышать и плодоносить?
- В чем вы видите возможность для себя не просто слышать, но и претворить нечто уже услышанное в жизнь? Каких плодов лично от вас ждет Господь на данном этапе жизни?
- Вероятно, вы обратили внимание на то, что под сеятелем, щедро сеющим семя, можно понимать и людей, и Самого Бога. Что вы можете на основании этого образа сказать о Боге?
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Эту притчу можно понять многими способами.
Например, любого пастыря подчас посещает желание создать общину «избранных»: тех, кто не требует сил и времени, не разочаровывает, но напротив, излучает жизнерадостность, готов брать на себя инициативу, служить, жертвовать и быть примером во всем. Но что делать с остальными, и будут ли оставшиеся в такой общине искренни?
Пока человек здесь, он изменчив. Из казалось бы ангелов в детстве могут вырасти совершенно ужасные взрослые, но и люди, ни на что не годные с первого взгляда, могут преобразиться, если найдется кто-то, кто подарит им достаточно жизни, любви и тепла.
Не суди прежде времени, не пытайся отделить «хороших» от «плохих» — это дело суда Божия. Но, вместе с тем, если тебя принимают в Церкви несмотря на что-то неправильное, не думай, что так будет всегда.
Так бывает с инициативами в Церкви. Вот кто-то начинает новое дело, и старожилам оно кажется подозрительным, не слишком укорененным в Предании Церкви, слишком даже светским. Подожди, не суди прежде времени. Откуда ты знаешь, что, имея добрые намерения, человек сам не дойдет до большей глубины?
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Обе эти притчи – о росте Царства. Вначале оно маленькое – не увидать. Но оно обязательно вырастет, даст приют и тень в жаркий полдень, и заполнит собой все, к чему прикоснется (преобразятся и интересы человека, и его отношения, — все будет осмысляться в контексте Царства). Правда, у закваски есть свойство: если ей не делиться, тесто просто закиснет. Если не делиться вестью о Царстве Божием, что станет с нашей верой?
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
В изъяснении притчи Иисусом основной акцент – на конец времен. Сейчас все перемешано, но в конце каждый получит то место, которое в действительности заслуживает.
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Эти две притчи-подобия уподобляют Царство чему-то самому важному в жизни. Заметьте, Иисус не принуждает и не занимается нравоучениями. Он просто предлагает: не упусти, это действительно драгоценно, иначе будешь жалеть! Гениальная педагогика.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Еще одна притча о разделении – вероятно, специально для тех, кто впоследствии захочет проповедовать всеобщее спасение независимо от нравственных усилий, и надеется войти в Царствие просто так, «за компанию».
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Когда мы только начинали читать Нагорную проповедь, то подчеркивали: Иисус не думает отменить Синайский Закон, но хочет приложить к нему верное понимание. Человек, знающий Ветхий Завет, прилежно его изучающий, подобен имеющему сокровище. Евангелие, учение о Царстве Божием – это новое сокровище. Как хорошо, когда есть люди, знающие и то, и другое, и делящиеся этим с другими (выносящие свое сокровище наружу)!
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Мы видим, что проповедь Иисуса вызывала как удивление, так и скепсис. Увы, это продолжается и по сей день. А Царство, меж тем, растет. Верите ли вы в это?
Здравствуйте! Спасибо за письма.
Когда я их читаю, иногда у меня бывает такое: бегло просматриваю, с ощущением «да, всё верно, всё понятно».
Но когда вчитываюсь внимательно, то появляется множество вопросов, я многого не понимаю. Возможно, я боюсь этих вопросов…
По этому отрывку:
О плевелах и добром семени.
Сорняк с самого начала сорняк, а доброе семя — добре семя. У сорняка нет шанса превратиться в рожь. То есть получается, что бы он ни делал, он будет сожжен(((
Для «судьи» — да, есть риск по ошибке вместе с сорняком вырвать и доброе семя. Например любая «охота на ведьм». Или действительно можно доброе дело принять за худое, «на всякий случай» зарубить его.
Если смотреть, что плевелы и доброе семя — это не люди, а их поступки?
Для меня такое сравнение даёт «больше надежды». Но всё равно вопрос — что же, значит смотреть на дурные дела (свои) и ждать, пока они вырастут?
Тоже «не то»…
Объяснение, которое приведено в письме таким образом кажется мне немного «подогнанным». То, что не стоит судить о других с первого взгляда, сразу изгонять тех, кто кажется «сорняком» — с этим я согласна. (Хотя если говорить об окружении, иногда самому стоит выйти из такого, которое дурно влияет, чем брать на себя «миссию их спасти» — это из опыта)
Но кажется, в притче говорится о чем-то ином. Может, есть какие-то нюансы перевода, или понимания каких-то слов?
Буду признательна, если поможете мне разобраться с этим вопросом)
София, а посмотрите сами книгу Снодграсса по притчам, напишите потом, нашли ли вы ответ. Буду вам благодарен, и вы сами что-то увидите иначе. Или 6-томник владыки Илариона.