Ближайшие пять чтений — о чудесах Господа.
Чудеса и проповедь Иисуса неразрывно связаны: чудеса привлекают к проповеди и служат подтверждением свыше, что сказанному можно верить. Но одновременно чудеса могут стать и ловушкой: люди начинают искать не Господа, не Его Слова, — а необычного, впечатляющего. Как только любопытство удовлетворено, или чудеса кончились и требуется личный труд по воплощению Царства Божия, такие люди переключаются на другое.
В Ветхом Завете мы встречались с чудом творения мира, случаями вмешательства Бога в человеческую историю, Его суде и милости над народами и царствами.
В Евангелиях также описано множество чудес. Условно можно выделить чудеса:
— насыщения, исцеления,
— изгнания бесов, прощения грехов и победы над злом,
— обращения людей к вере, внутренних изменений,
— власти над природой и проявления божественной силы,
— чудеса власти над смертью, воскрешения.
Быть может, самые значительные чудеса связаны именно с изменением человеческого сердца. А центральным чудом Евангелия является Сам Иисус, Его вхождение в этот мир ради спасения всех.
В Евангелии чудеса часто называются знамениями, знаками Царства Божия, знаками Божией милости и любви. Одновременно они являют Иисуса как Христа, Помазанника Божия. Прекрасная статья о библейских чудесах содержится в Словаре библейского богословия под ред. К.Леон-Дюфура.
Какое чудо было самым первым из совершенных Иисусом? Евангелист Иоанн рассказывает нам о претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11), а Марк повествует о множестве исцелений и изгнании бесов (Мк. 1:23-34). С одним из чудес освобождения человека от власти зла мы познакомимся сегодня.
1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
Из предыдущего повествования мы узнаем, что Иисус решил переправиться на другую сторону озера, потому что слишком много народа искало встречи с ним, и не было возможности отдохнуть. Но снова: Иисус отправляется туда, где Он больше всего нужен – к бесноватым.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
Этот человек жил в пещерах, которые использовались для погребения мертвых. Это в христианской практике некоторые подвижники выбирали кладбища местом уединения и размышления о бренности человеческой жизни, встрече с Богом в Воскресении. А у иудеев такое место считалось нечистым, связанным со смертью. Лишний раз по такой земле старались не ступать.
Человек, о котором идет речь, был несчастен трижды. Во-первых, он был одержим нечистым духом, его личность находилась в несвободе, под гнетом злой силы. Во-вторых, он причинял себе увечия, занимался самокалечением. В-третьих, он был очень одинок, его избегали.
Не так ли проявляет себя сегодня одержимость алкоголем и прочими зависимостями? Сначала человек теряет контроль над собой, своим поведением. Потом начинает под влиянием чувства вины еще больше разрушать себя. И, наконец, оказывается в полном одиночестве, без надежды на какую-либо помощь.
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
Мы видим внутреннюю борьбу, которую переживает одержимый. Прежде всего, он почувствовал присутствие Иисуса, и каким-то неведомым образом нашел силы обратиться, прийти к Нему. Это обращение (одновременно как разворот в сторону Бога и как вопль, обращенный к Нему из глубины сердца) — первый и решающий шаг всякого исцеления. В такой момент человек исповедует, что он не способен справиться со своей бедой самостоятельно и готов предать свою жизнь в руки Иисуса как Господа, покориться Ему, искать Его водительства. Многие люди годами живут церковной жизнью, не сделав этого шага. Они могут признавать интеллектуально превосходство христианства как учения, руководствоваться христианской моралью, служить Богу имением и даже проповедовать, — но оставаться все равно при этом хозяевами своей жизни.
Бесноватый сделал первый шаг, но ему трудно растождествиться с тем, что его мучает: «Я и моя страсть – мы едины, не мучай!» (потеря личности настолько сильна, что за него даже говорит сам бес). Исцеление не происходит мгновенно.
9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
Что таким образом хочет сказать эта злая сила?
Что она непобедима (легион – это 6 тыс. воинов), и нечего думать с ней справиться?
Что у нее нет конкретного обозначения, и когда мы обозначаем что-то как зависимость, одержимость, и пр. – мы обозначаем всего лишь симптомы, а за этим стоит нечто более глубокое, что невозможно исцелить только на психологическом уровне, не касаясь духа, того, что связывает с Богом?
Или, напротив, она не хочет называть себя, ведь человек, который признает наличие конкретного греха, страсти (я — не справляюсь с гневом, обидой, я – люблю смотреть порнографию, я – в плену созависимости от другого человека), уже становится на путь исцеления?
10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
Свиньи – нечистые животные, которые не должны были находиться на земле Израиля, но местные жители выращивали их на продажу, обеспечивая римские гарнизоны. Хозяева стада не только нарушали Закон, но и поддерживали оккупантов. Гибель свиней должна была засвидетельствовать одержимому его полное освобождение, а хозяев заставить задуматься.
Многие пытаются понять логику бесов: зачем сначала входить в свиней, чтобы через мгновение сгинуть? Но у зла, саморазрушения нет логики. Вспомним нацизм в своей агонизирующей стадии. Единственной целью одержимых им было пусть погибнуть, но унести с собой побольше чужих жизней.
14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И [жители] вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
Многие комментаторы считают, что люди не столько радовались исцелению бесноватого, сколько горевали о потерянных свиньях и боялись больших разрушений.
Так сегодня можно видеть, как добропорядочные люди отказываются верить в то, что бывшие алкоголики, бездомные или освобождающиеся из мест лишения свободы могут снова вернуться к нормальной жизни, и закрывают для возвращающихся «двери» в общество. Тем более они не терпят рядом присутствия тех, кто будет осуществлять дело такой реабилитации.
18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
В современном мире люди редко отваживаются говорить о том, как Господь явил Свою власть в их жизни, — а зря. Иисус не позволяет человеку примкнуть к группе учеников, но при этом посылает его для свидетельства об освобождении. Это важно и для него, чтобы утвердиться в истинности исцеления, и для других, чтобы не терять надежды.
Удивительно, как евангелист подводит нас к признанию Иисуса Господом в стихах 19-20.
Верите ли вы, что с Богом можно получить освобождение от любой страсти, любой одержимости? Какие практические шаги, согласно этому отрывку, следует предпринять тому, кто ищет освобождения в Боге?
PS Если кому-то показалось некорректным уравнивать страсти и бесноватость, отсылаем вас к трудам отцов пустыни, в частности: авве Дорофею, преп. Иоанну Лествичнику и Евагрию Понтийскому.
У меня вопрос: бесы, вселившиеся в свиней, погибли, как и свиньи, или нет? Ведь бесы — духи.. Могут ли они погибнуть?
Наталья, не знаю.
Евангелие не вдается в исследование того, по каким законам существуют силы, противные Богу, погибают ли они, или просто терпят поражение, чтобы сгинуть уже после Второго Пришествия. Фокус внимания евангелистов вовсе не на них. Главное, что говорят евангелисты, — что Иисус силен освободить человека и от злой силы, и от болезни, и даже от смерти.
И у меня вопрос, Володя. Насколько это эллинизированная территория со времён Македонского? Идёт ли речь в данном случае о коленах Израиля, о рассеянии, или об определённом сирийском народе? Насколько естественны для той территории свиноводство или закон? Что превалирует тут на побережье и в десятиградии в целом?
Как самарянка описана как собирательный образ страны, так и бесноватый в повествовании представляет десятиградие, а не только данного конкретного человека. Это видно по тому, что сначала множеств бесов просит не выгонять их этой страны, а затем исцеленный идёт проповедовать спасение по десятиградию. Поэтому вопрос тем более интересен.
Николай, как бы мы ни понимали местность: Курси, Гадару или Гергесу — все это, безусловно, города с превалирующим языческим населением.
Есть точка зрения, что Иисус полемизирует с их язычеством. Например, превращение воды в вино в Кане — показатель того, что именно Иисус, а не Дионис, многочисленные статуи которого распространены поблизости (например, в Дионе-Скифополисе), есть подлинный Бог.
Можно ли упрекать язычников за то, что они не чтили законы Израиля и способствовали оккупации? Думаю, можно. Пришельцы, согласно Пятикнижию, должны чтить закон Моисея — иначе им не место в Израиле. А ведь помимо них были и местные, которые этому потворствовали.
Да, конечно.
Мы давно полемизировали с подругой над этим местом: за что свиней так? Ведь сами животные ничем не согрешили перед Богом, а Он позволил бесам войти в них и погибнуть… Не может быть, чтобы Он, прощающий и грешников, допустил злую гибель безвинного живого существа, но и объяснения мы не смогли найти.
Как вы это себе объясняете?
Свиньи… за что их так?
Дело не в них, а в человеке.
Люди, обитающие на Земле обетованной, не должны есть свиней, согласно Закону: «Не ешьте никакой мерзости… и свиньи… нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (Втор. 14:3-8).
Оставить свиней — значит, согласиться с тем, что это нормально — нарушать законы Пятикнижия, не слушаться Бога.
Свиньи в любом случае умирают не от старости. Свиней продают и едят. Так что наказаны здесь не свиньи, а их хозяева. Увы, иначе до этих людей было не достучаться…
К тому же, как я писал, гибель свиней наглядно показывала человеку, что он точно освобожден, и для него это было жизненно важно.
Я когда первый раз читала этот отрывок, на понимала, почему Иисус не взял исцеленного бесноватого с собой, а отправил рассказывать другим об чуде. Теперь стало немного понятнее. Чтобы быть учеником Господа, нужно быть очень стойким и сильным в вере. Факт бесноватости говорит о том, что человек легко поддавался искушениям, т.е жизнь его была недостаточно праведной. Свидетельствовать о божественном чуде, произошедшем с самим собой, тоже надо и смелость, и уверенность, и стойкость и готовность противостоять бесовским нападкам. Это тоже не каждому легко и просто сделать. Но в такой практике действительно и вера укрепляется и исцеление закрепляется.
Да, с Богом можно получить исцеление от любой страсти, достаточно осознать ее, попросить помощи у Господа и довериться Ему. Но нужно быть готовым к тому, что по причине нашего несовершенства, рецидивы одержимости возможны и даже неизбежны, поэтому процесс исцеления длиться всю жизнь.
Спасибо!
Верите ли вы, что с Богом можно получить освобождение от любой страсти, любой одержимости? Какие практические шаги, согласно этому отрывку, следует предпринять тому, кто ищет освобождения в Боге?
Да, верю, что с Богом можно получить избавление от любой страсти. Но это происходит не так быстро, как у бесноватого произошло. Эти страсти возвращаются, хоть и реже, и становятся слабее. Важно каждый раз, когда вновь возвращается страсть, идти на исповедь и снова искренне каяться. Тогда с каждым разом страсть становится слабее, а бороться с ней становится легче. Но только с Господом это можно сделать. Потому что он прощает каждый грех, в котором человек искренне покаялся.