Чтобы завершить тему чудес, мы с вами прочтем о воскрешении Лазаря.
Как и прочие чудеса, воскрешение Лазаря свидетельствует о Самом Иисусе, что Он действительно Господь, Мессия-Христос, Сын Божий, пришедший в мир (ст. 27). Вместе с тем, это чудо занимает особое, ни с чем не сравнимое место в ряду чудес Христовых. Во-первых, оно наглядно показывает, что Бог властен все исправить, обратить вспять, даже отменить смерть. Во-вторых, увы, это та точка, после которой Иисуса ждет Голгофа; сотворив это чудо, Иисус подписывает Себе смертный приговор. Но одновременно, в-третьих, это чудо – предвосхищение будущего, символ для учеников, что за смертью есть и Воскресение.
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
Мы немногое знаем об этой семье. Почему сестры и брат не состоят в браке? Высказывались разные предположения. Одни считали, что семья принадлежала к движению ессеев, где люди вели полумонашеский образ жизни, полностью посвятив себя Богу (Вифания – вероятное ессейское поселение). Другие – что сестры не вступили в брак, чтобы ухаживать за больным Лазарем, возможно даже, человеком с ограниченными возможностями (так это видит Жан Ванье, знающий бесчисленное множество таких семей). В любом случае, это была семья, где люди привыкли жить, отдавая себя Богу и ближнему.
Это были благочестивые люди, и неправильно видеть во втором стихе указание на грешницу Синоптических Евангелий. Евангелист забегает вперед, говоря о поступке Марии, описанном в 12 главе.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Неоднократно в этом повествовании встречается указание на любовь Иисуса. Бог не бесстрастен, как Его пытались представить философы. Он способен любить.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
Когда на самом деле умер Лазарь? Иисус придет к его могиле на четвертый день, прождав два дня. Не меньше дня занимал путь из Заиорданья, и весьма вероятно, что Лазарь умер вскорости после того, как послали за Иисусом. Промедление уже ничего не меняло в судьбе Лазаря, Иисус не успел бы застать его в живых.
Но почему же Иисус остался? Христос не идет не потому, что не любит. Любит. Но да, Он действует не так, как мы ожидаем от Него, и даже не так, как мог бы решить Он Сам. Просто Он творит не Свою волю, а волю пославшего Его Отца (Ин. 5:19,30).
Здесь можно увидеть параллель с чудом в Кане Галилейской: «Не пришел час Мой», — сказал там Иисус (Ин. 2:4). Эта болезнь должна была послужить славе Божией. Впервые в истории воскресение будет явлено несомненным образом – не над только что умершим, а над человеком, который умер так давно, что начались явные процессы разложения (ст. 39).
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Иисус говорит, что живет по расписанию, утвержденному Отцом, и, пока час не пробил, не нужно бояться. Это также похоже на сказанное в Ин. 9:4-5: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру».
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
Фома, по-видимому, по-своему истолковал то, что сказал Иисус притчей. Но для него это не так важно. Он готов быть преданным Ему в буквальном смысле до смерти. Да, он пессимист, но и ему есть место среди учеников! И не служит ли его пессимизм тому, чтобы только ярче сияли дела Божии?
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
Марфа, как и в других эпизодах, проявляет больше энергии, чем ее сестра.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Трудно говорить с тем, от кого ждал помощи, и не дождался. Так много уже в первой фразе Марфы! Возможно, она не может справиться с чувствами, и упрекает Иисуса. Совершенно точно, здесь слышится горечь, сожаление. Как бы опомнившись, извиняясь за резкий тон, она продолжает:
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Она на что-то надеется, чего-то ждет от Иисуса. Чего же она ждет? Может быть, она сама не знает точно. Те, кто теряют близких, часто хотели бы, чтобы им сказали: с ним, с ней все хорошо, не переживай. И Иисус отвечает:
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Среди иудеев уже была распространена вера во всеобщее воскресение. Но в ответе Марфы не слышится живой убежденности, для нее это — в отдаленном будущем, а в реальности – брата нет.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Я не знаю, и никто из толкователей не говорит, что произошло в этот момент. Что увидела и поняла Марфа об Иисусе, что из ее уст вырываются слова, являющиеся основным исповеданием веры в Евангелии от Иоанна? Сразу три мессианских титула: Господь, Христос, Сын Божий! Одни говорят, что это только слова, а на деле вера еще несовершенна – что ж, может быть, и все же и слова важны. Другие думают, что эти слова вложены евангелистом в уста Марфы. Но если это и формулировки евангелиста, за ним все же стоит настоящий опыт.
Вероятно, сказанное Иисусом служит ключом к тому, что поняла Марфа: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». В ответ на стандартное исповедание веры в воскресение Иисус отвечает Марфе совершенно нестандартными словами о том, что рядом с ней – Источник жизни, источник воскресения. Причем из древности эти слова понимались как в буквальном, так и в духовном смысле. Иисус дает новую жизнь в буквальном смысле умершим, в воскресении, — и тем, кто связан грехом настолько, что уже здесь стал как мертвый. Кто знает, возможно, напоминание о том, как кто-то преобразился еще в этой жизни, вдохнуло в Марфу новую веру и надежду?
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Те же слова, но благодаря жесту здесь безошибочно можно увидеть чистую скорбь, сожаление, без примеси упрека.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
Описание эмоций Иисуса ставят толкователей в тупик. Возмутился, содрогнулся, прослезился. По поводу чего мог возмутиться Иисус? И почему Он плачет, ведь Он знает, что свершится буквально через несколько мгновений?
Вряд ли он возмутился присутствием Своих оппонентов. Вряд ли он возмутился тем, как кто-то чрезмерно скорбит. Думается, это реакция на смерть, которой не должно быть места в этом мире. Это реакция на несправедливость того, что умирают те, кого мы любим, и любовь ничего с этим не может сделать.
А слезы… Может быть, Он не только плачет о любимом друге, но и уже прозревает те страдания, которые принесет Матери, друзьям и ученикам Его собственная смерть? Он же понимает: если Он это сделает, Его ждет смертный приговор. Не будем анализировать дальше. По мне, это прекрасно, что Тот, в Кого мы верим и на Кого ориентируемся, может шутить, плакать, гневаться и успокаивать. Он действительно Бог живой, и нам нужно не умерщвлять свои чувства, а дать раскрыться им в полноте под водительством Духа.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41а Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший.
Погребения в Иудее делали в пещерах, которые заваливали камнем, чтобы никакое животное не могло попасть внутрь и осквернить могилу. Под воздействием жаркого климата тело начинало достаточно быстро разлагаться. Чтобы уменьшить запах, тело обматывали пеленами, пропитанными ароматным составом.
41б Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
Некоторые задавались вопросом, какой же Бог Иисус, если Ему нужно молиться. Но обратим внимание на то, что это не просительная молитва. Скорее, это разговор Двоих равных. А чудо происходит по повелению Самого Иисуса.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Снова мы видим разделение. Даже чудо не может убедить человека с железобетонным мировоззрением. Но посмотрите, насколько слепы оказываются эти люди в понимании целей Иисуса и движения, стоящего за Ним:
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Ирония истории заключается в том, что римляне пришли и овладели и местом, и народом. Борясь с Иисусом, Который нес людям мир и исцеление, члены синедриона проглядели настоящую опасность – религиозных фанатиков-зелотов. И вот они через сорок лет после казни Иисуса поднимут мятеж, убьют первосвященника, и доведут Иерусалим до того, что в нем в буквальном смысле не останется камня на камне, а народ окажется рассеян по всему свету.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.
Каиафа проявляет себя как циничный политик: «Давайте направим гнев римлян на одного человека, и так избавим народ», – предложил он. Но в этом он действительно оказался невольным пророком.
Дни Иисуса сочтены.
54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
Этим чудом Иисус как бы говорит нам: «Я не прохожу мимо ни одного страдания. Я скорблю не меньше вашего. Я не бесстрастный, Я умею любить. Возможно, все не будет так, как видится тебе. Но Я обязательно приду».
Это чудо готовит нас к страстям, смерти и Воскресению.