Вы когда-нибудь разом теряли все?
И любовь, и понимание, и опору в жизни, и источник вдохновения, и просто себя? Все это во время Распятия происходит с Марией Магдалиной. Хуже того. В такие моменты может возвратиться прошлое, о котором хотелось бы забыть. Для нее это прошлое одержимой женщины из Магдалы, где стоял римский воинский гарнизон, и она не принадлежала себе…
Куда идти, что делать? Да, есть ученики, но их присутствие сейчас бесполезно – через них Иисуса не видно, они так же подавлены, как и она сама.
К гробнице Господа! Где последний раз видела Его. Туда, где хоть что-то напоминает о Нем, о Его Присутствии.
1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
Она взволнована, в смятении. И все же в такие моменты одной быть совершенно невозможно.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб].
Почему другой ученик (вероятно, сам Иоанн) не входит во гроб? Оттого ли, что он по-прежнему считает Петра старшим? Или потому что чувствует: произошло нечто важное, что требует благоговения? Может быть, он смущен тем, что пелены есть, а Господа – нет, и застыл в нерешительности?
6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Петр, со свойственной ему решительностью (вот качество, которое может быть и во благо, и во зло, в зависимости от того, в каком состоянии его носитель) входит в погребальную пещеру. Что же он видит? Если Иисуса унесли, зачем его разбинтовали? И как смогли освободить от погребальных пелен так, что они как будто до сих пор обвивают тело усопшего?
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
Для Иоанна этого вида было достаточно. Но мы, как ни странно, счастливее их. У нас есть дополнительные свидетельства, о которых они пока не подозревают:
9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10 Итак ученики опять возвратились к себе.
11 А Мария стояла у гроба и плакала.
Ученикам не хватило терпения побыть у гроба, и они упустили шанс немедленно встретить Господа. А вот Мария… Она остается. Терпение это, или отчаяние, — мы не знаем. А, может, точнее сказать, верность вопреки очевидности, любовь, которая не перестает? Если есть хоть что-то из упомянутого, Господь обязательно откликается.
И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Евангелисты по-разному передают эту сцену. Мы до сих пор не знаем, сколько было ангелов, как они выглядели – как небесные существа, или как обычные люди. Важно другое – мир становится проницаемым для неба, и общение с посланцами небес снова становится чем-то естественным. Как в райском саду. И не случайно, что Мария сначала путает Иисуса с садовником.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!
Мы можем только гадать, почему она Его не узнала сразу. Может быть, переживания утраты застилали ей глаза, а может, как думают некоторые, Иисус явился ей в другом, уже славном виде, совсем не таким, как запомнился в момент Распятия.
Но Она его все-таки узнала, стоило Ему произнести ее имя. Бог знает каждого из нас лучше, чем любой человек, и любит больше. И, когда Он зовет, это слышно – в том, как Он произносит наше имя.
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей.
Один из современных интерпретаторов Евангелия, Андрей Черняк, физик по образованию, полагает, что Воскресение было сродни ядерному взрыву – отсюда изображение-негатив на Туринской плащанице. Тело Иисуса – это другое состояние материи, плазма, или что-то подобное, и потому к нему нельзя прикасаться. А филологи считают, что дело в переводе, и можно было бы перевести: «Перестань Меня обнимать, не цепляйся за Меня, пожалуйста!» Иисусу надлежит возвратиться к Отцу, чтобы ниспослать Духа, как Он и обещал. И ей предстоит найти этот новый источник опоры – не вовне, а внутри себя.
Заметили ли вы, как Иисус говорит об учениках? Несмотря на то, что они бросили Его, они – Его братья, и Отец – по-прежнему их Отец. Мария же, пережив этот опыт Встречи, опыт драгоценный, не должна его хранить только для себя. Хотя ей и не сразу поверят, она обязана об этом свидетельствовать.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Ученики находились в страхе, и тут приходит Иисус. Дважды Он возвещает им мир. Его слово – это живая реальность, они обязательно должны были этот мир почувствовать – и обрадоваться, увидев его живым, убедившись, что это не призрак.
Господь подает им Духа Святого. Мы уже раньше, в Прощальной беседе, касались того, как действует Дух в жизни христианина, и будем говорить об этом подробнее, читая про Пятидесятницу. Здесь же Господь прибавляет про прощение грехов.
В современной церковной практике это слово понимается как слово о священниках и исповеди – и это действительно так: в исповеди действительно происходит прощение и разрешение грехов, обновление жизни. Но как это можно было понять тогда, когда еще не было священства в современном смысле этого слова?
И.Я. Гриц считает, что это относится ко всем – про возможность прощать грехи своему ближнему. Вот жена что-то сделала не так, и просит о прощении – и я имею власть простить. И наоборот, она может прощать меня. Но разве не было так и раньше? Да, и раньше можно было прощать ближнему, но это не было заповедью, повелением Господа. Архим. Виктор Мамонтов поэтому говорил, что каждый вечер мы должны просить прощения у своих детей – уча их прощению.
Мне, на основании изучения посланий Павла, видится, что дар прощения (и удержания бремени греха) был дан всей общине. Недостаточно просто сказать: ты прощен. Все, в единстве Духа, должны об этом молиться. Но иногда невозможно дать прощение – когда человек упорствует в своем грехе, хочет, чтобы черное называли белым. В таком случае никто – ни община, ни самый великий пастырь, — не смогут разрешить от греха.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Почему Фома не соглашается с учениками? Может быть, потому, что он не хочет обманываться? Бывают принципиальные люди, для которых горькая неизвестность дороже убаюкивающих слов других. Или, что трагичнее, он не видит свидетельства встречи с Воскресшим в других учениках?
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
В третий раз мы слышим это «мир вам!» Шалом, покой Божий, сходит теперь на всех учеников. Не нужно ни с кем спорить, ничего доказывать.
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Мы не знаем, вложил ли Фома свои персты в раны Господа, или нет. Но что удивительно, он первым исповедует Иисуса не просто Мессией, но Самим Богом! Удивительно, но это сомнение Фомы подарило нам одну из самых драгоценных жемчужин Евангельского повествования.
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
И, если вы дочитали до этого момента, очень надеюсь и молюсь о том, чтобы цель евангелиста для вас оказалась достигнутой. Скептик вы, как Фома, или желаете верить вопреки очевидности, как Мария, решительны вы, как Петр, или застенчивы, как Иоанн, — Господь пришел для каждого из нас.
На этом можно было бы и закончить. Но тогда бы осталось непонятным, а как жить дальше: можно ли после всего происшедшего вернуться к обычной жизни, и что будет с общиной учеников? И евангелист дает нам эти ответы.
1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы.
Итак, ученики вернулись к обычной жизни. Невозможно все время быть на горе Преображения, невозможно быть в сплошном миссионерском походе. Им предстоит открыть, что обычная жизнь может быть не менее пронизана Присутствием Господа, чем самые чудесные моменты. Снова они в лодках, занимаются ловлей рыбы. И снова, как когда-то, на заре их призвания (Лк. 5:1-10), у них ничего не ладится, и требуется вмешательство Иисуса.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.
8 А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.
Петр, как всегда, проявляет особую ревность. Едва одевшись, он бросается в воду. Может быть, этого и не требовалось, — но евангелист как бы раскрывает нам, как по-прежнему дорог для него Иисус.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Снова – трапеза. Как на Тайной Вечере. И Иисус снова с ними.
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
В греческом тексте используются разные глаголы любви. Агапао – это любить жертвенно, быть верным Завету, как верен Сам Бог. Филео – это просто быть другом.
Иисус говорит: любишь ли Меня в высшем смысле, и больше, чем другие? Но при этом обращается к нему не новым именем, Петр, а по-старому, до призвания в ученики, Симон Ионин. Мягкий упрек, которого Петр не может не слышать. И он скромно отвечает: Ты знаешь, что я Тебе друг.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.
Второй раз Иисус уже не предлагает Петру сравнивать себя с кем-либо. И снова Петр слышит: заботься о Моем стаде.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
В третий раз Иисус меняет глагол и спрашивает: а друг ли ты Мне. И тут Петр плачет. Ты все знаешь. Ты знаешь, что друг.
Трижды Петр отрекся. Трижды ему дано исповедать свою верность Иисусу. После этого он полностью восстановлен.
Я слышал про одного человека, который согрешил против брата – по слабости, и все же. Его давно простили, но сам он не мог простить себя. И Господь устроил так, что этот человек через несколько лет попал в точно такие же обстоятельства, прошел точно такой же путь, чтобы понять: Бог его прощает и любит.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Путь ученика не будет легок. Можно ли к этому подготовиться? Едва ли. От нас требуется только одно: идти за Иисусом.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною.
Нам часто хочется понять, почему наша судьба складывается иначе, чем у других. Но чужая жизнь нас не касается. У каждого — свои радости, и свои испытания. Он каждому рассказывает его собственную историю, – говорит К.Льюис в «Нарнии».
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Этот ученик, безусловно, жив у Господа. У Него все живы. А кто-то скажет, что этот ученик и сегодня среди нас – посредством слова, которое мы читаем.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.