С Воскресением история спасения не заканчивается, а только продолжается. Господь уже прошел через смерть, победил мир, и взошел к Отцу. Остается и нам – войти в Его Царство. Об этом, о практике христианской жизни, и будет последняя часть рассылки.
Поскольку многие делали паузу в чтении, давайте кратко напомним все предыдущее.
Первая часть рассылки состояла из текстов Ветхого Завета, и была посвящена тому, как был сотворен этот мир и человек, как произошло грехопадение, как развивались отношения с Богом. Мы читали о завете с праотцами и со всем народом Израиля. Исход и спасение, дарование Закона и завоевание земли обетованной, царство и плен, пророчества и мудрость – все проходит перед нашими глазами в первых 50 текстах.
Следующая часть рассылки, 20 текстов, посвящены Евангельским событиям, ключевым в истории человечества: воплощению Сына Божия, Его жизни и учению, Его смерти и воскресению. Его Пришествие было не внезапным – вся история Ветхого Завета, все надежды были устремлены к фигуре грядущего Мессии. И тридцать с небольшим лет жизни Иисуса на земле изменили всю историю человечества, изменили сам характер отношений человека с Богом. Царство Божие приблизилось. Был заключен Новый Завет, о котором говорили пророки. Отныне будут прощены грехи, закон будет вложен в сердца людей, и каждый будет знать Господа (Иер. 31:33-34). Но вошли ли мы в этот завет в полноте?
Так мы переходим к третьей части рассылки – о нас, о нашем этапе священной истории. Церковь, собрание верующих из всех народов и языков, становится сообществом, где Новый Завет должен осуществиться. О том, как рождается Церковь, чем она живет, как она осознает себя по отношению к древнему Израилю и миру язычества, мы будем читать в Деяниях и посланиях. Но Церковь – еще не Царство Божие. Оно будет созревать постепенно, встречаясь с сопротивлением, отступлениями и подменами – внутри самой Церкви. Этой истории прошлого и будущего посвящена книга Откровения, которая и завершит оставшиеся нам 30 текстов.
А начнем мы с книги Деяний, которая является продолжением Евангелия от Луки.
1:1 Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
Начиная новое повествование, нужно напомнить о сказанном ранее, что кратко и делает Лука. Он вспоминает о служении Господа, о Его учении, но еще больший акцент делает на истине Его воскресения.
Мы читали о явлениях Воскресшего по Иоанну, но и у самого Луки есть прекрасная последняя глава Евангелия, где он повествует о недоумении мироносиц у пустого гроба, о встрече с Иисусом на пути в Эммаус, о явлении Господа ученикам и Его вознесении.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
Ученики ждут восстановления Царства Израильского – наступления эры справедливости, блаженной жизни (примерно как в Пс. 71). Но будем ли мы счастливы, если нас, таких, какие мы есть сейчас, поместить в идеальные внешние условия? Ведь основа всех нестроений – не вовне, а внутри… Поэтому Господь говорит, что внешнее обновление произойдет, когда Богу будет угодно, но до этого обновление должно начаться изнутри. Он говорит о даре Духа, обещанного через пророков:
«Так говорит Господь Бог: Я окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:22,26-27).
Получив Духа, апостолы смогут не только жить обновленной жизнью, но и стать свидетелями Иисуса. Греческое слово «свидетель», мартюс, довольно скоро будет означать и «мученик». Т.е. апостолы должны быть готовы отдать жизнь за эту весть. И Евангелие действительно пронесется от Иерусалима даже до пределов земли (об этом — последующее повествование книги Деяний).
2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго,
Пятидесятница в иудейской традиции — праздник дарования Закона. Какой день лучше подходит для того, чтобы излить Дух – очищающий, подобно огню, и наполняющий силой и прохладой, подобно ветру?
4 и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Исполнившись Духа Святого, апостолы стали славить Бога так, что их понимали люди, говорившие на всех языках тогдашней ойкумены. Говорили ли они, восклицали, или, может быть, пели?… В древности считалось, что это был дар проповеди на иностранных языках – но сложно представить, как в такой разноголосице можно было бы что-то услышать. Современные толкователи склоняются к тому, что Дух коснулся каждого, так что люди смогли понимать друг друга, как бы «превосходя» используемую речь. Ведь и в обыденной жизни люди одного духа могут понимать друг друга без слов, а для враждующих сами слова могут стать препятствием для понимания… В любом случае, на день Пятидесятницы преодолеваются границы понимания, возникшие из-за греха (см. повествование о Вавилонской башне), человечество вновь имеет шанс стать единой семьей.
Но чудо, как бы оно не происходило, всегда требует веры и открытого сердца. Поэтому одни видят людей, опьяненных радостью и хвалящих Бога, другие – слышат лишь пьяное бормотание.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Мы не горькие пьяницы, чтобы пить с утра, говорит Петр (третий час — примерно 9 утра). Но это излияние Духа – знак наступления эры, предсказанной пророками. Раньше Дух сходил лишь на избранных Божиих, да и то – на время. Сейчас Он дается всем, независимо от возраста и пола, — всем, кто послушен Господу (и кто просит о Нем – Лк. 11:13).
Какие-то знамения еще только в будущем, но уже сейчас спасение доступно всякому: не обязательно иудею! – но всем, кто будет призывать имя Господне. Не пропустите!
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его…
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
В проповеди Петра выделяются два тезиса.
Во-первых, Петр говорит, что случившееся с Иисусом – не случайность; Бог заранее знал обо всем, что произойдет. Впрочем, это не очень-то оправдывает гонителей Иисуса: Петр прямо говорит, что это его слушатели виновны в случившемся. В дальнейшем подобные отрывки использовались, чтобы обвинять иудеев: «они» Христа распяли, а «мы» Его прославляем. По апостолу, однако, виноваты все, и беззаконные язычники ничуть не меньше подзаконных иудеев. И действительно, жизнь некоторых из нас до принятия веры была сплошным оскорблением Богу.
Но все же чувство вины – не основной мотив проповеди Петра. Центр его благовестия – Сам Иисус, все, что с Ним произошло. Он – Господь, Он – средоточие всей надежды, Помазанник Божий.
К сожалению, вместо Иисуса так часто предлагается главным сделать что-то иное, что даже не стоит перечислять, потому что все это – мимо цели. Ведь если сказанное Петром правда, то остается одно:
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
Слушатели Петра хорошо наставлены в Законе, Пророках и Писаниях, поэтому им достаточно услышанного. Что делать? Креститься.
Крещение для прощения грехов уже практиковал Иоанн. Это был действительно дар, когда можно было начать жизнь как бы сначала, признав, что ранее пройденный путь вел не туда.
Но Петр призывает креститься «во имя Иисуса». Покупая раба, эллины омывали его, объявляя своим. Признать, что теперь моя жизнь мне более не принадлежит, а принадлежит Ему, Господу Иисусу, и я делаю, что угодно Ему, а не выбираю, как лучше для меня, или как угодить родным, друзьям, начальству и пр. — на это требовалась решительность!
Петр подчеркивает, что Иисус пришел именно для Своего народа, Израиля, — допуская, впрочем, что и для «дальних». Как бывает с пророками, он сказал больше, чем имел ввиду: состав народа Божия сильно поменяется в самое ближайшее время.
Подводя итог, Петр подчеркивает, насколько все всерьез: кругом царит развращение, как во времена Ноя, и нужно спасаться. Сегодня люди склонны не замечать таких предупреждающих знаков, убеждать других, что «спасутся все» — но действительно ли это свидетельствует о том, что они любят окружающих больше, чем сам апостол?
Проповедь Петра имела невероятный успех, который невозможно объяснить ораторскими навыками апостола, или пробудившейся в нем смелостью. Почва была подготовлена поколениями. Но нужен был Дух, чтобы все это воспламенилось верой.
Многих из нас крестили в детстве. Однако отречение от прошлой жизни и сознательное внутреннее решение отдать свою жизнь Господу, заключение «личного завета» с Ним требуется и сегодня. И тогда жизнь действительно меняется, приобретает новое, духовное измерение. Насколько – зависит от каждого.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
В 42 стихе дается четыре основания, на которых стоит вся духовная жизнь. Это:
1) изучение апостольского благовестия о Христе, и в свете этого переосмысление всех Писаний Ветхого Завета,
2) жизнь в общине, в которой нет места одиночеству, а есть взаимная помощь и поддержка,
3) Евхаристия, совместное благодарение Господа за Его Жертву, и единение в Святой Трапезе,
4) жизнь в молитве – личная и братская, когда все дела освящаются призыванием Имени Божьего, и все нужды решаются только через Него.
Сегодня духовную жизнь часто редуцируют к одной или двум основам (чавще всего — к Причастию и молитве), а про остальные (братское общение, изучение Слова Божия) забывают. Но, как говорил о. Александр Мень, это все равно что подпиливать ножки у стола – стоять нормально он не будет. По этому стиху можно проверять, насколько в полноте проходит моя христианская жизнь.
Первые христиане даже предпринимают попытку жить одной большой семьей в буквальном смысле – обобществляя имущество. Что это, идеализация – или вдохновение свыше? Если и идеализация, то этими идеалами будут жить лучшие люди Церкви – свт. Иоанн Златоуст, преп. Сергий Радонежский. Насколько наше время отстоит от первохристианства, понятно уже потому, что сегодня для многих даже десятина кажется чрезмерной.
А еще ученики (именно так они называют себя) полны единодушия и любви друг ко другу, и их любят даже внешние – верующие еще не противопоставляют себя остальным, тем более не пытаются навязывать свои взгляды и правила жизни.
И, соответственно, основное настроение Церкви – это страх Божий и веселье, переходящее в хвалу. Последнее — не случайное упоминание. Христианская жизнь – это жизнь с избытком. Не радостной она быть не может.
Начало книги Деяний чем-то напоминает описание Эдема: картина нового творения, в которое еще не проникло зло. Это тот образ Церкви, который может жить в сердце каждого христианина, к которому Церковь всегда будет возвращаться.
И — вам подарок. Сергей Сарвадий, старшекурсник и ведущий чтений, перевел несколько замечательных текстов современного подвижника, о. Матфея Бедняка. Текст, посвященный Пятидесятнице, вы можете прочесть по ссылке