После того, как Павел убедил учеников в своей искренности, он, наконец, может преподать им некоторые наставления (это центральная часть послания).
О чем бы вы говорили только что новообращенным? Попробуйте перечислить!:)
Как видится, сегодня новоначальный православный христианин получит наставления, какие молитвы читать, как готовиться к Причастию. Ему посоветуют лекции известных богословов, порекомендуют те или иные интересные и глубокие книги. Для многих вхождение в Церковь начинается с Таинств, Предания – с богословия.
Павел же начинает с азов – с нравственности.
Если не усвоено самое простое, «духовные поиски» станут лишь иллюзией: как святость Божия, Его Присутствие может сочетаться с человеческим беззаконием? Будут прекрасные мысли, но Бога в этом не будет.
Более того. Сегодняшнее состояние Церкви нередко напоминает девиз «каждый сам за себя». Что происходит в жизни человека, который стоит рядом со мной в храме, я знаю далеко не всегда. Я даже не всегда знаю имя этого человека… Первохристианская Церковь жила иначе: «мы – одно тело во Христе Иисусе» (ср. Рим. 12:5). Ученики спасаются сообща, помогая один другому в общем пути к святости. И потому так важно договориться о том, как относиться друг ко другу, чтобы община укреплялась, чтобы единство не подвергалось испытаниям грехами друг друга.
Когда апостол пишет эти наставления, с одной стороны, он, конечно, откликается на конкретную ситуацию в Фессалониках (можно сказать, что это временное в послании). С другой стороны, то, о чем он будет говорить, затрагивает нас всех, потому что все мы примерно одинаковы, и каждому стоило бы обратить внимание на области жизни, которых касается апостол, усвоить принципы, которые не устаревают.
Но послушаем самого апостола.
3:1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
Павел просит слушателей не просто определенным образом вести себя (как бы выполнять «норму» нравственности), но и прикладывать усилия к тому, чтобы сделать угодное Богу, и расти, преуспевать в этом.
И начинает он с вопросов сексуальности.
У греков были довольно свободные нравы (этим «славились» и их языческие боги), да и портовый город, напоминающий в этом отношении современный мегаполис, предоставлял множество возможностей для удовлетворения любых прихотей.
Но вам, кто признал над собой Господином Иисуса Христа, говорит Павел, отныне не все можно.
Если вы хотите, чтобы в вас жил Святой Дух, подготовьте себя. Бог не может войти в человека, оскверненного беспорядочными связями и даже нечистыми мыслями. Некоторые настолько предаются блуду, что теряют всякое человеческое достоинство (честь и славу образа Божия). Вы же должны научиться хранить и освящать свой «сосуд», тело, — которое должно стать вместилищем Духа Святого. Подобно сосудам ветхозаветного храма, которые можно было использовать исключительно для служения Богу, так да будут освящены и ваши тела.
Итак, старайтесь, продолжает Павел,
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
Шестой стих с первого взгляда как будто о другом. Но по логике аргументации он продолжает тему сексуального поведения, просто уже в другом аспекте, в аспекте отношений. Вы не должны преступать законных границ чужого брака, посягать на то, что вам не принадлежит (чужую жену или дочь). Так вы не только оскверняете себя, но и грешите против своих братьев, разрушая христианскую любовь, доверие друг ко другу, — за что Бог накажет по всей строгости, Он – «мститель за все это»
(впрочем, другие места Священного Писания показывают, что грешника наказывает сам грех – он пожнет и ярость обманутого супруга, ощущение вины и угрызения собственной совести, ему придется работать на два дома, а репутация его будет безнадежно испорчена – Притч. 6:26-35),
Но дело не в последствиях греха, а в том, что у вас – высокое призвание: освятиться, чтобы быть Божьими людьми, чтобы общаться с Самим Богом лицом к лицу и наследовать благословения вечной жизни, чтобы через вас другие люди могли узнать о Христе и захотеть жить так же. Чистота – необходимое условие для этого.
И это не просто напоминание, не просто совет (советом можно и пренебречь). Апостол предупреждает: непослушание в этих вопросах – это непослушание не Павлу, а Самому Богу.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам;
12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Вторая часть наставлений касается собственно взаимоотношений с братьями и публичного поведения.
Вначале Павел хвалит фессалоникийцев за братолюбие. Братолюбие, филадельфиа, в отличие от общей любви агапе, направлено вовнутрь, на членов своей общины, на учеников Христа.
В первую очередь, это выражалось в том, что одни общины собирали средства в помощь другим, пострадавшим от голода, гонений. Но, конечно, отношение не ограничивалось только деньгами. Верующие оказывали гостеприимство и предлагали поддержку странствующим проповедникам, с радушием приветствовали путешествующих членов других церквей, навещали больных, заключенных, поддерживали гонимых, и постоянно молились друг за друга, носили друг друга в своем сердце (что это труд, знает всякий, кто хоть однажды за кого-то молился продолжительное время).
И сегодня в живых церковных общинах верующие помогают друг другу с переездами и ремонтом, заботятся о тех, кому трудно передвигаться (особенно это проявилось в карантин), вместе организуют походы, поездки и справляют праздники, создают здоровую среду для детского и подросткового общения, возрастания в вере, укрепления отношений. Некоторые даже берутся на постоянной основе поддерживать миссионерские, просветительские начинания – так они помогают и братьям в их служении, и миру.
Если вложить свою душу во все это, во-первых, христианство станет привлекательным для внешних, а во-вторых, будет меньше вопросов о том, как изменить мир.
Павел – наследник пророческой традиции Ветхого Завета, но при этом он не берется изменить мир посредством революций или вмешательства в политику. Он понимает, что изменить мир можно только изнутри, изменив человеческое сердце. Поэтому он, подобно философам-киникам, советует жить «тихо», не вступая в политическую деятельность (тем более, что для нарождающегося христианства это могло плохо закончиться). Но некоторая отстраненность от общества для Павла все же имеет здравые границы: жить при этом нужно так, чтобы люди, не принадлежащие к христианству, имели о христианах доброе мнение (киники, напротив, часто эпатировали своими выходками). Вы должны жить так, чтобы вам хотелось подражать в благочестии – как бы говорит Павел.
А еще Павел советует работать своими руками. Вот это для учеников была подлинная революция, поскольку в Греции труд был не в почете. Трудились рабы, илоты, а свободные люди наслаждались жизнью или творили для собственного удовольствия; да и философы-киники предпочитали не трудиться, а жить за счет подаяния. Вопреки этому идеалу «свободной и беззаботной жизни» Павел призывает не жить за счет других братьев и сестер, а работать так, чтобы ни в чем не нуждаться самим, и, как будет сказано ефесянам, «было из чего уделять нуждающемуся» (Ефес. 4:28).
В немногих словах Павел предлагает целую программу христианской жизни.
Как вы думаете, если бы он писал свое послание сегодня, в условиях современности, добавил бы он что-то, или изменил? (Мне лично кажется, что он обратил бы дополнительное внимание на использование интернета, который может как помогать в общении, так и вести к большему одиночеству, эрзац-жизни в виртуальном мире.) А вы как думаете?
Что из сказанного представляет для вас наибольшую трудность? Что уже получается, и за что, в таком случае, можно благодарить Бога? Как бы вы могли больше «преуспеть» в чистоте, братолюбии и честной жизни, о которых говорит Павел?