Мы запустили пилотную серию «100 ключевых текстов Библии«, которая после обсуждения здесь будет предложена широкой аудитории на Экзегете.
Эти тексты дают возможность познакомиться с основными событиями библейской истории, идеями и лицами. Надеюсь, они помогут увидеть Библию как целое и приблизить Слово Божие к жизни современного человека.
Сам план рассчитан на тех, кто:
- только начинает изучать Слово Божье,
- уже читал отдельные книги, и хочет получить впечатление о Библии в целом,
- кто хочет «освежить» впечатление от чтения Священного Писания, получить вдохновение для его дальнейшего изучения.
Наша цель – не просто дать информацию, но и заинтересовать чтением Библии, — чтобы хотелось читать дальше.
Наш метод. Текст Библии публикуется с небольшими комментариями и вопросами. При подготовке материалов мы руководствуемся несколькими принципами.
- Писать просто, но не в ущерб смыслу.
Сопровождающий текст должен быть не длинным и простым по языку, чтобы его могли прочесть неподготовленные читатели. При этом простота достигается не за счет смысла: текст должен быть интересен и опытному читателю. Не подойдут цитаты-комментарии, архаичные по стилю и к тому же длинные. Вместе с тем, наши комментарии должны быть в русле церковной традиции – важные мысли толкователей прошлого пересказываем своими словами.
Не стоит читать мораль и сводить все к общим истинам («постись, молись, кайся и смиряйся»). Однако вдумчивое чтение Библии может дать новый взгляд и на такие привычные вещи.
- Использовать особые приемы для углубления понимания и связи текста с жизнью.
Некоторые мысли лучше переформулировать в виде вопросов – чтобы происходила мыслительная работа. То, до чего дошел сам, помнится лучше.
Многое можно предложить как повод к молитве, ведь конечная задача чтения Библии – научиться доверять Богу свою жизнь, искать ответов именно у Него.
Чтобы показать единство, целостность Библии, важно ввести «ключи» — пронизывающие все повествование темы Заветов, заповедей, творения и нового творения, и др.
Не менее важно показать разнообразие, свободу жизни с Богом, несводимость ее к одному шаблону молитвы, образа жизни, служения.
- Учитывать современные научные данные, но не зависеть от них.
К некоторым текстам Библии трудно писать комментарий.
Во-первых, таковы отрывки, которые будто противоречат современным научным данным. Например, рассказ о происхождении человечества от одной пары, или отсутствие смерти в мире до грехопадения противоречат данным генетики и археологии, — в животном мире всегда существовали хищники и смерть, и похоже, что у человечества было несколько пар общих предков.
Во-вторых, есть отрывки, где библейская интерпретация не совпадает с исторической. Например, рассказ о Вавилонской башне предполагает наличие единого языка и строительство во славу себя, тогда как гипотеза общего праязыка вряд ли может быть подтверждена, а имеющиеся исторические постройки были именно храмами, т.е. построенными в честь бога, правда, не Израильского.
В-третьих, существует различие между традицией и научными реконструкциями, данными библейской критики. Например, в Пятикнижии выделяют различные устные традиции и письменные источники, тогда как в народном сознании все Пятикнижие написано Моисеем.
Что из этого должно найти отражение в тексте?
Игнорировать трудности нельзя, но и чрезмерно концентрироваться на них тоже не стоит. Один из способов снять противоречия – говорить о различии языка: мифа и научного описания, истории и поэзии, реальности и апокалиптики. Главный критерий здесь, помогают ли наши рассуждения понять текст современному человеку, нечто узнать о взаимоотношениях Бога и человека, применить текст к собственной жизни, — или уводят в сторону.
Из практики.
Основа хорошего текста = базовое понимание текста + молитвенное размышление над ним + отсечение лишнего.
Базовому пониманию содействует работа с первоисточником, комментарии, и весь предыдущий опыт чтения, обучения у опытных наставников.
Молитвенному размышлению — подготовка (быть мирным, не употреблять алкоголя) и медленное чтение в тишине, иногда — стоя, перед лампадой с иконами.
Чтобы отсечь лишнее, важно помнить о читателе, а не писать для себя.