Владимир Стрелов. Некоторые мысли, которые были у нас озвучены во время чтения 23 псалма в период пандемии Covid-19. Он звучит так:
1 Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, —
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Это очень известный псалом. Мы читаем его, когда готовимся к причастию. Понятно, что во время подготовки к причастию мы его воспринимаем в аллегорическом ключе — что нам нужно подготовить своё сердце, чтобы в нас вошёл Господь. Но прежде, чем говорить о таких толкованиях, хорошо бы понять, каков буквальный смысл этого псалма. Он не сразу очевиден.
Видно, что псалом распадается на три части. Первая часть — это первые два стиха: “Господня — земля…” Вторая часть начинается словами “Кто взойдёт на гору Господню…” И третья часть — “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!”
Как и в связи с чем мог быть написан этот псалом? Высказывается предположение что в древнем Израиле был праздник, связанный с перенесением ковчега Завета. Когда этот Ковчег переносили, то призывали, с одной стороны, чтобы люди, которые входят в храм, определенным образом готовились к этому. С другой стороны — чтобы они славили Бога, Который является Творцом и Господином всей вселенной. И с третьей стороны, призывали, чтобы Господь вошёл в храм вместе с этой процессией. Может быть, это было так, как сегодня у нас ходят с крестным ходом. Чтобы Сам Господь вошёл в Свой храм и явился всем остальным.
Интересно, что это псалом идёт после 22 псалма. Там Господь изображён как пастырь, как пастух, а здесь Он как воин, как царь, как Господь небесных воинств, небесных сил. Эти псалмы словно дополняют друг друга.
Начинается он с того, что говорится “Господня — земля!” Мы часто думаем, что Господу словно не находится места в этом мире, но псалмопевец напоминает, что всё наоборот. Это Его земля, это Его мир, и Он здесь Владыка и Господин. Более того, Он источник всякой стабильности. Он основал землю на морях и на реках утвердил её. Море и реки в Писании — непостоянные стихии, и это часто образы, в том числе и народов, которые могут устраивать восстания, войны и т. д. Но Господь — это источник стабильности. Его земля не колеблется.
И каким тогда нужно быть, чтобы войти в Его присутствие? Вот эта гора Господня, о которой говорится. Что это за гора Господня? Конечно, в первую очередь приходят мысли о Сионе, на котором стоит храм. Но вместе с тем, можно понять эти слова иначе, если соотнести псалом с 1 и 2 главами книги Бытия. Это можно понять как Эдем, как земля, только что сотворенная. И кто может на этой земле и в Эдеме пребывать?
Действительно, из Эдема истекали четыре реки и обтекали всё остальное пространство. Кто может войти в Эдем? И вместе с тем, здесь говорится “или кто станет на святом месте Его?” Это ещё интереснее, потому что святое место — это всякое место, где пребывает Господь. Это может быть и наша квартира. Это может быть любое — абсолютно любое место. Необязательно это храм, но когда мы читаем этот стих и этот псалом, вполне можно задумываться: вот идём мы в храм на службу, и кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его, а кто вообще может войти в присутствие Божие?
“Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, и кто не клялся душою свою напрасно и не божился ложно”. Это похоже на 14 псалом, где тоже говорится об условиях нахождения в присутствии Господнем, но здесь этих условий меньше. Первое — это не делать другому зла: “у кого руки неповинны”. Второе — это хранить себя в чистоте. Третье — “кто не клялся душою своей напрасно и не божился ложно”. Слова “не божился ложно” можно ещё перевести, как “не приносил жертв ложным богам”. То есть, тот, кто сохраняет верность Богу. “Кто не клялся душою своей напрасно” — конечно, можно понять это как единство в поведении: сказал и сделал! Но, может быть, здесь речь идёт о чём-то большем — просто о верности, например, верности отношениям дружбы, верности в браке…
И кто может сказать про себя, что у него это всё есть? И что же делать, если ты идешь с процессией вместе с ковчегом Завета, и вдруг левиты, которые стоят по сторонам, начинают читать такие стихи? Что же? Развернуться и уйти? Нет, похоже, этот стих призывает проверить своё сердце и, если есть что-то, что меня отделяет от Господа, то принести в этом покаяние и попросить Господа помочь это исправить, а может быть, и дать обет, что я это исправлю.
“Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего”. Конечно, когда мы просто находимся в Его присутствии — это уже благословение.
“Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!” Это очень интересно. Может быть, это самое главное в этом псалме. Ведь вопрос, который этот псалом задает человеку: действительно ли ты ищешь Бога? Если ищешь Бога, Он поможет тебе очиститься, Он даст тебе ощущение стабильности, Он введёт тебя в Своё присутствие. Но ищешь ли ты Его?
“Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!” В буквально-историческом контексте, конечно, это вход ковчега Завета в храм. Можно понимать это как причастие — что мы, действительно, открываем своё сердце, чтобы туда мог войти Господь. Не только уста, но и сердце. В прообразовательном смысле это можно даже понять, как вочеловечение Бога Слова. Вот, действительно, врата вселенной открываются, и Бог становится человеком. Он входит в историю, Он входит в наше существование.
Кто же это — Царь славы? Крепкий, Сильный, Который может победить. Господь Сил, Он Царь славы!
Последние слова — это, конечно, славословие, которое напоминает четвёртую главу книги Откровения, где тайнозритель Апокалипсиса вдруг видит престол славы и понимает, что действительно подлинная реальность — это реальность Божья. Всё остальное — это то, в чём мы живём, но что рядом с Ним, конечно, выглядит гораздо-гораздо призрачнее. А вот Он по-настоящему живёт, существует, и в это Его присутствие это псалом призывает нас войти. И это то присутствие, которое в конце концов, в конце нашей человеческой истории будет действительно для всех очевидно.
От слов “Господня — земля!”, то есть, от сотворения мира, и до того, что Господь — это “Господь, Царь славы” всего 10 стихов, и они проходят через наше человеческое сердце, через желание искать Его, через желание стремиться стать таким, каким Он нас хочет видеть, или, по крайней мере, дать Ему возможность нас менять, чтобы мы стали такими.
На самом деле, здесь можно остановиться даже на первых двух словах “Господня — земля!” и петь, и танцевать, и просто радоваться тому, что Он нам дал, и даже никуда дальше не идти.
Пусть это псалом поможет немножко воспрянуть духом и всем улыбнуться и поправиться. Аминь.