«Псалмы-проклятия. Ни за что на свете!» — третья глава из книги Эллен Дэвис «Общение с Богом».
«Конечно же, вы не хотите сказать, что любой христианин должен молиться этими псалмами! Из-за таких текстов Ветхий Завет следует сжечь, а пепел выбросить в море!» — реакция была очень резкой, и, вероятно, другие тоже разделяли ее. По меньшей мере первую часть этого мнения. Я только что закончила защиту «псалмов-проклятий» на преподавательском занятии в моем собственном приходе, где люди были готовы к откровенности. Да, я действительно хочу сказать, что христиане должны молиться этими оскорбительными псалмами, которые призывают гнев Божий на наших врагов. Или, что еще лучше, мы должны знать, что эти псалмы доступны и даже подходят для христианской молитвы, а иногда они необходимы. Но, как и многие хорошие инструменты, их нужно использовать ответственно, иначе они становятся опасными для нас самих и для других.
Псалом 108 — самый пространный из этих проклинающих псалмов. Стихотворение начинается, как и многие причитания, с жалобы на врагов:
«Боже хвалы моей! Не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым» (Пс. 108:1-2)
Особая едкость псалмов с проклятиями проистекает из того факта, что враги не безлики. Это люди хорошо известные псалмопевцу, даже дорогие друзья, от которых у него есть все основания ожидать любви в ответ на свою собственную:
«Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь» (Пс. 108:3-4)
Псалмопевец — действительно «молящийся за всех». Вот как он сейчас молится за своего бывшего друга:
«Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех [1]; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих» (Пс. 108:6-10)
Вы не слышали этих слов в церкви. В воскресных чтениях подобные псалмы вообще опускаются или включаются в сильно урезанном виде. Но, закрывая таким образом рот псалмопевцу, мы теряем то, что, по замыслу Библии, должно быть у нас. Отказываясь прислушиваться к этому гневу и даже произносить его вслух, мы теряем возможность включить наш собственный гнев в контекст наших отношений с Богом. На самом деле, псалмы-проклятия — это важнейший ресурс для нашего духовного роста, необходимый, если мы хотим предстать перед Богом со строгой честностью. Они необходимы не только для нашего индивидуального духовного здоровья, но и для поддержания или восстановления здоровья церкви. Ибо эти псалмы напрямую связаны с особенностью церковной жизни, которая почти никогда не признается: феноменом предательства внутри религиозной общины. Однажды, присутствуя на евхаристической службе в теологическом колледже, готовящем студентов к миссионерской работе, мы собрались вокруг алтаря и пели в духе Тэзе:
Мы здесь, за трапезой Господней.
Мы не одиноки.
Мы здесь с нашими врагами.
Есть ли какая-нибудь регулярная община, где это песнопение нельзя было бы честно и с пользой применять? Возможно, автор нашел вдохновение в самом пронзительном из проклинающих псалмов:
«Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» (Пс. 54:13-15)
Псалмы-проклятия помогают нам сдерживать свой гнев с чистой совестью. К сожалению, большинство из нас относятся к своим врагам скорее как псалмопевец, чем как Иисус. Мы должны молиться, чтобы исцелиться от нашей жестокосердности, но исцеление не придет через сокрытие. Исцеление для нас самих и даже для наших врагов требует, чтобы мы признавали наши горькие чувства и, в то же время, не поддавались их тирании. Скорее, мы должны предложить их, наряду с нашими более привлекательными дарами, для Божьей работы по преобразованию. Псалмы-проклятия дают нам здоровое практическое руководство по совершению этого приношения гнева.
Во-первых, они предлагают нам слова для выражения нашего гнева, когда мы слишком ошеломлены его масштабом, чтобы найти свои собственные. Будучи молодой семинаристкой, я пережила горький опыт предательства со стороны близкого друга в общине — классический случай использования псалмов-проклятий, хотя я этого и не знала. Но мой профессор пастырского богословия увидел мою нужду и дал мне список псалмов с советом: «Зайди в часовню, когда вокруг никого нет, и прокричи их во всю глотку». Это был самый полезный совет, который кто-либо дал мне в то время — особенно та часть, которая касалась крика. То, что псалмы дали выход моему гневу — очевидно. Менее очевидно, но гораздо более важно то, что они помогли мне преодолеть слепую ярость. Через несколько дней и ночей мои собственные громкие разглагольствования стали звучать для моих ушей немного по-другому. Как бы я ни была зла, я могла расслышать в них слабую нотку самодовольства, даже мелочности. «Откровения Твои — утешение мое, [и уставы Твои] — советники мои», — говорит псалмопевец (Пс. 118:24). Подобно мудрому другу эти псалмы составляли мне компанию в моем гневе и, в то же время, наставляли меня через мое самосознание. Ибо псалмы-проклятия сталкивают нас с одним из самых стойких проявлений идолопоклонства, от которого никогда не были застрахованы ни Израиль, ни Церковь: верой в то, что от Бога так же мало пользы нашим врагам, как и от нас самих, желанием свести Бога к продолжению нашего собственного уязвленного эго.
Во-вторых, поскольку эти псалмы приходят к нам как данные Богом «советчики», мы можем доверять их учению о том, что мстительный гнев — это один из способов приблизиться к Богу. «Боже хвалы моей» (Пс. 108:1), — начинает псалмопевец. Призыв к отмщению — это не самовыражение, а молитва, основанная на том, что мы знаем как истину: Бог проявляется как в суде, так и в милосердии. Бог, который создал нас для совместной жизни (Быт. 2:18), как и мы возмущен теми, кто нарушает доверие и разрушает сообщество. Псалмы-проклятия косвенно подтверждают, что каждый верующий имеет свою роль в пророческой задаче назвать зло и отречься от него, включая зло внутри сообщества верующих, включая зло, направленное против нас самих. В этом нет ничего дохристианского. Наши обеты крещения требуют, чтобы мы произносили такое же утверждение, когда желающий принять крещение (или его родители) утвердительно отвечают на вопрос: «Отрекаешься ли от злых сил этого мира, которые развращают и уничтожают творения Божьи?» [2].
Третье и наиболее важное направление, предлагаемое этими псалмами, заключается в том, что призыв к отмщению неизменно принимает форму призыва Бога действовать.
«Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это» (Пс. 108:26-27)
Никакая личная вендетта не разрешена, нельзя подсыпать сахар в бензобак, нельзя брать в руки оружие или нанимать для этого другого. Напротив, обоснованность любого карающего действия, которое может произойти, полностью зависит от того, является ли оно действием Бога, но не нашим. И читатели Библии признают, что на самом деле это строго ограничивающее условие. Ибо действие Бога свободно и направлено не только на наше исцеление, но и на исцеление всего нравственного порядка. Посредством этих псалмов мы требуем, чтобы наши враги были преданы в руки Божьи. Но кто может сказать, что с ними там случится? Ибо Бог проявляется в суде над нашими врагами, но также, увы, и в милости к ним. Таким образом, эти мстительные псалмы имеют отношение к другим формам молитвы за наших врагов. Однажды я слышал, как кто-то во время молитвы превратил проклинающий псалом в ходатайственную молитву за того, кто причинил ей боль. Это прерогатива того, кто молится. Не все мы можем сделать этот шаг, и никто не должен делать его преждевременно. «Есть время обнимать и время воздерживаться от объятий» (Еккл. 3:5). Тем не менее, даже когда мы все еще пребываем в гневе, псалмы-проклятия являются средством, с помощью которого мы передаем Богу наши собственные притязания на отмщение, и это важнейший первый шаг к исцелению всего сообщества.
Все, что я сказала, применимо к молитве проклинающими псалмами, когда мы сердимся. Но есть ли от них какая-то польза, когда мы не злимся? Стоит отметить, что они входят в состав молитв для ежедневного использования в полном своем виде. Теперь предположим, что вы наткнулись на один из этих псалмов, когда вы благословенно свободны от чувств, которые они выражают. Тогда есть ли у вас какая-нибудь возможность помолиться? Древние раввины говорили о Священном Писании: «Переворачивайте его и перелистывайте, ибо в нем есть все». Если у вас хватит смелости (а для этого потребуется немного), попробуйте повернуть псалом на 180 градусов, пока он не будет обращен к вам, и спросите: «Есть ли кто-нибудь в общине народа Божьего, который, возможно, захочет сказать это Богу обо мне — или, может быть, о нас?»
Вот один из нескольких способов, которыми я могла бы ответить на этот вопрос для себя: я обладаю материальными привилегиями по сравнению с большинством людей, которые живы в настоящее время, которые ранее жили на земле или которые будут жить в будущих поколениях. По социальному положению, доходу и личным привычкам я являюсь активным участником хищнической индустриальной экономики, регулярно потребляя гораздо больше мировых товаров, чем мне нужно. Мне в значительной степени не удалось умерить свой образ жизни в соответствии с тем, что, как я могу разумно ожидать, будет соответствовать потребностям моих правнуков, не говоря уже о тех, кто живет сегодня на двух третях земного шара. Да, есть те, кто мог бы воззвать к Богу этой ночью или через пятьдесят лет:
«Да истребит Он память их на земле за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его…
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне» (Пс. 108:15-16, 21-22)
Боже, дай мне мужества услышать эту молитву и действовать в соответствии с тем, что слышу.
Примечания
[1] Эту строку можно перевести как «Пусть его молитва станет грехом». Мой перевод отражает тот факт, что еврейское слово «грех» буквально означает «промахнуться мимо цели».
[2] В православной традиции: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» —примечание переводчика.
Эллен Дэвис. Американский богослов, почетный профессор библеистики Дьюкского Университета, преподаватель библейской экзегезы, автор комментариев к библейским текстам. Специализируется на книгах Ветхого Завета.
Перевод подготовила Елена Чистякова, студентка 2 курса Колледжа «Наследие». На русском языке публикуется впервые.